Хуан Вила и Эдуардо Домингес. Смельчаки в «Спартаке»
Хуан Хосе Вила работал в «Депортиво» из Ла-Коруньи, «Валенсии», а теперь возглавляет аналитический отдел московского «Спартака» и помогает главному тренеру команды Валерию Карпину.
- В последние годы в РФПЛ переехало немало испанцев. Каков российский футбол изнутри и сильно ли он отличается от испанского?
- Футбол различен в каждой стране. Спорт всегда отражает общество, потребности и ценности страны. В России футбол другой еще и из-за погоды, которая влияет на него. Когда в Европе все еще наслаждаются летом, здесь уже приходится проводить официальные матчи.
В связи с суровой зимой чемпионат прерывается на полтора месяца, что также нетипично для других стран. Но холод не снижает уровень страстей, кипящих на стадионах.
Он никогда не выигрывал никаких трофеев, но это неважно. Его титулы – это его репутация в мире тренеров, которая позволила пройти такой серьезный путь. Всю свою карьеру Вила говорит: «Образование тренера никогда не кончается».
- В ближайшие годы в России пройдут Кубок Конфедераций и чемпионат мира 2018, что может вывести РФПЛ в круг лидеров континентального футбола. Строительство новых стадионов, повышение профессионального уровня в лиге должны многое изменить, так как в финансовом аспекте РФПЛ уже давно впереди остальной Европы.
- Как Вы оказались в «Спартаке»?
- Все произошло очень быстро. Мы с «Валенсией» были в турне по США, и тут Унаи Эмери предложил мне пойти в «Спартак» вместе с ним. У меня все еще оставался год контракта с «Валенсией». Причем мы вели переговоры о продлении, но финансовая составляющая, а также солидность московского клуба – участника Лиги чемпионов – сделали предложение очень заманчивым. В итоге я подписал двухлетний контракт.
- Что Вы знали об этой команде ранее?
- Я всегда следил за российским футболом. К тому же за «Спартак» играл один из моих любимых игроков – легендарный вратарь Ринат Дасаев. Когда я с ним говорю, это будто сон. Если бы 25 лет назад мне сказали, что я буду работать в одной команде с Дасаевым, я бы не поверил. «Спартак» - это тоже самое, что мадридский «Реал» в Испании. Это нечто большее, чем просто клуб. У «Спартака» больше всего титулов и болельщиков в стране. Во многих городах именно на «Спартак» приходит больше всего болельщиков. И это единственная команда в стране, на чьи матчи может полностью заполнится 80-тысячный стадион «Лужники». В сезоне дважды это было на дерби против ЦСКА и еще однажды на матче против «Барселоны».
- Российские футболисты всегда отличались индивидуальными способностями, например, техникой. Но в рамках командной игры их действия выглядят довольно хаотично. Вам так не кажется?
- У меня не сложилось такого впечатления. Возможно, это старый миф о российском футболе. После 1991 года многое изменилось. Российские игроки поехали за рубеж, получили европейский опыт. Те, кто стали тренерами, имеют иной взгляд на футбол, работают по новым методам. К тому же в лигу регулярно приезжают иностранные игроки, главные тренеры, их ассистенты. Все это меняет футбол в стране.
Например, в последние годы российские команды дважды выигрывали Лигу Европы (первый раз Кубок УЕФА – прим. SCR) – ЦСКА и «Зенит». Такого в истории местного футбола не бывало, если не считать континентальные триумфы киевского «Динамо» в советские годы.
- Вы приехали в «Спартак» с Эмери, а теперь работаете под руководством Валерия Карпина. Что изменилось?
- Каждый тренер - особенный. Теперь у меня больше обязанностей. Но Карпин не распределяет их, он ими делится. Поэтому каждый максимально вовлечен в процесс, насколько это возможно.
С этой же целью был создан аналитический отдел. Карпин доверяет ему. Все остальное - это ежедневный труд в профессиональной футбольной команде. Многие часы тратятся на то, что я никогда не мог бы представить своей работой, но все это делается со страстью и желанием.
Я уже много раз это говорил – сейчас футбольный тренер перестал быть просто сотрудником офиса.
- Каково каждый день работать бок о бок с Валерием Карпиным?
- Я работаю в таком режиме не один. Весь штаб: Гунько, Эду Домингес, Хави Нойя - действует под руководством Карпина. У каждого свои функции в тренировочном процессе. Мы все взаимодействуем друг с другом.
Главное, что изменилось для меня - это нахождение на скамейке рядом с главным тренером и ежедневная работа на поле. Как и любой другой специалист, имеющий такие функции, я помогаю выбирать решения, но за все ответственен Валерий Карпин, поэтому финальное решение за ним.
- Карпин – один из лучших игроков испанского чемпионата и российского футбола. Пытается ли он, как когда-то в качестве игрока, улучшить игру команды?
- Те, кто знают его в Испании, не удивятся его отношению к делу. Валерий всегда был лидером – как в качестве игрока, так и в качестве тренера. Это сильная личность, он дисциплинирован, но главное это то, что он победитель, который теперь требует быть такими же и от своих игроков.
- Тем не менее, команда не добилась серьезных успехов, несмотря на неплохой подбор игроков. Что произошло?
- Нам нужно время. После прихода на пост тренера Карпина многое поменялось. Уверен, что подбор игроков поможет нам достичь важных целей – сперва на внутренней арене, а затем и в Европе.
Те, кто недавно приехали в «Спартак» в целом понимают, что они попали в лигу, уступающую в классе топ-чемпионатам Европы. Но покупки Ромуло, Хурадо, Чельстрема, Боккетти, Мовсисяна должны положительно сказаться на росте всей команды, включая рост профессионализма, которого требует Карпин. Многое зависит и от российских игроков «Спартака». Не забывайте, что команда вкладывает много денег и в молодежный футбол.
- Каковы Ваши дальнейшие планы в России?
- Достойно отработать второй год контракта, развить аналитический отдел, которым я занимаюсь. Мы хотим, чтобы у нас получилось нечто действительно хорошее, особенно с учетом скорого завершения строительства стадиона и новых технологий, которые будут применяться в клубе. Затем нужно будет подождать некоторое время – результаты работы подскажут, какой путь выбрать дальше. Но я доволен тем, что работаю с тренером такого уровня, как Карпин.
Я бы не хотел слишком много говорить о будущем – то, что должно случиться, все равно произойдет. 4 года назад я был в Ла-Корунье, а сейчас я в Москве…всего каких-то несколько километров (смеется).
Жизнь в футболе
- Как Вам живется в Москве?
- Совсем не так, как в Испании. Моя семья осталась в Валенсии, что создает некоторые трудности, хотя мы часто общаемся. Зимний перерыв позволяет мне приезжать в Испанию к родным.
- Что в Москве самое лучшее?
- Мне нравится этот город. Я всегда любил города, где ты можешь дышать его историей. Каждый день в Москве дает что-то новое. Зимой тут особенно красиво. Как и ночью, когда все светится.
- В еде какие-то отличия есть?
- Нет. Конечно, имеется и традиционная русская кухня со своими традициями. Но в Москве есть и все остальное. Это абсолютно современный европейский город.
Эдуардо Домингес: «Карпин никому не уступит»
Хуан Вила не одинок в «Спартаке». Эдуардо Домингес, другой галисиец, также работает в московском клубе. После 16 лет в испанской лиге тренер по физподготовке поехал в столицу России. Причина одна – Валерий Карпин, с которым Домингес работал, когда тот еще был игроком «Сельты».
«Карпин – все тот же парень, который хочет побеждать. Что меня заставило поехать в Россию? Конечно, на то была серьезная причина. Чтобы оказаться здесь, нужно, чтобы кто-то проявил настоящий интерес к тебе. И большую роль сыграло то, что этим человеком был Карпин, которого я хорошо знал уже долгое время».
- Ваши отношения с Карпиным сейчас и когда он был игроком одинаковы или нет?
- За это время я уже имел дело с несколькими игроками, ставшими тренерами (Бергесом, Эусебио, Салинасом, Бериццо, Мендесом). Сейчас Карпин – тренер и он видит все с другой стороны. Когда Валерий был игроком, помню, у нас были различные обсуждения, споры, когда я пытался объяснить ему что-то с точки зрения тренера, а он не понимал. Теперь он руководит командой и понимает такие вещи. Да, раньше мы могли и поспорить. Еще и потому, что Карпин никогда не хотел никому проигрывать.
- Карпин отличается от Ируреты, Виктора Фернандеса или Лотины?
- Они все разные. Я рад, что мог работать со всеми из них. Это важно для меня и с профессиональной, и с человеческой точки зрения. Со всеми ними я чего-то достиг, но особо выделю Лотину, который позволил мне набирать команду, вместе мы работали 9 сезонов.
Также я хотел бы отметить человека, с которым я впервые стал работать в профессиональном футболе (в сезоне 1995-1996 в «Сельте»), который дал мне понимание футбола. Это Фернандо Кастро Сантос.
Говоря о Карпине, не могу не напомнить, что все знают его как человека, всегда стремящегося побеждать. Это у него в характере, нравится это кому-то или нет. Как бы ни шли дела, он всегда рвался в бой. Это сильная личность, и сейчас, руководя командой, руководя группой людей в качестве директора, он использует эти качества.
При этом Карпин всегда открыт для диалога, он умеет слушать, принимать советы и мнения профессионалов, с которыми работает каждый день.
- Кроме Карпина, были еще причины ехать в Россию?
- Карпин позвал меня, я был ему нужен. Если бы это был другой клуб или другая страна, ничего бы не изменилось. Не уверен, можно ли считать это вызовом, но я понимал, что мне нужно соглашаться.
Я работал в Испании 16 сезонов и мне нужно было что-то новое, свежий профессиональный опыт вне пределов страны. «Спартак» дал мне эту возможность. Это крупный клуб с историей, хотя с 2001 года ни разу не выигрывал чемпионат России. Поэтому в команде особенно ждут новых побед, она участвует в Лиге чемпионов.
- Есть ли отличия в работе с российскими игроками, если сравнить их с испанцами?
- Нет, тем более что методы работы схожи с теми, что были в Испании.
- Но все-таки что-то в Вашей работе поменялось после прихода в «Спартак»?
- Есть ряд факторов, которые влияют на работу. Погода, календарь с длинным зимним перерывом и коротким летним, два предсезонных сбора, часто тренировки на искусственном поле. Также время, которое уходит на переезды, смена часовых поясов, трудности с языком. Все это усложняет работу.
- С точки зрения силы и физической готовности, кто из игроков «Спартака» впечатлил Вас больше всего? И кто вообще в течение Вашей карьеры?
- В «Спартаке» - Дима Комбаров. А вообще – Карпин, Макелеле, Мазиньо, Мичел Сальгадо, Мануэль Пабло.
- Как выглядит Ваш день Москве?
- Сначала я жил на базе, но теперь переехал в квартиру. В общем, ничего особенного. Правда, приходится рано вставать, потому что база находится в 40 километрах от центра Москвы, а трафик – худшее, что есть в этом городе.
Обычно я приезжаю в 8:30, мы все вместе завтракаем, затем тренерский штаб встречается, чтобы обсудить детали утренней тренировки.
В 13:30 мы едим, иногда у нас вторая тренировка за день. Если нет, я все равно остаюсь на базе работать и возвращаюсь в Москву в 19:00.
- Тяжело было привыкнуть к погоде?
- Зима здесь суровее, чем в Испании, но быстро привыкаешь, хотя, чтобы не замерзнуть приходится надевать кучу одежды. В самые холодные месяцы – январь и февраль – команда находится за пределами России, проходя зимний сбор. Минусовая температура держится с конца октября, и нужно вытерпеть чуть больше месяца. В начале декабря начинается перерыв, а в Россию команда возвращается уже только в марте.