Ок, Азия. Поможет ли «Интеру» смена владельца?
Александр Скворцов утверждает, что «Интеру» необходима революция, но опасается, что индонезиец Эрик Тохир может не справиться с итальянским футбольным гигантом.
Фото: Fotobank/Getty Images/Claudio Villa
Давайте для начала вспомним вот что: не у ПСЖ, не у «Челси» и не у «Манчестер Сити», а именно у «Интернационале» уже в названии заложена предрасположенность ко всему неитальянскому. В первую очередь, к человеческому ресурсу. Это, конечно, не главное, просто важный штрих.
Пожалуй, смене руководящей верхушки можно радоваться. Век Массимо Моратти в футболе подошел к концу (а, может, он и не начинался). 18 лет он бился над «Интером», отгружал миллионы (сначала долларов, потом евро) самосвалами, покупал звезд и нанимал лучших тренеров, но в итоговом остатке числятся упущенная выгода, разбитые корыта и нелепые огорчения.
Все эти 18 лет Моратти во главе «Интера» – унылая исповедь комедианта, которая изредка прерывалась на поход в буфет за бутербродиком с красной икрой (все-таки «Интер» брал трофеи, это тоже нельзя просто так отбросить – хорошее, конечно, тоже было).
Моратти уникален тем, что даже если он и совершал несколько удачных действий подряд, в итоге в идеальную формулу все равно закрадывалась какая-нибудь ошибка, из-за которой крепкая на вид конструкция разваливалась, как ветхий курятник. Спортивный директор Бранка и его подвиги – вот свежий пример одной из таких ошибок.
Так что исход 68-летнего президента не только неизбежен, но и очень желателен. С этим многие будут спорить, и кто-то обязательно попытается представить стакан наполовину полным, перечислив взятые кубки, припомнив, что Моратти влюблен в «Интер» до беспамятства – ведь сейчас такое редко встретишь. Но время двигаться дальше пришло. Любимая старая колымага просится на свалку – расставаться с ней больно, но попасть в очередную аварию будет еще больнее. Вроде бы, все так.
«Интер», что называется, «got a reason for a revolution».
Индонезиец Эрик Тохир, к которому, похоже, и перейдет клуб – фигура не загадочная, но довольно непредсказуемая. Оценить ее однозначно очень трудно.
Отец Эрика – совладелец одной из крупнейших трейдинговых компаний Индонезии, брат Бой – успешный инвестиционный банкир. Сам Эрик пошел по другому пути и работает в основном с медиа, спортом и индустрией развлечений.
То, что у Тохира есть кое-какой опыт работы со спортивными материями, должно пойти в плюс – он совладелец баскетбольной «Филадельфии», единоличный владелец двух индонезийских баскетбольных команд, имеет акции соккер-клуба из МЛС «ДС Юнайтед». Тохир очень осторожен и досконально прорабатывает стратегию развития. Однако вероятность того, что с итальянской футбольной махиной он не справится, есть, и это пугает больше всего. Тохир обязательно сформирует команду профессионалов, на которую сможет опереться, но в Италии очень много специфичного, того, что не считывается в отчетах. Того, в чем нужно вариться, чтобы добиваться успеха.
Состояние Тохира сколочено на медиа-индустрии (телевидение, радио, газеты, журналы, интернет), поэтому можно сказать со стопроцентной уверенностью: с наибольшим удовольствием он возьмется за бренд «Интера» и будет прокачивать его через все доступные каналы и ресурсы – он умеет это делать, это ближе всего к его основной деятельности. Просто к сведению – в Индонезии насчитывается примерно два миллиона болельщиков «нерадзурри» (об этом писал Майк Уиттакер, заведующий «Интером» на espnfc), и с ними Тохир наверняка будет работать в первую очередь – он очень любит родину и утверждает, что в Индонезии и вообще Азии скрывается гигантский потенциал.
Этот «гигантский потенциал» может означать что угодно – от появления в «Интере» пары -тройки индонезийских футболистов, до регулярных азиатских турне в рамках ублажения перспективной аудитории.
Учитывая специализацию Тохира, лучшим вариантом для «Интера» может стать его коллаборация с Моратти – в одиночку индонезийский медиа-магнат рискует напороться на множество подводных камней, о которых ранее он не мог даже подозревать. Моратти может стать проводником, старшим партнером, советником, да кем угодно. Пусть это идет вразрез с первой частью этого текста, сохранить Моратти важно. Тем более, учитывая роль его семьи для истории «Интера».
Короче говоря, если уж колымага дорога сердцу, ее можно законсервировать в гараже и изредка ей любоваться – вреда от этого не будет.
Сейчас вокруг миланцев гуляет множество вопросов, которых с каждым днем становится все больше. Станет ли Тохир владельцем? Даст ли он Маццарри 100 миллионов на дорогих звезд, или основные инвестиции лягут в постройку нового стадиона? Загорится ли зеленый свет для игроков Примаверы? Будет ли «Интер» сотрудничать с «ДС Юнайтед», или зачастит с азиатскими гастролями? Пока ничего не понятно.
У Тохира точно есть задор, который может ему помочь (кстати, внешне он похож на PSY, исполнителя Gangnam Style, и это очень забавно). Со спортивным проектом подобного масштаба он никогда не работал, и это станет вызовом. Но «Интером» ему придется заниматься вплотную, и вариант «приезжать пару раз в месяц» здесь не пройдет.
В «ДС Юнайтед» так можно, но в Италии так не получится.
Правила жизни Эрика Тохира
Моему отцу нравилось давать детям особенные имена. Моего брата зовут Гарибальди, как итальянского героя. Я же получил имя в честь скандинавского первооткрывателя, Рыжего Эрика. Я верю, что имя накладывает отпечаток на жизнь человека. По крайней мере, очевидно, что я тоже стремлюсь ко всему новому.
Креативность очень важна. Если у тебя ее нет – оставайся дома и отдай свою работу кому-то другому.
Я изучал рекламу и коммуникации, поэтому и стал всем этим заниматься. А родителям просто сказал: «Пожалуйста, поддержите меня».
Я никогда не хотел идти в политику, я счастлив в роли бизнесмена.
Самая популярная игра в школах – баскетбол. Это одна из причин, по которым я им занимаюсь.
Лучший совет мне дал мой отец: «Делай, что хочешь, но будь в этом лучшим. Или одним из лучших»
Вопрос дисциплины – один из ключевых.
Трудно иметь идеальную семью. Но каждый может иметь хорошую семью.
Я инвестирую на долгий срок, пять-десять лет минимум. Не на год и не на два.
Мне не нужно, чтобы в «ДС Юнайтед» обязательно было одиннадцать южноамериканцев или пять китайцев. Может, несколько талантов из Гондураса, Аргентины и Бразилии – это хорошо, в них мы нуждаемся.
Для того чтобы создать клуб-чемпион, нужно четыре компонента: сильный менеджмент, первоклассный тренерский штаб, талантливые игроки и сильная академия.
У людей есть предел. У успешных компаний – нет.
Семья – на первом месте. А уже потом работа.
Я начал следить за МЛС, когда Дэвид Бекхэм подписал контракт с «Гэлакси».
Деньги могут легко уйти, если у тебя нет сильной команды и ее поддержки.
Что я могу сказать о покупке «Севенти Сиксерс»? Мечта, ставшая реальностью.
Мадридский «Реал», «Манчестер Юнайтед», «Барселона», «Милан» и другие суперклубы известны далеко за пределами своих стран. Мы считаем, что это возможно и с «ДС Юнайтед».
Мои баскетбольные клубы в Индонезии – не более чем хобби.
В конце мая 1999 года моя жена была на последнем месяце беременности, а я смотрел финал Лиги Чемпионов между «Баварией» и «Манчестером». Англичане забили два мяча за минуту, и буквально сразу после финального свистка у моей жены отошли воды – в тот день она родила близнецов.
В период с понедельника по пятницу я могу работать до глубокой ночи. Но в субботу и воскресенье я должен быть с семьей. Именно поэтому я и завязал с гольфом.
Тохир обязательно сформирует команду профессионалов, на которую сможет опереться, но в Италии очень много специфичного, того, что не считывается в отчетах. Того, в чем нужно вариться, чтобы добиваться успеха.
Моратти должен остаться в команде. Один Тохир тут не справится, каким бы он не был умелым руководителем, и как бы не рассчитывал стратегию развития Интера. Лучший вариант - продажа часть акций сейчас с постепенным выкупом всего Интера. Что будет в итоге полный выкуп команды, и Тохир не ограничится 30% - это очевидно. Он не благотворительностью приходит заниматься. А за то время, пока Моратти отдаст все свои акции, Тохир поймет, что такое Италия и Серия А.
Ну и как писала GdS - Тохир с большой вероятностью будет строить что-то типа Дортмунда. Поиск молодых талантов, активное использование своей молодежи. В текущей ситуации, наверное, самый правильный путь для Италии.
Я против того, чтобы Интер стал командой вроде Арсенала и Дортмунда, которые постоянно продают своих лидеров.
Где, блин, анализ? почему не изучить отчетность DC United и других подотчетных клубов и не посмотреть динамику развития, а также ключевые факторы?
нет, только копипаста цитат да досужие размышления про индонезийские турне (2 миллиона из 250 - это же так много) и индонезийских игроков (сразу бы про Наингголана написал, чего уж там).
Второе:
"18 лет он бился над «Интером», отгружал миллионы (сначала долларов, потом евро) самосвалами, покупал звезд и нанимал лучших тренеров, но в итоговом остатке числятся упущенная выгода, разбитые корыта и нелепые огорчения."
16 полноценных титулов за 18 лет, всем бы такие корыта.