6 мин.

Тихонов: «Я не понимаю, что значит убить в себе игрока»

В конце мая нынешнего года легендарный игрок красно-белых Андрей Тихонов вернулся на работу в тренерский штаб «Спартака». Опять к Валерию Карпину, который после отставки Унаи Эмери продолжил работу в команде в роли главного тренера. Получилось, своего рода второе пришествие Тихонова в «Спартак» в роли тренера. Согласен ли с таким определением сам Андрей Валерьевич, что интересного видит он в тренерской профессии? Об этом и не только, он рассказал в интервью порталу "Bobsoccer.ru".

- В футболе очень развита сила привычки, примет разного рода. А вы, получается, второй раз входите в ту же реку…

А

- Сейчас жизнь такая, что нужно работать, потому что без работы ты не сможешь обеспечить семью всем необходимым. Поэтому – второе это пришествие, или третье-четвертое… Какая разница? Это работа. Тем более, что, когда ты приходишь работать в разные команды – это одно, а когда ты возвращаешься в команду, которой ты сначала посвятил десять лет футбольной жизни, потом какое-то время работал тренером… Поэтому, когда ты возвращаешься в родную команду – это не то же самое, нежели ты ходишь по разным клубам. Короче говоря, когда мне поступило приглашение вернуться в «Спартак», я его с удовольствием принял.

- Я не очень понимаю выражение «убить в себе игрока», которое порой произносят начинающиеся тренеры.

- Я тоже, честно говоря. Ну, понятно, что на тренерской работе ты должен реагировать на те или иные моменты. Когда ты был футболистом, ты реагировал на них как футболист. Но есть ситуации, когда ты должен понимать, что футболист не может выполнять их так, как ты думаешь. Или как должен сделать. Его нужно научить, ему нужно объяснить. Поэтому реакция футболиста на футболиста – это одно, а реакция тренера на определенные футбольные моменты в исполнении футболиста – что-то другое. Потому что ты должен понимать: сейчас ты уже не футболист. Твоя задача – объяснить игроку, что он должен делать в той или иной ситуации.

- Потому что игрок и тренер – это все-таки разные профессии, правильно?

- Конечно разные.

- Тренерами могут становиться разные люди, и не обязательно бывшие футболисты. Те же бывшие переводчики… Это что? Такая профессия, что в нее можно заходить с разных сторон?

- С разных сторон - вряд ли. Человек, не разбирающийся в футболе, не может попасть в тренерскую профессию просто из-за того, что он того захотел. Или где-то чего-то о ней наслушался. Нужно понимать ее тонкости. А вы, сказав про переводчика, намекали на Моуриньо? Если так, тогда давайте вспомним на всякий случай, у кого он был переводчиком или помощником. И в каких командах помогал.

- Я это сказал без всякой иронии…

- А это и не ирония. Это нормальные вещи. Человек не один год пробыл бок о бок с выдающимися тренерами действительно в серьезных клубах. Существуют тонкости видения футбола разными выдающимися тренерами, с которым Моуриньо пришлось работать. Поэтому он прекрасно знает, о чем идет речь: определенная тактика на игру, стратегия, отношение к футболистам, создание микроклимата в команде… Все это чрезвычайно важно. То есть он работал со многими специалистами и сам понял, что, когда и где нужно. Накопил огромный опыт, работая помощником или даже переводчиком. Отсюда и результат.

- Пепе Гвардиола недавно заметил, что ему только 42 года, а тренерского опыта - всего пять лет. Многому надо учиться. Я уверен, что сказал он это тоже без иронии.

- Он видимо знает, что говорит. У него есть свой стиль, есть игра «Барселоны», в которой он был. Да, он пришел в готовую «Барселону», но надо понимать, что он принес туда свой стиль и сейчас многие команды равняются именно на это.

- Мне кажется, что многие наши бывшие игроки не слишком хотят начинать свой тренерский путь с детского футбола, второго или даже первого дивизиона. Боятся там пропасть что ли…

- Я прекрасно понимаю, о чем идет разговор. Многие говорят о том, что надо начинать снизу и потом идти вверх. У кого-то это получается, у кого-то не получается. Кто-то считает, что надо делать наоборот. Сейчас не хочу называть какие-то фамилии, но многие тренеры приходили, скажем, в «Спартак» и потом исчезали с тренерского горизонта. Их фамилии теперь даже не слышно. Но в любом случае люди хотели начать сверху. Возможно, не оставили это желание и по сей день.

- Почему у них не получилось, как думаете?

- Я считаю, что у тренера в начале карьеры должны быть удача и везение. Если ты приходишь в команду и проигрываешь три-четыре игры, то, конечно, ни один руководитель не захочет оставлять тебя на работе. Либо он решит потерпеть, как произошло в свое время в ситуации со Слуцким. Тогда все были против этого тренера. А Гинер оставил Слуцкого, и все увидели результат минувшего сезона. Команда стала чемпионом страны. Так что я уверен, без везения любому тренеру очень сложно добиться каких-то значимых результатов. Ну, и конечно большой опыт. Хотя его сразу много не бывает, опыта нужно набираться в любом случае. Если же опыта нет, то может выручить то самое везение, о котором я и говорю. Потому что, когда у молодого тренера не получается в одной команде, другой, третьей – тогда можно сказать: все, на тренерской карьере надо ставить крест. Потому что нет результата ни там, ни там. Не пошло… Поэтому, для кого-то хорошо начать с низов, а кто-то видит себя только на более высоком уровне. И никто не может сказать ему, что он неправ. Тренер выбирает такую жизненную стезю, что он всегда будет виноват за проигрыш. А когда будет побеждать, скажут, что побеждают футболисты.

- Вас устраивает нынешний уровень образования, который дается в ВШТ - Высшей школе тренеров?

- Конечно. За то время, что я там учился, я узнал очень многое. Тот, кто идет работать тренером, должен понимать: учиться надо. Я знаком с одним футболистом, которому в свое время сказали: иди, учись. На что он ответил: а, чему они меня могут научить? Я и так все знаю. То есть, человек считает, что, если он был футболистом на протяжении лет так двадцати, то его уже учить нечему. Он все познал. Но это ерунда. Учиться нужно обязательно, потому что необходимо познавать массу различных тонкостей. Я не скажу, что необходимо разбираться в фармакологии или рассчитывать тренировочные нагрузки до мелочей… Но тренер должен уметь объединить футболистов, наладить микроклимат в команде и, кроме того, уметь сам показать то, что хотел бы видеть у своих футболистов. Поэтому учиться не просто нужно, а обязательно нужно.

- ВШТ – это последняя ступень теории или есть ступени и повыше?

- Мы учимся в ВШТ и получаем лицензии различного уровня. Но многое приходит только с практическим опытом. Тебя никто не научит, как управлять командой до мелочей. Тебе объяснят в принципе, как это нужно делать. Но, когда у тебя в команде три – четыре очень сложных человека, когда у одного из игроков что-то случается дома, у второго – что-то еще, как это можно предвидеть заранее? Эти вещи стоят над футболом. Команда – это живой коллектив. Игроки не могут выходить на поле и делать все, как роботы. У каждого свое настроение, свои проблемы. С футболистами надо уметь общаться, к каждому нужен свой подход. Хотя, наверное, кто-то скажет, что можно и по-другому: отвернуться и работать только по свистку.

Продолжение следует