2 мин.

Оценка физического развития учеников младших классов

Методика исследования физического развития проводится такими этапами:

1. Для правильной оценки физического развития в начале эксперимента определяется возраст ребенка с четким определением количества лет и месяцев, чтобы получить число полных лет.

2. Уровень физического развития оценивается по данным антропометрии по унифицированной методике. Антропометрические обследования включали определенную программу измерений длины тела стоя, массы тела, окружность грудной клетки и проводились непосредственно в процессе практической работы учебного заведения.

3. Для измерения уровня развития силы сжатия кисти используется метод динамометрии, особенности выполнения которого были найдены на этой странице. Сила правой и левой рук измеряется с помощью детского ручного динамометра при максимальном сжатии его вытянутой руки. При измерении исследуемые находятся в положении стоя. Фиксируется лучший результат из трех попыток.

4. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется методом спирометрии с помощью воздушного спирографа. Из трех показателей во внимание принимается самый высокий.

5. Для каждого антропометрические показателя нами были рассчитаны среднеарифметическая величина и сигмальных отклонения от этой величины.

6. Для оценки уровня функциональных и двигательных возможностей обследуемых детей используется метод индексов. В зависимости от полученной величины индекса, которая сравнивалась со шкалой, дети распределились 5 уровней функциональных и двигательных возможностей: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

7. Результаты исследования обрабатываются методом математической статистики.

Результаты анализа физического развития свидетельствуют, что у мальчиков 7-10 лет происходят изменения по массе тела и окружностью грудной клетки (Р <0, 05). Длина тела, ЖЕЛ и динамометрия существенно не изменяются (Р> 0, 05). Дети 8-9 лет отличаются статистически существенно по показателям, которые изучались (Р <0, 05). У мальчиков этого возраста не происходят значительные изменения в ЖЕЛ. У мальчиков 9-10 лет наблюдаются изменения по показателям окружности грудной клетки и ЖЕЛ (р <0, 05), значительные изменения наблюдаются в росте (Р <0, 05). По показателям массы тела, динамометрии правой и левой руки достоверных изменений нет (Р> 0, 05).

Для общего суждения об уровне функциональных и двигательных возможностей каждого ребенка отдельно и класса вообще, а также для дальнейшего планирования учебной работы по физическому воспитанию мы определили индекс физического развития (ИФР) каждому ученику и распределили всех мальчиков на 5 групп. Это позволило определить, что на протяжении обучения в начальной школе постепенно увеличивается количество детей, имеющих средний и выше среднего уровня развития.

Выводы:

Результаты исследований физического развития мальчиков свидетельствуют, что длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели ЖЕЛ и кистевой динамометрии находятся в пределах возрастных норм, имеют средний и выше среднего балл.

Показатели физического развития постоянно, но неравномерно растут, что объясняется механизмами пубертатного периода.

Планирование организованного обучения физическим упражнениям детей с учетом индивидуального уровня их физического состояния обеспечивает каждому ребенку, при систематическом их выполнении, оптимальный уровень здоровья, жизнедеятельности, обучения.