9 мин.

Сломанный мяч. В поисках футбольного клуба

Racing Club de France Colombes 92

В блеске ночных огней сияет красавец Париж. Из роскошных отелей и дорогих автомобилей выходят на прогулку  высшие сливки парижского общества. Они щеголяют новинками моды и обсуждают последние светские новости. В последние годы в чести разговоры про большой футбол. Новая прическа Бекхэма, трансферная стоимость Кавани, последние сплетни об Ибрагимовиче – все эти вопросы в равной степени заботят уважаемых буржуа. Но где-то в стороне от всего этого шика, на задворках Парижа, происходит совсем другая история.

 

В свое время блог Низы футбола уже рассказывал про судьбу двух других парижских клубов – «Ред Стар» и ФК «Париж». Оба этих клуба, конечно, заметно уступают ПСЖ в популярности, но все-таки твердо занимают свое место в парижском футболе. В третьей части серии Другой Париж – рассказ об одном из самых старых футбольных клубов Франции - «Расинг Клуб де Франс».

 

Идея рассказать печальную историю этого клуба со сложной судьбой появилась уже давно, но реализовать ее оказалось задачей очень сложной. В последние годы «Расинг» переживает просто жуткие времена. В интернете легко найти любые исторические справки о «Расинге», но при этом практически полностью отсутствуют новости о текущих делах команды. На какой-то момент мне даже подумалось, что клуб канул в лету. У парижан нет сайта, нет своего дома, но все-таки нашлись кое-какие отдельные следы, указывающие на существование некогда большого клуба.

Помню в школьные годы играл в один увлекательный компьютерный квест Сломанный меч, где дело происходило в канализациях и задворках Парижа. Детективная история про рыцарей Тамплиеров, с поиском загадочных предметов и разговорами со странными персонажами приводила юный неокрепший разум в восторг. Теперь поиски футбольного клуба в подворотнях Парижа почему-то вызвали из глубин памяти именно этот момент. Итак, да простят меня читатели, открываем новый квест в поисках сломанного мяча.

 

Подходим к продавщице цветов, разговариваем с ней на все предложенные темы. Из разговора узнаем, в какой квартире живет Николь, и получаем подсказку, как открыть входную дверь. Заходим в правую дверь дома и поднимаемся в квартиру журналистки. Рассказываем ей о том, что удалось узнать, затем показываем ей красный клоунский нос и кусок ткани. Берем фотографию клоуна, которую Николь успела сделать в кафе. Спрашиваем у Николь разрешение воспользоваться её телефоном, и звоним Тодрику, портному клоуна. Тодрик ничего нам не скажет, пока мы не назовем имя его клиента.  Выходим из квартиры и идем налево по улице.

Встречаем болельщика в голубом шарфе. Заводим с ним разговор о Златане Ибрагимовиче. Он говорит, что не любит всех этих модных футболистов и этих //жесткая цензура// из П*Ж. Предлагаем уважаемому парижанину распить бутылочку красного, обещая не говорить ни слова о Дэвиде Бекхэме. Дедушка говорит, что он болельщик «Расинга» со стажем и дрожащим голосом начинает свой рассказ. Делаем заинтересованный вид, слушаем и киваем.

Спортивное общество «Расинг» было основано в 1882 году и включало в себя разные виды спорта, в том числе футбол. Клуб быстро завоевал авторитет у парижской публики. Проводил свои матчи на самых больших стадионах. Был главной командой в Париже. В 1930-ых «небесно голубые» переживали лучший свой период. Выиграли чемпионство и завоевали несколько кубков Франции. В то время выигрыш кубка еще считался очень престижным достижением.

Основной фундамент в футбольные успехи «Расинга» заложили англичане. В начальный период с парижанами работали английские тренеры. Собственно название футбольного клуба тоже возникло от английского слова race. В 1960-х парижане дважды останавливались в шаге от чемпионства. Никто точно не знает, откуда к команде прилипло прозвище «пингвины». Одно время на эмблеме клуба даже был изображен пингвин.

В историю клуба навсегда был вписан факт о том, как шеф команды прямиком из зоопарка привез на олимпийский стадион в Коломбе живого пингвина. Пернатый, лениво переваливаясь с лапы на лапу, проделал круг почета по беговым дорожкам. Забег пингвина привел почтенную публику в восторг и навсегда вошел в историю команды. По одной из версий пингвин был приглашен на футбол с целью сравнить пернатого с футболистами, которые также, как пингвин не используют рук. В те годы у «Расинга» было все хорошо – была популярность, были болельщики, но все это закончилось в середине 1960-х, вместе с банкротством.

«Небесно-голубые» скатились до жизни в низах. Стремительно стали терять свою популярность. В эти годы у парижской публики появилась альтернатива в лице ПСЖ. «Расинг» переходил из рук в руки, постоянно менялись названия, клуб менял местоположение, объединялся с мелкими командами, но каждый из ее новых президентов сталкивался с трудностями и покидал тонущий корабль. У кого-то получалось плохо, у кого-то выходил полный провал. Шли годы, и «пингвины» из ведущего клуба Франции внезапно превратились в команду с постоянными проблемами.

 

Старый болельщик говорит, что уже давно не ходит на стадион и не знает, где искать «Расинг» сейчас. Заканчивает свой рассказ и уходит предаваться воспоминаниям. Начинаем поиски по парижским улочкам и ищем регбийный стадион, т.к. старый болельщик обмолвился, что команда в последний раз была замечена там. На одном из торговых развалов видим интересную картину. Спрашиваем у продавца, где находится этот стадион. Поиски приводят нас в район Коломб.

 

Район Коломб удален от центра Парижа на 10 километров. Коломб это город-коммуна с населением примерно 83 тысячи человек. Главная его достопримечательность это олимпийский стадион. Сейчас его называют Стад Олимпик Ив-дю-Мануар. В былые годы он принимал финалы крупных соревнований, но после открытия новенько Стад-де-Франс резко потерял в своем статусе. Здесь долгие годы был дом «Расинга». Владельцы не получили от города деньги на реконструкцию и сейчас вместимость стадиона стала значительно меньше. В наши дни трибуны стадиона могут вместить всего 14 тысяч зрителей. Здесь базируется популярная команда по регби «Расинг Метро 92».

 

Последнее непродолжительное появление «Расинга» в элите случилось в 1980-х годах, но затем все завершилось лишением профессионального статуса и переводом в любители. «Пингвины» не появлялись на олимпийском стадионе с середины 2000-х.

В разговоре с работником стадиона узнаем, что «Расинг» уже достаточно давно не играет на Ив-дю-Мануар. Продолжаем поиски в районе Коломб. После скитаний по улицам натыкаемся на бетонную стену, из-за которой слышны звуки удара по мячу и отдельные возгласы болельщиков. Мы у цели.

Финансовый кризис заставил клуб подыскать поле скромнее. Нынешний домашний стадион также находится в районе Коломб. Теперь за домашними играми «Расинга» наблюдает невзрачная бетонная стена.

 

Новый дом «небесно-голубых» зовется «Люсьен Шойн». По некоторым источникам его вместимость 2,500 зрителей, но в это верится с большим трудом. Оставляю читателям возможность один раз увидеть, чем описывать атмосферу, в которой сейчас проводит свои матчи клуб.

Рядом с бровкой находим мужчину, напоминающего по поведению главного тренера футболистов в бело-голубых футболках. Говорим мужчине, что впечатлены игрой его команды в увиденном матче. В ответ мужчина обещает рассказать о себе, и выдает последние новости.

 

Его зовут Аззедин Межуллатти. Ему 52 года, он родился в Сен-Дени. Имя выдает в нем алжирские корни. Аззедин появился в «Расинге» в 2010 году. Его предыдущим местом работы был другой парижский клуб – «Маккаби», созданный при поддержке еврейской общины столицы Франции. Первое время тренер возглавлял оба клуба одновременно, т.к., работая с «Маккаби», добился небольших локальных успехов. Ранее тренер работал с «Истром» во второй лиге. Позднее Межуллатти полностью переключился на работу с «Расингом», где его наделили всеми функциями управляющего. Ни одна ручка или ластик не могут быть куплены без ведома тренера. Сезон 2012-13 клуб провел в дивизионе CFA 2, который занимает пятый уровень в пирамиде футбольной системы Франции. 

 

Сезон стал одним из худших за всю долгую историю клуба. По его итогам подопечные Межуллатти отправились на шестой уровень. Так низко «небесно-голубые» не опускались еще никогда. Среди четырнадцати участников «Расинг» занял 12-ю строчку. Выше «пингвинов» оказался даже дубль «Бастии». Футболисты попросили тренера не покидать тонущий корабль. И по последней информации он готов принять новый вызов. Это случиться только в том случае, если клуб найдет деньги на новый сезон. «Расингу» светит выступление в любительской парижской лиге. В последние годы состав парижан был собран в основном из африканских парней. Тех, которые не смогли пробиться на высокий уровень и прочно застряли в нижних лигах. В качестве примера – Малло Диалло.

 

Он из Сенегала. Сейчас нападающему 34 года. Воспитанник ПСЖ пробовал свои силы в «Амьене», «Дижоне», Португалии и других местах, но нигде не стал своим. Теперь он доигрывает за «Расинг». Вряд ли редкие выпускники школы «Расинга», которые еще остались в команде, смогут научиться чему-то, играя бок о бок со средними игроками, а они составляют здесь большинство.

Итак сломанный мяч найден. Сейчас «Расинг» представляет из себя грустное зрелище. У команды почти не осталось болельщиков, а привлечь новых, выступая в шестой лиге, практически невозможно. Не видно каких-то положительных сдвигов. Футбольная школа, которая в прошлые годы воспитала много знаменитых игроков, также пребывает в разобранном виде и не подпитывает основу свежей кровью. Нужна ли Парижу такая команда? Зачем в наши дни существует «Расинг»? Бледная тень самого себя. Все эти вопросы растворяются среди редких новостей, связанных с некогда главным клубом Парижа. Все чаще и чаще эти новости связаны со скандалами и финансовыми проблемами. Не понятно, что может спасти клуб, волочащий жалкое существование где-то в стороне от больших событий, и сохранивший от себя прежнего только название и небесно-голубые цвета.

Джордж Стоббарт