9 мин.

Билялетдинов: «Ни разу не пожалел, что пришел в «Спартак»

- После того, как вы вернулись из Англии, с «Локомотивом» у вас не было никаких контактов?

Д

- Нет. Вы про руководство клуба? А какие контакты? Я их особенно и не ожидал. И не ожидаю… Я в «Спартаке», о чем здесь еще может идти речь?

- Ну, друзья-то из «Локомотива» наверняка остались. Вот ваш приятель Глушаков рассказал мне в интервью, что вы сами пошли и попросили, чтобы Денис после перехода в «Спартак» поселился в Тарасовке в одном номере с вами.

- (Смеется)… Ну мы с ним предварительно обсудили: почему бы и нет? У меня был сосед Веллитон, потом Ромуло, который после травмы на базе редко появлялся. Ромуло теперь, я думаю, веселее будет с Кариокой. С ребятами, которые говорят по-русски, конечно, как-то удобнее и легче жить.

- Некоторые болельщики клуба считают, что вы порой вместо того, чтобы сделать пас на партнера, злоупотребляете обводкой в ущерб командной игре. Почему? Хотите таким образом проявить себя?

- Ситуации в игре бывают разные. Иногда на поле все складывается так, что лучше брать инициативу в свои руки. Но, если я вижу, что партнер находится в более хорошем положении, обязательно делаю пас на него. В команде мне никто претензий на этот счет еще не предъявлял.

- Вы ни разу не пожалели, что пришли в «Спартак»? Это действительно ваша команда?

- Нет, не пожалел.

- Кто на ваш взгляд самый техничный и самый быстрый в «Спартаке»?

- Самый техничный? Даже не знаю. Тяжело сказать. А что касается скоростных игроков… Они, конечно, есть. Но тут как: кто-то может показывать приличную скорость с мячом, кто-то – без мяча. А кто-то головой быстрее на поле вертит, соображает. Все по-разному.

- Согласны ли вы с тем, что время плеймейкеров прошло?

- Отчасти – да. Плеймейкер – это ярко выраженный разыгрывающий, на котором завязана вся игра команды. Это в моем понимании. Я думаю, что современный футбол требует наличие в командах двух-трех таких футболистов. Потому что нужна вариативность развития атаки.

- То есть, с тактической точки зрения, наличие одного плеймейкера снижает уровень эффективности атакующих действий?

- Ну, мы можем сегодня говорить и о другом плеймейкере, который играет на позиции немного оттянутого назад. Я имею ввиду Хави, Пирло... А, если мы ведем разговор о классической «десятке», каким за рубежом был в свое время Зидан, а в России – Титов или Лоськов, то я таких уже и не вижу. Их может во всем мире осталось человек десять, не более.

- Думаете, пора заносить в красную книгу, как умирающий вид?

- (Смеется)… Скорее так.

- Несколько лет назад одна из спортивных газет после матча «Спартак» - «Локомотив» опубликовала заметку под заголовком «Наш маленький Зиданчик». Писали это про вас. Болельщик спрашивает: прошло уже лет десять, Зиданчик вырос?

- Да? Что-то я ничего такого не припомню.

- А Зидан в ту пору был для вас кумиром?

- Я думаю, что это кумир другого поколения игроков. Он ведь уже лет пять-шесть не играет?

- Семь.

- Тем более. А тут смотрю по телевизору, реклама «Адидас» с его участием до сих пор идет. Обычно такие вещи дают эффект с действующими игроками, а здесь, хотя Зидан и закончил давно, его имя все равно продолжает работать. У человека огромное признание. Да и в мадридском «Реале» он по-прежнему на руководящих постах. Понятно почему. Таких людей как он, просто так от клуба не отлучают.

- А почему, на ваш взгляд, время таких людей, как Зидан, плеймейкеров-одиночек прошло?

- Мне кажется, что суть вот в чем: каждой такой личности, как он, в футболе пытаются как можно быстрее найти эффективное противоядие. Я уверен, что тот же Зидан испытывал большие трудности во второй половине карьеры, нежели в начале. Потому что его манеру игры изучили, как говорится, от и до.

- Наверняка. В ход шло все, что угодно. Матерацци, например.

- Чем быстрее нападающий, тем быстрее должен быть защитник. Чем насыщенней становится середина поля, тем техничнее должны быть полузащитники: быстрее отдавать мяч, точнее играть в пас, или же, наоборот, сохранять мяч. Когда раньше играли 4-2-4, центр поля был практически свободным. Можно было пешком ходить и никого не встретить. Спокойно принять мяч, осмотреться, отдать. А сейчас, когда команды играют в два-три центральных полузащитника, в середине поля скапливается гораздо больше футболистов. Что соответственно накладывает определенный отпечаток и на качество этих игроков. Все меняется, развивается, идет вперед. Хотя какой-то скелет, конечно, сохраняется. С другой стороны, в тактическом плане все время происходят какие-то изменения. Я не удивлюсь, если в скором будущем на линии атаки вообще не останется никого из чистых нападающих. Помните, как в «Барселоне? Вроде бы Месси идет с мячом из глубины, а впереди у «Барсы» никого нет. И что? Мяч-то все равно доставляется в штрафную.

- Сборная Голландии в свое время играла в тотальный футбол. Но тогда такой тактике способствовало наличие классных исполнителей, умело расставленных на своих позициях и строго выполнявших тренерскую установку. Все, если нужно защищались, все могли атаковать, либо поддерживать атаку.

- Сегодня выражение «тотальный футбол» мне кажется уже устарело что ли. Неприменимо. Но в тот момент такая тактика была в какой-то степени переломной. Было же очевидно, что голландцы отошли от традиционных схем и этим застали соперников врасплох. Футбол стал более агрессивным в плане темпа и перемещения по полю. Потому они всех и валтузили в тот период. А потом все перестроились и научились противодействовать. То есть, сделали еще шажок вперед в развитии футбола.

- Против кого из защитников вам лично сложнее играть в российской Премьер-лиге?

- Фамилии не буду называть, но скорее всего тяжелее играть против тех, кто грамотно выбирает позицию. Не допускает позиционных ошибок, не предпринимает авантюрных действий, внимателен в игре против тебя.

- Есть ли сегодня в «Спартаке» российский костяк? И как вы относитесь к тому, что в нашей Премьер-лиге становится все больше иностранцев и меньше россиян, отчего страдает и национальная сборная?

- Если говорить о сборной, то, конечно, выбор у главного тренера сейчас невелик. Наверное, в этом отчасти виновато и большое количество иностранных игроков. Но, если брать тот же «Спартак», то те же ребята, у которых не получается играть здесь, неплохо выступают в других клубах. То есть, футбольная школа «Спартака» продолжает работать, игроки спартаковского стиля продолжают быть востребованы в нашем футболе. Потому что это одна из ведущих школ в стране, если не лучшая. Но, тут надо делать скидку и на то, что любому клубу нужен результат. Причем, желательно – из года в год. А доводить свою молодежь до нужных кондиций каждый год очень проблематично и сложно. Поэтому и покупаются уже готовые игроки. Хотя, какие – то молодые свои тоже доводятся до основного состава. Но делать ставку только на своих молодых? Такого, по-моему, сейчас нигде нет. Политика меняется, а цели остаются. Если же делать упор только на своих, пусть даже талантливых ребят из дубля, все равно на максимальный результат рассчитывать нельзя.

- Какой максимальный результат вы лично поставили для себя в нынешнем сезоне?

- У нас три серьезных турнира. В идеале, конечно, хотелось бы выиграть все. Но один титул – это как минимум. Понятно, что главной целью остается чемпионство.

- Не было ли у вас какого-то психологического спада после того, как вы вернулись из Англии?

- Спада? Нет. Не удалось, правда, поехать на Евро, хотя очень рассчитывал. Сломал ногу и выбыл на два месяца. За «Спартак» провел только две последних встречи. Тогда весной 2012-го мы победили в Питере, я неплохой гол забил, а потом и «Локомотив» обыграли - 2:0. Тоже хорошую игру провел. Заняли второе место.

- Кстати, а каким оказался для вас самый запоминающийся матч за «Спартак»?

- Для меня особняком стоит тот матч с «Зенитом». Это была встреча, которая давала нам шанс стать вторыми в чемпионате. В итоге мы победили в Питере 3:2 и заняли второе место. Самая памятная и эмоциональная игра. И по содержанию «Спартак» выглядел хорошо. Мы же доигрывали вдесятером последние минуты после удаления Эменике.

Динияр БИЛЯЛЕТДИНОВ сравнивает счёт и попадает в объятия партнёров

- Болельщик из Нижнего Новгорода пишет, что очень любит вас как игрока. И хочет получить из ваших рук майку Динияра Билялетдинова. В сентябре «Спартак» приедет в Нижний на матч против «Волги», так что он будет кричать с трибуны, поддерживать вас. Футболку подарите?

- (Смеется)… Интересно. Да я не против подарить, только бы не ошибиться.

- В свое время вы были доверенным лицом кандидата в президенты России Путина. Мечтаете стать политиком? Или все же тренером?

- (Смеется)… Ну, какая политика. Так, передачки иногда по телеку смотрю, не больше. Все-таки политика – это призвание, я так думаю. А тогда шла предвыборная кампания. Я был в сборной страны, там и состоялся разговор: кто, мол, хочет стать доверенным лицом? Дело добровольное. Я не жалею об этом. Интересный опыт, побывал на митинге в Лужниках, в частности. Народу собралось огромное количество, тысяч 150-200. А что касается тренерства? Ну, что сейчас об этом думать? У нас столько команд нет, сколько тренеров.

- Привезли вы с собой в Москву из Англии свой мини-купер?

- Нет. Он был праворульный. Пришлось продать на месте. Оторвали с руками.

- Прочитал, что одной из ваших любимых является книга «Отцы и дети» Тургенева. Почему?

- Не совсем так. Просто это книга, которую я прочитал от корки до корки. Понравилась. Обычно классические вещи погружают в уныние, хотя с классикой я знаком неплохо. Еще со школьной скамьи.

- То, что вы левша помогает вам в жизни или мешает?

- Мне тяжело судить об этом. Правшой-то я никогда не был. С другой стороны я правой рукой многие вещи лучше делаю. Шар для боулинга, например, кидаю правой. Недавно гитару подарили. Ее тоже держу как правша. В школе всегда писал левой, а вот папу, я знаю, в школе переделывали. Заставляли писать правой. Но это в советское время.

- Ваш личный сайт в интернете не работает. Почему? Может он вам и не нужен?

- Его открыли много лет назад. Но я в этом деле не участвовал. Я с интерентом вообще на Вы. Мне все это быстро надоедает. Твиттер забросил, инстаграм практически тоже. В фейсбуке меня нет, в одноклассниках – тем более.

- У вас немногим более года назад родился сын. Остается ли время на семью, на воспитание ребенка?

- По возможности стараюсь успевать. Правда, нас с супругой через месяц должен второй родиться. Тоже мальчик. Так что самое интересное только начинается (смеется)…

- Имя второму еще не придумали?

- Есть пара рабочих версий. А там ближе к делу посмотрим. Старший сын уже мяч пинает, хотя это, конечно, сейчас еще ничего не значит.

Александр Владыкин