8 мин.

Секреты футбола и бизнеса от Арсена Венгера

henry_gotw_620_130528

 

Q: В условиях высокой конкуренции, расширении рынка, как «Арсенал» отыскивает лучших?

A: Одно из наших преимуществ – это то, что молодые игроки знают, что мы дадим им шанс проявить себя. Стремление добиться успеха – вот, что мы ищем. Но что есть неподдельное стремление? Как узнать, что игрок мотивирован?

Для меня мотивирован тот, кто готов сделать все возможное для достижения цели. Например, сегодня я отправился на пробежку в Сайтаме и заблудился. Я пытался найти обратную дорогу, это было не так-то просто. Но я был полон решимости и, потратив довольно много времени на поиски, всё же сумел вернуться назад в отель.

Но о чем это нам говорит? Мы должны понимать, что мотивация невероятно важна, но лишь ее одной недостаточно. Нужна также стойкость и упорство в своем стремлении, и именно это мы требуем от наших игроков.

Я думаю, это качество сильно недооценено. Я мог бы сказать: «Ну ладно, раз я не могу найти дорогу, то поймаю такси». Но я спортсмен, и именно поэтому я решил не ехать обратно на такси, а продолжить бег и найти дорогу самостоятельно, независимо от того, сколько времени у меня это займет. Вот что я подразумеваю под стойкостью в мотивации.

Когда вы смотрите на успешных людей, вы видите, что они не просто мотивированы, они стабильны в своем желании достичь успеха.

Вы наверняка знаете людей, которые садятся на диету с первого января.Кто-то из них сдастся в середине января, кто-то – в июне, и лишь немногие продержатся. Нам интересны те, что пошли бы до конца, спортсмен сделал бы то же самое.

Это не значит, что все успешные атлеты – счастливые люди, это значит, что они решительны и готовы даже на жертвы ради достижения успеха. Нас привлекает именно такой тип людей – самоотверженных и требовательных как к себе, так и к окружающим.

Постоянная мотивация необходима не только в футболе, но и в бизнесе и других сферах жизни.

Q: Где вы ищете новые таланты?

A: По всему миру. Это не так уж сложно. Я в футболе уже довольно долго, но все еще считаю маленьким чудом то, насколько стремительно эта игра набрала популярность в мире.

В наше время, если что-то произошло у нас в Лондоне, в ту же минуту это становится известно в Сайтаме. Это делает «Арсенал» клубом мирового масштаба, и мы заинтересованы в мировых талантах.

Мир невелик. Раньше простой мальчишка из Сайтамы не имел бы шансов стать игроком мирового класса, но сейчас это возможно. Если у него есть талант и упорство, он получит шанс.

В этом и заключается наша работа – мы пытаемся искать одаренных и упорных ребят по всему миру, потому что в футболе, к сожалению, больше денег, чем талантов.

Q: Расскажите о вашем опыте выращивания талантов в игроков мирового класса.

A: Я считаю, что один из главных плюсов работы тренера – это то, что ты можешь влиять на человека в положительном смысле. Это именно то, что должен делать хороший тренер. Я счастлив, когда мне это удается.

Это не единственная обязанность, но, безусловно, одна из важнейших. В мире, зацикленном на звездных именах, важно напоминать игроку: «Ты еще не звезда, но ты можешь ею стать, и я дам тебе этот шанс».

Мы гордимся тем, что можем сделать это в «Арсенале», мы боролись против политики покупки только звезд. Вы должны понимать, что звездный игрок когда-то был просто неизвестным талантом. Мы хотим быть клубом, который дает таким ребятам шанс.

Q: Вы работаете с одними из самых высокооплачиваемых спортсменов в мире, насколько велик фактор эго в вашей работе?

A: Человек, какой бы большой звездой он ни был, готов слушать тебя, если это выгодно и для него. Главный вопрос, волнующий игрока: сможет ли этот тренер сделать из него такого футболиста, каким он стремится стать.

Увы, но, будучи тренером, вы не можете лгать долго. Когда под вашим руководством находится команда из тридцати человек, игроки быстро находят слабые стороны вашей личности.

Это и есть момент истины. Они наблюдают за вами и пытаются решить, можете ли вы им помочь. Если они решат, что «да», то начнут вас уважать.

Следующий шаг для них – понять, может ли команда, в которой они находятся, привести к успеху.

У нас была проблема, когда мы были финансово ограничены. Некоторые игроки посчитали, что у нас недостаточно звезд для того, чтобы стать успешными так быстро, как они того хотели. Естественно, это одна из проблем, которая встречается в нашей работе.

Q: Ваша идея футбольного искусства достижима только посредством результатов на поле?

A: Тренер – это гид. Он берет группу людей и говорит: «Мы с вами вместе можем добиться высот, я приведу вас к ним». Но сначала вы должны четко объяснить людям то, что вы от них хотите.

Вы должны иметь определенную концепцию и сделать ее понятной, чтобы игроки могли с вами работать, а это нелегко.

Поэтому мне было очень интересно поработать в Японии, нужно было выражать свои идеи настолько ясно, насколько это возможно, и в то же время учитывать различие наших культур. И иногда вы должны следовать своим идеям, несмотря на результаты.

Q: Есть ли большая разница между работой менеджера в футболе и в бизнесе?

A: На самом деле нет. Единственное различие в том, что в бизнесе вы руководите зрелыми людьми. В футболе же это ребята 18-20 лет. Ответственность, возложенная на них, велика. Мы часто забываем, что эти ребята вынуждены выступать под огромным давлением публики, перед 60 тысячами зрителей и осознанием того, насколько важно выиграть.

Не уверен, что бы я чувствовал, если бы был 20-летней богатой и известной звездой. С этим нелегко справиться.

Еще одно большое различие в том, что в одном случае ты можешь работать в офисе, использовать 70% своего потенциала и при этом делать свою работу хорошо. В футболе такое невозможно. Игра на 70% не может считаться хорошей.

Вот тут и начинаются проблемы. Один слабый игрок может стоить вам всей игры. Вот откуда настолько огромное давление. Каждую минуту футболисты испытывают себя, понимая, что могут выйти на поле только со стопроцентной отдачей.

Q: Есть ли для японских футболистов место на европейском рынке?

A: Для тренера иметь в команде японца – мечта. Если вы решите сказать ему пробежать десять кругов, вы даже не успеете закончить предложение, как он уже начнет выполнять ваше задание. В Европе вам нужно будет убедить игрока в том, что ему следует пробежать десять кругов.

Q: Каковы, по-вашему, ключевые составляющие команды-победителя?

A: У вас не может быть слабых мест. Должны быть игроки, способные изменить игру. Необходим хороший голкипер и защитники, которые помешают противнику. Нужен тот, кто может отдать голевую передачу тому, кто сможет забить. Если у вас есть игрок с точным пасом, у вас всегда будет шанс изменить счет и выиграть. Все остальное зависит от командного духа.

Q: Как вы справляетесь с наличием мультикультурной команды?

A: Мы создаем свою собственную культуру. Я провел годы с людьми из восемнадцати разных стран. Например, у людей разных культур совершенно разные понятия об опоздании. Когда француз появляется на пять минут позже, он думает, что пришел вовремя. Для японца же прийти даже на пять минут раньше (!) запланированного времени – это опоздание.

Это значит, что вам нужно создать свою культуру и определить, каковы там буду порядки. Важно иметь четкие правила и удостовериться, что всем они известны и всех они устраивают.

Q: Есть ли у вас особые методы поднятия духа команды?

A: Мы живем в мире, где окружающие не позволяют нам забывать о наших недостатках. Я предпочитаю напоминать своим ребятам об их достоинствах.

Никто не идеален, но, тем не менее, мы можем быть успешными, не будучи идеальными. Игроки не должны забывать о положительных качествах, которыми они обладают.

Q: В бизнесе многое зависит от тех, кто преследует личные цели и наказывает тех, кто мешает им?

A: Успех в жизни – это баланс между индивидуальными достижениями и сотрудничеством с окружающими. Запад полностью сосредоточен на индивидуальных достижениях – там важно быть успешным, несмотря ни на что.

Даже если вам придется убить родителей, обмануть или предать – важен только успех.

Но японская культура больше опирается на содействие. Ваш успех зависит от того, как хорошо вы чувствуете коллективный дух. Иногда даже слишком, ибо индивидуальные заслуги не признаются так, как коллективные.

В Европе мы пошли совершенно другим путем – значимость сотрудничества сильно уменьшилась.

Чувство счастья связано с балансом между двумя этими противоположностями. Хороший футболист должен чувствовать, что может проявить себя, но также должен быть полезен команде. Если одно из двух отсутствует, вы не можете быть полностью счастливы. Это – смысл командного спорта.

199e80429fdd6c2bf1c052a3cb9cbf26

Q: Как вы поступаете с теми, кто не может достичь своей цели?

A: Если они не стараются, самое радикальное, что мы можем предпринять – это отказаться от игрока. Одна из сложностей нашей работы заключается в том, что у нас есть 25 человек, которые борются за то, чтобы попасть в стартовый состав на субботний матч. В итоге в пятницу вечером у нас остаются 14 безработных, которым в понедельник мы говорим: «Давайте начнем сначала. У вас есть еще шанс».

Данный материал является переводом статьи: http://www.mirror.co.uk/sport/football/news/arsenals-arsene-wenger-q-management-2099396?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

Перевод выполнен командой We Love You Arsenal https://vk.com/arsenal_officialnews и http://footgood.com/