Тихонов: «Смотрю на футбол разными глазами»
Окончание беседы с тренером московского «Спартака» Андреем Тихоновым.
- Скажите, работа в «Спарте» дала вам что-то интересное для вашей тренерской практики?
- Конечно, дала. Я все-таки на протяжении более чем полгода был там главным тренером. Мы строили коллектив с нуля. Я прекрасно понимал и видел ребят, которые способны играть, которых стоит держать в коллективе. Конечно, я что-то почерпнул нового и интересного и для себя. Пересмотрел какие-то вещи в тренировочном процессе. Где-то что-то поменял. Мне это очень помогло в сегодняшней работе в «Спартаке».
- Но это же разный уровень игроков…
- Уровень разный, какие-то определенные человеческие отношения в коллективе - тоже разные. Но человек, он и есть человек. Просто один лучше играет, другой больше зарабатывает, один больше хочет, другой больше может… Те ребята, которые были у меня в «Спарте», очень хотели играть в футбол. Я, например, даю им выходные: один-два дня после игры, потому что там матчи через семь-восемь дней, а они говорят: не, нам не нужен выходной, мы хотим тренироваться. Им было интересно ходить на тренировки. Они и раньше бы это делали, но не было возможности. Не сталкивались они с интересными тренировками, какие появились в «Спарте». Отношение к людям прежде было другое. В «Спарту», например, пришли люди, которые оказались кому-то вообще не нужны. Мы создали коллектив, готовились играть во второй лиге, но, к сожалению, определенные люди не захотели этого. У нас ведь как бывает порой: собрали команду, потом распустили… Играют не в футбол, а судьбами людей. Как хотят. Я считаю, что это неправильно.
- Вы сейчас в «Спартаке», а куда разошлись ребята из «Спарты»? Вы как-то следите за тем, как складываются их футбольные судьбы?
- Конечно, интересуюсь, как у них идут дела. Многие устроились во вторую лигу. То есть, ребята, которые не нужны были никому, остались без команды, сейчас играют. Допустим, Костя Морозов, Бирюков, Семенов, Орлов… Ну, я могу всех перечислить, если хотите. Но, главное, это то, что они оказались востребованными. В Долгопрудном, Строгино, Коломне или Иваново, где сейчас работает Парфенов.
- Они все устроились благодаря вашей помощи?
- Ну, как сказать? Те ребята, которые сейчас в Коломне, попали туда просто потому, что мы в свое время играли вместе с ними. Поэтому были на виду. Дмитрий Парфенов наблюдал за нападающим Орловым еще до того, как он в команду ко мне пришел. Со «Строгино» мы встречались перед тем как заявиться во вторую лигу. Там тренером был Евгений Бушманов. А «Спарта» в тот отрезок, когда проходили предсезонные сборы, прилично выглядела. Поэтому ребят и разобрали. Я, конечно, этим доволен, потому что они остались при деле, востребованы. Доволен и тем, что за те полгода, что они были в «Спарте», многие ребята реально добавили.
- С Эмери вам интересно было бы поработать?
- Я с Эмери не работал.
- Я говорю - поработать…
- Не знаю, не могу точно сказать. Если бы я видел, как он работал, тогда я бы и мог сказать: интересно мне это или нет.
- То, что вы не остались в тренерском штабе Эмери, было решением той стороны?
- Конечно.
- Много ли вы почерпнули от работы с Романцевым?
- Конечно много, потому что те несколько лет, что я провел с Олегом Ивановичем, не могли пройти бесследно. Нюансы, тонкости футбола. Была спартаковская игра, спартаковский стиль. Я от разных специалистов что-то почерпнул для себя. От кого-то, например, что-то интересное в плане общения с футболистами, от кого-то - как лучше настраивать игроков. Вопросы психологии. Когда ты работаешь с людьми, то многое понимаешь: нужно тебе это или нет. Скажем, это пригодится, надо запомнить, возможно, так нужно будет делать и в дальнейшем, а вот это - нет. Это нормально. Поэтому все футболисты, выходящие из Высшей школы тренеров, продолжают учиться в своей практической деятельности. Причем, каждый день. Я, конечно, говорю о тех, кто хочет это делать.
- Как вы считаете, возможно ли возвращение Романцева-тренера в большой футбол? Многие спартаковские болельщики очень часто задают этот вопрос. Я адресую его вам. Все-таки вы очень хорошо знаете Олега Ивановича.
- Знаете, помощь такого специалиста, его практическая работа, конечно, пойдет на пользу российскому футболу. Но тут самое главное - есть ли у самого Олега Ивановича такое желание? Хочет он или не хочет. Но понятно, что появление такого человека на тренерском мостике добавит колорита нашему чемпионату. Это совершенно понятно.
- У нас достаточно много молодых российских тренеров, которые находятся в постоянном поиске, ходят из клуба в клуб без особых результатов. Я не думаю, что они не хотят учиться. Но ведь что-то у них не получается. Непростая ситуация…
- В жизни бывает всякое. Несколько неудачных игр превращают задумки тренера в ничто. Когда над тобой довлеет результат и ты в поисках выхода из складывающейся ситуации, перестраиваешься на другую игру, это не очень хорошо. Но это уже тонкости футбола.
- Как вы сейчас смотрите футбол: больше глазами тренера или все еще глазами игрока?
- Понимаете, смотря какая передо мной стоит задача. Если я настраиваюсь на то, что мне конкретно нужно посмотреть какие-то моменты и какие-то игровые позиции - это одно. Если же я просто хочу посмотреть футбол: допустим, увидеть в деле команды, которые исповедуют тактику 4-3-3, то, конечно же, смотрю за тактическими действиями, за всеми перемещениями футболистов. И сравниваю их действия с нашими игроками. Когда же я просто хочу посмотреть футбол, то и наблюдаю за игрой как простой болельщик. Я считаю, что это нормально, потому что необходимо переключаться. Понятно, что я действующий тренер, но иногда хочется просто расслабиться и получить удовольствие от футбола.
- Значит, еще переключаетесь…
- Пока - да.
- Вчера при обсуждении вашего интервью на сайте даже разгорелся спор среди болельщиков.
- По поводу чего?
- Вы много говорили о создании хорошего микроклимата в команде. Поэтому возник вопрос: кто во времена Тихонова-футболиста был самым проблемным игроком?
- Смотря что имеется в виду под словом проблемный. Проблемный характер, проблемное поведение… Или же, допустим, какой-то человек любил выпить. Практически все футболисты иногда выпивают. И после игры, в том числе, пиво пьют. И по праздникам. Это нормально. Они же, не как алкоголики выпивают. Это я проблемой не считаю. Проблема, это когда у человека «пуля в голове». Он неуправляемый и неадекватный. Но, таких в «Спартаке» при мне не было.
- В качестве проблемного приводится пример с Ильей Цымбаларем. Не знаете, почему?
- Не знаю. Может болельщики что-то знают. Больше, чем я...
- Можете расписать ваш обычный рабочий день?
- Ну, приезжаем на базу к 9 утра. В 10 часов у нас тренерское собрание по предстоящей тренировке. В день у нас либо одна, либо две тренировки. Обсуждаем все необходимые детали, расписываем составы и упражнения. После тренировки команда обедает, а тренеры собираются, обсуждают досконально тренировку, вплоть по минутам, различные упражнения и потом - вечерние занятия. После них, если есть необходимость, тренеры опять собираются и проводят «разбор полетов». В том числе и всего прошедшего рабочего дня.
- И потом вы, наконец, предоставлены своей семье? На базе не ночуете?
- Вы представляете, если после такого напряженного дня еще и остаться на ночь на базе?
- Можно и с ума сойти?
- По большому счету - да. Потому что после напряженного рабочего дня все-таки лучше всего переключиться на что-то иное. На иные эмоции. В семье это получается делать.
- У вас двое сыновей и оба занимаются футболом. А один из них тренируется вместе с сыном Юрия Гаврилова. Это так?
- Да, младший. Денис. Ему 11 лет. Он действительно вместе с Юрой Гавриловым играет в спартаковской академии. За 2002-й год.
- А как сына Гаврилова зовут?
- Юра. Юра Юрьевич. Я его так между делом и называю. Хотя ему всего-то 10-11 лет.
- А старший играет?
- Михаил тоже занимается в академии. Только ему 15 лет, он 1998-го года.
- Есть время наблюдать за ними?
- По возможности конечно наблюдаю. Вот в эту субботу у меня выходной, поеду в академию, посмотрю, как там у них идут дела.
- Они сами хотят играть или родители внушают, что дети должны идти по стопам папы?
- Сами хотят. И это хорошо, что хотят.
- Может и в «Спартаке». Почему нет?
- Здесь загадывать ничего нельзя. В футбольной жизни всякое бывает... А как тренер я только начинаю свой путь, поэтому, получится или не получится… Об этом я могу только думать, размышлять. Стараюсь всему учиться. Я хочу, чтобы получилось, надеюсь на это.
- У Тихонова-тренера есть своя мечта? Возглавить когда-то большой клуб, тот же «Спартак», допустим, или сборную, наконец?
- Моя мечта? Чтобы мои дети играли в футбол. Точнее - в большой футбол, на хорошем уровне.