Виртуальная реальность
За несколько недель до удивительной победы рубинского «Казана» (привет Виктору Гусеву) над Барселоной на «Ноу Камп», прошла масштабная пиар – кампания нового футбольного симулятора FIFA 10. Его главной отличительной чертой в отличие от предыдущих версий стало появление Российской футбольной Премьер – Лиги. Официальным лицом русской части игры стал капитан казанцев Сергей Семак. Таким образом, все желающие уже тогда, выбрав в списке команд «Рубин» или какой – либо другой клуб, могли попытаться не раз огорчить Виктора Вальдеса. Сам Семак в интервью программе «Футбольный клуб» заявил о том, что он очень рад участвовать в этом проекте, поскольку его сын очень любит эту игру, да и многие партнеры по команде не прочь провести часок – другой за виртуальным футболом на длительных сборах или перелетах. Болельщики клубов и просто любители футбола, естественно, не отстают и с нетерпением ждут октября каждого года, чтобы опробовать новую версию все той же FIFA или творение прямого конкурента компании Electronic Arts – Pro Evolution Soccer, детище японских разработчиков из Konami. Все это говорит о том, что футбольные симуляторы (по количеству игроков они серьезно опережают баскетбольные и хоккейные аналоги) занимают внушительный по объему сегмент в игровой индустрии. Они ориентированы на своего потребителя и вполне могут рассчитывать на то, что финансовые вложения, которые были затрачены на создание очередной версии, окупятся. Вопрос лишь в качестве и в наличии конкуренции, точнее сказать, альтернативы. Поначалу на рынке господствовала Electronic Arts, особенно в годы, когда обладателей персональных компьютеров было не так много и все «баловались» старой доброй «Денди», а затем и «Сегой». С развитием портативных приставок и появлением Playstation – 2, а также с появлением пресловутых «персоналок» у всё большего количества пользователей, требования к играм подобного типа заметно возросли. Прежде всего, это касалось графики и усовершенствований моделей движения футболистов. Electronic Arts в начала нового века еще действовала на бесконкурентной основе, и за счет этого «сохраняла лицо», но проводя от версии к версии минимум усовершенствований. Также эта компания владела лицензионными правами на создание оригинальных прототипов футболистов в игре из различных ведущих европейских чемпионатов и лиг. С 2003 года конкуренция все – таки появилась. И очень серьезная. Японская компания Konami представила на суд зрителей футбольный симулятор Pro Evolution Soccer, который уже успел завоевать немалую популярность. Японцы начали давить на самое слабое место американских коллег – слабость графики и «физики». Сейчас графическое воплощение футбольных действ в этом симуляторе близко к идеалу. Но Konami испытывают проблемы с лицензиями. Поначалу у футболистов даже не было оригинальных форм. Сейчас ситуация намного лучше, но в этом компоненте они, на мой взгляд, до сих пор продолжают уступать Electronic Arts. Таким образом, болельщики – геймеры и на сегодняшний день стоят перед выбором. Либо обилие оригинальных форм, рекламных бортов, реальных показателей роста, веса, лиц игроков, но со слабой графикой и неправдоподобными движениями. Либо почти идеальная графическая и игровая модель, но с некоторыми, так скажем, вольностями в ощущении реальности. Это к вопросу о конкуренции и существующих возможностях на деле проверить свои силы в виртуальном футболе. А чем же он так привлекателен? Это определенная форма досуга. Причем досуга не интеллектуального характера. Здесь я имею в виду игры – квесты, где необходимо очень много думать и напрягать мозг, чтобы продвинуться дальше. В футбольном симуляторе можно вообще не вдумываться в игровой процесс и просто в нужный момент нажимать определенные комбинации клавиш, чтобы успешно завершить атаку. Да в пылу азарта покрикивать время от времени, вынуждая домочадцев опрокинуть себе на колени ещё одну кружку чая. Словом, как и во время просмотра настоящего футбольного матча, за виртуальной игрой человек в определенном смысле отдыхает и получает положительные эмоции. Легко освоить. В отличие от тех же квестов или RPG, где первые полчаса необходимы лишь для того, чтобы понять, как пользоваться игровыми механизмами в полной мере, виртуальный футбол поддается клавиатуре, мышке или джойстику с первого раза. Управление игроком с мячом, без мяча, да принцип тактических перестроений внутри команды – вот и всё, что необходимо знать, прежде чем пользователь захочет нажать заветную клавишу «Начать игру». Управленческая конфигурация в целом несложная. И сыграв пару – тройку игр, можно будет вполне исполнить соло на клавиатуре (привет Шахиджаняну), которое зрительно воплотится в красиво завершенную комбинацию и бурные восторги виртуальных кудесников мяча. Возможность попробовать себя в разных ролях. Индустрия футбола реального включает в себя самые разнообразные компоненты. Это и управление клубом, и тренерская деятельность, и создание необходимой инфраструктуры. В рамках футбольного симулятора можно поучаствовать практически во всех этих процессах, причем со всеми нюансами реальной жизни. Хотите быть тренером и заниматься подготовкой команды к матчу – пожалуйста, хотите быть настоящим спортивным функционером и следить за жизнедеятельностью и инфраструктурой клуба – милости просим, хотите почувствовать себя «в шкуре» отдельно взятого футболиста во время игры – и такое возможно. Как видим, поле деятельности достаточно широкое. Тут уж каждый выбирает для себя сам. Кстати, отдельной серией вот уже не один год выходит продукт «Футбольный менеджер», также пользующийся немалым успехом и предназначенный для еще более узкоспециализированной аудитории. Применимость игры к отдельно взятой стране. Географический фактор также оказывает заметное влияние на развитие футбольных симуляторов. Безусловно, каждый поклонник футбола настоящего в определенном государстве хотел бы видеть в футбольном симуляторе больше своего, родного. Это касается лиц игроков, наличие «домашнего чемпионата» с любимой командой, оригинального звукового сопровождения и перевода на родном языке. Сейчас разработчики двух противоборствующих лагерей борются за потребителя и стараются по – максимуму адаптировать игру для большинства государств мира. Что касается России, то раньше нас обходили стороной, и приходилось адаптировать игру с помощью различных патчей. Теперь же, как видим, ситуация меняется. Уже 2 года (если брать в расчет продукт от Electronic Arts) у игры есть русскоязычная озвучка в лице комментаторов системы спортивных каналов НТВ – Плюс Василия Соловьева и Василия Уткина. Теперь же вот появилась и официальная Российская лига. В наше время игровая индустрия развивается серьезными темпами. Вот лично я, не играв со средних классов школы практически ни в одну компьютерную игру серьезно, был поражен, когда запустил на прошедшей неделе ГТА 4. Игра как фильм. Уверен, что в скором будущем, наблюдая футбол с экрана монитора и экрана телевизора, будем долго думать: а где же настоящий Аршавин?