Борода – это грандиозная игрушка
Мальчики спрашивают девочек, девочки – мальчиков. И так по кругу. Ведь мы многого не понимаем друг о друге, в силу (благодаря/из-за/в связи́) са́мой природы. И вот очередной вопрос: «Ребята, почему вы постоянно гладите свою бороду?»
В последнее время крупнейший производитель аксессуаров для бритья «Джиллетт» (Gillette) явно испытывает дискомфорт в связи с падающим товарооборотом. Немудрено, ведь представители сильного пола перестали столь рьяно следить за гладкостью подбородка. Более того, многие не прочь поноси́ть и вполне себе густую бороду. В принципе, нам это очень нравится! Щетина в возрасте от трёх до десяти дней идёт большинству из вас. Внешность «дровосека, который присел отдохнуть и погреться у костра» сегодня выигрывает перед вариантом «я ношу костюм и должен выглядеть всесторонне серьёзно». Нам даже очень нравится, когда щетина немного колется.
Но есть один момент, который не даёт нам покоя: как только длина волоса переваливает за два миллиметра, ваши руки постоянно тянутся к вашему же подбородку. Будто вы постоянно о чём-то напряжённо думаете. Если вдруг щетина начинает превращаться в бороду, это никоим образом вас не останавливает: руки начинают плавно переключаться на шею, теребить волосы там, затем кисти оказываются на щеках, и так – по кругу. Если вдруг и под носом есть что покрутить пальцами, то и это не будет знать покоя.
Когда я смотрю на вас, энергично массирующих лицевую поросль, мне почему-то на ум приходит картинка, на которой обезьяны чистят друг другу шкуры. Нет, не поймите меня неправильно. Мне это не кажется противным, скорее – странным. Видимо, поскольку мы не можем это сравнить с чем-нибудь подобным. Да, зеркала Венеры могут накручивать локоны на свои пальцы. Вот только когда мы так делаем, то выглядим отнюдь не задумчивыми, а донельзя наивными, словно первокурсницы в неуклюжем усилии пофлиртовать.
Так вот. Ребята, что подразумевает собой поглаживание бороды? Может, это действительно помогает думать? Или это выходит неосознанно? Или от этого просто веет постпубертатной гордостью за поросль? В голове возникает кредо подобного плана: «Ха! Раньше парни смеялись над моим жиденьким пушком. А теперь прошу обратить внимание на настоящую мужицкую бороду». Просвети́те же нас, пожалуйста.
Должен признать, я пребываю в некотором замешательстве. Пока я читал твой вопрос и раздумывал над ответом, моя рука дотронулась до подбородка немалое число раз.
В са́мом деле, я часто это делаю. Честно говоря, даже чаще, чем мне этого действительно хочется. Могу себе представить, насколько странное это оказывает впечатление, когда я не отпускаю руку от своего лица. Нет, в общем-то, могу. Я же не один такой. В кругу моих друзей и знакомых полно таких индивидов. Вот только я не могу чётко обозначить, застываю ли я от воодушевления или изумления, когда наблюдаю, как другие парни проводят руками по своим волосам на лице. Я сам уже сколько раз пытался отучить себя от этой привычки – безрезультатно.
Потенциально, борода вполне способная стать манией. Марсово копьё должно постоянно до неё дотрагиваться, словно упражняясь в некоем чародейском ритуале. Почему так – хороший вопрос. Во-первых, борода – это просто грандиозная игрушка. Она отвлекает, человеку есть чем занять руки в часы раздумий, творчества и учёбы, перед телевизором и ещё в тысяче ситуаций, которые не требуют физической активности и, в особенно, когда у мыслей есть простор разгуляться. Для такого случая всякий человек находит что-нибудь, что займёт его пальцы: да взять хоть авторучку. Да и никто в обществе не станет показывать на бородача и смеяться – это всё же лучше, чем копаться в носу или грызть ногти.
Положим, это не самое доскональное объяснение с точки зрения психологии, и поэтому оно кого-то может разочаровать, но факт таков: гладить свою бороду – приятно. Этот жест закладывается в подсознании сразу же, как только борода принимает подобающий вид, распространяется посредством рекламы (а вот он носит, и он тоже) – и копья обзаводятся лицевой растительностью: кто-то ей гордится, а кто-то даже воспринимает это как вызов. Каждый хочет именоваться владельцем вот такой прекрасной бороды. Даже если на самом деле она не так уж и радует глаз.
Когда щетине нет и трёх дней, тогда парню приходится заново привыкать возвращать руку к лицу. Сам процесс движения ещё не столь филигранный, но всё равно наслаждение от него невообразимое. Просто для сравнения: абсолютно то же самое испытывает человек, побривший пару дней назад череп.
И в этом случае человек будет теребить волосы, какими бы они ни были. Мы их тянем, накручиваем, пока это не станет ощутимо и даже немного больно. Да, возможно, это звучит забавно. Но парня эта боль только нежит. Примерно так же, когда ему (и ей) чешут спину. Тогда, на самом деле, тоже больно, но бывает, что этому желанию нет ни конца ни края.
Думаю, в этом есть и какой-то более глубокий смысл. Может, то, что я скажу в конце, и не является решающим фактором, но он явно прочно сидит в подсознании парней: каждый раз, когда мы дотрагиваемся до подбородка, мы очень довольны тем, что там действительно что-то растёт.
---
По материалам сайта jetzt.sueddeutsche.de.
Авторы статьи: Паулина Хоффманн, Кристиан Хельтен
---
А пока вы перевариваете, предлагаю вашему вниманию песню в тему. Австралийская группа «The Beards» с композицией «No Beard, No Good».