«Спартак» подарил праздник швейцарцам. Но не своим болельщикам
Очень неприятно сидеть на трибуне стадиона и воочию наблюдать за тем, как «Спартак» так, по сути, бездарно проигрывает важный еврокубковый матч. Пропустить четыре мяча от малоизвестной швейцарской команды на своем поле! Я, честно говоря, такого вообще не помню…
Ротация без начала, конца и смысла
Очень разные чувства посещают, когда ты пытаешься проанализировать эту игру. Кто-то говорит, что «Спартак» откровенно «слил» этот матч, кто-то утверждает, что бросать такого рода обвинения все-таки не стоит. Я тоже считаю, что спартаковцы все-таки хотели победить. А вот почему не получилось? Думаю, что главной причиной столь неудачной игры стало очень большое количество замен, совершенных тренерским штабом по сравнению не только с первой встречей с «Санкт-Галленом», но и играми чемпионата России. Почему, например, была выставлена такая оборона – просто непонятно.
Макеев играл центрального защитника, хотя это не его профиль. Вышел Сухи. Без нормальной игровой практики. И вместе они составили странную пару, в которой, как выяснилось, не получилось никакого взаимопонимания. Впервые в сезоне появился Уорис. Тоже без игровой практики. Барриос, Озбилиз только-только начинают находить взаимопонимание. Вот вам и природа огромного количества ошибок на поле. К чему это постоянная ротация, передергивание состава?
После травмы Боккетти показалось, что теперь будет делаться ставка на Инсаурральде, но он так и просидел в запасе. Хотя пара Инсаурральде-Кариока на мой взгляд выглядела бы более сыгранной, чем та, которую мы в итоге увидели. И все эта чехарда в защите происходила в ситуации, когда гости выставили вперед только одного нападающего.
Швейцарцы очень легко проходили нашу защиту. Даже на удивление легко. И что мы в эти моменты творили в защите, просто уму непостижимо! Помните второй гол? Макеев нормально стоял со своим игроком, потом увидел, что идет передача в сторону, где был Сухи с футболистом «Санкт-Галлена». Там уже Сухи был готов вступать в борьбу и вдруг появился Макеев. Зачем? Мяч перелетел через них и оказался у свободного игрока гостей. Вот вам и второй гол. А третий? Игрок подождал, сделал паузу, потом спокойно дал пас вразрез нашей обороны – и вынимай еще мяч. Сухи тоже выглядел странно. Нет бы, аккуратно принять, опустить мяч, а он его моментально куда-то выносит. Может ему в такой ситуации чисто психологически уже спокойнее куда-то вынести мяч, чем попытаться в суматохе начать какую-то разумную комбинацию?
Минус один титул
Пожалуй, впервые Карпин выставил вперед сразу трех нападающих. То, что декларировалось с начала сезона, поскольку «Спартак» вроде бы готов был перейти на схему 4-3-3, но так ни разу этого и не сделал. Что получилось? Да по сути ничего. Уорис играл без практики, старался, бегал, пытался чуть что отходить назад, но сил у него явно не хватало. Озбилиз все-таки нападающий не крайний. Ему место в середине. Где-то пытался взять игру на себя, шел в обводку. Но все это как-то стихийно, его окружали, и мяч в итоге отбирали.
«Спартак» вылетел. Остался чемпионат России и Кубок страны. Теперь команда освободилась от бремени еврокубковых баталий, о чем, в частности, накануне рассуждал Валерий Карпин на встречи с журналистами. Так что сваливать возможные неудачи на загруженность календаря уже не придется.
Но… Еврокубковые матчи – это всегда что-то особенное. У каких-то игроков или команд они бывают вообще раз в карьере, у других чаще. У кого-то это Лига Европы, у кого-то – Лига чемпионов. И когда ты выходишь на поле под гимн того или иного турнира, видишь полные трибуны, ты прекрасно понимаешь, что это что-то совсем иное. То, ради чего ты все годы тренируешься, играешь, ради чего ты, наконец, выходишь на самый высокий уровень. Это не может не волновать любого футболиста. Такие игры дают возможность любому игроку выйти на новый уровень. Внутри страны, внутри Премьер-лиги мы уже знаем всех соперников, там же - постоянная смена декораций. Такие матчи – это личный престиж каждого игрока, престиж всей страны в целом.
Тут у каждого футболиста появляется возможность показать себя огромному количеству зрителей, специалистов. Ты уже становишься известен не только какому-то пусть и большому, но все-таки довольно ограниченному количеству людей у себя в стране. Ты получаешь возможность показать свой уровень другой публике, другим специалистам. То есть, фактически любой футболист получает возможность преподать себя в лучшем свете, повысить свою стоимость. Я уж не говорю про неоценимый опыт, который получают футболисты. Примеров этому великое множество. Мы только что видели, как карагандинский «Шахтер» бился с шотландским «Селтиком». Жалко, что карагандинцы все-таки проиграли по сумме двух матчей, но опыт таких матчей поистине неоценим. Вся республика теперь знает, что их команда едва не выбила из борьбы очень известный в Европе футбольный клуб.
Надо ли играть в Лиге Европы?
Отнимают ли такие матчи силы? Конечно, отнимают. Если только ты выходишь на игры с мыслью играть и побеждать, а не совершать легкую прогулку по полю. Что такое две игры в неделю? Нормальный цикл для европейских клубов: будь то английских, испанских, итальянских или немецких… Сегодня каждый профессиональный клуб, попадающий в европейские кубки, обладает возможностями проводить ротацию состава. Закрыть все позиции, имея подчас два, а то и три игрока на конкретном месте. Что в этом особенного? В других странах тоже все говорят, что национальный чемпионат – это главное соревнование футбольного сезона. Но никто не ведет разговоров о том, что длительное участие в еврокубковых турнирах отвлекает от решения серьезных задач во внутреннем чемпионате. И потом – европейские матчи накладываются на внутренний календарь не каждую неделю.
К тому же, если вы обратите внимание, между играми европейскими и матчами национального чемпионата у наших команд всегда есть минимум три дня. Если же получается два, то команда переносит матч на день позже. То, что сделал «Спартак» перед встречей с «Амкаром». Этого вполне достаточно для отдыха. У нас же в команде не пенсионеры собрались, не ветераны футбола. Молодые люди, у которых время полной регенерации составляет максимум 48 часов. Если, конечно, нет травм. Тем более, что сейчас методы восстановления совершенно другие, не дедовские. Поэтому все разговоры подобного рода, это не более чем попытка в какой-то степени обезопасить себя от негативной критики в случае не слишком удачного выступления команды в чемпионате страны.
Я понимаю, что участие в Лиге чемпионов – вещь более престижная и финансово обеспеченная. Но ведь этого надо еще добиться. Занимайте более высокие места в чемпионате страны. Английский «Челси» в минувшей Лиге Европы тоже мог в какой-то момент сослаться на необходимость достижения высоких целей во внутреннем первенстве. Но он же пошел до конца и выиграл этот турнир. Потому что клуб прекрасно понимает: сезон без какого-либо завоеванного титула – это провальный сезон. Потому к ним и идут игроки, которые хотят не только получать большие деньги, но и завоевывать титулы. А кому интересно приходить в клуб, который участвует только в национальном первенстве, и борется за какое-то там восьмое или десятое место.
К тому же я совершенно не понимаю разговоров типа: мы пропустим эту Лигу Европы, сохраним силы, получим место в Лиге чемпионов и начнем демонстрировать свои возможности на более высоком международном уровне. Но это же не факт. У нас были года, когда мы не играли в какой-то Лиге или еврокубке. То есть, сил на подвиги в национальном первенстве вроде бы хватало. Однако и в нем мы не занимали высоких мест в чемпионате. Потому что не в этом дело. Мы вышли на матч в Швейцарии в экспериментальном составе, дав ряду игроков возможность отдохнуть перед матчем в Перми. И чего добились таким шагом? Так что не в этом дело. У вас же не 12-15 игроков в составе, которые, играя в таком плотном графике к концу месяца смогут передвигаться только на полусогнутых. У вас же 25-28 футболистов. Плюс возможность подтянуть молодых из второй команды, молодежного состава. Три десятка игроков разве не хватит?
Пока же «Спартак» устроил праздник швейцарцам, которые за выход в групповой турнир получат пару миллионов, что составит треть клубного бюджета. И наверное, это единственное доброе дело, которое спартаковцы сделали в этот вечер. А вот своим болельщикам, которые долго и тяжело добирались до Химок, они приятное сделать не смогли. И это очень и очень печально.