Д.Комбаров: «Если мы отменим лимит на легионеров, сборной придется очень плохо»
Из всех футболистов «Спартака», что в последнее время давали интервью на нашем портале, интерес к Дмитрию Комбарову оказался настолько высоким, что даже наша часовая беседа не смогла вместить в себя все вопросы, интересующие болельщиков «Спартака». И, тем не менее, Дмитрий постарался ответить на многие из них, хотя на некоторые темы он беседовать все же деликатно отказался. Не потому, что не имеет своего мнения по этим вопросам. Просто есть проблемы, которые входят исключительно в компетенцию главного тренера, а не игрока. Даже такого уважаемого в команде и среди болельщиков, как наш сегодняшний собеседник.
Я в «Анжи»? Тут нечего обсуждать…
- Дмитрий, давайте начнем наш разговор вот с какого вопроса: насколько тяжело быть лидером «Спартака»? Ощущаете ли вы на себе лично какую-то особую ответственность за результат?
- Я всегда был самокритичен, поэтому и ответственность ощущал самую большую. Я изначально предъявляю к себе очень высокие требования. А что касается лидерства в «Спартаке»? Просто делаю свою работу, стараюсь ее выполнять хорошо и качественно. Надеюсь, что у меня получается. Если болельщики нашей команды считают, что это так, значит, я не зря много работаю на тренировках, ну и дальше - стараюсь всех радовать своей игрой.
- Готовы ли вы всю свою карьеру провести в «Спартаке»?
- Думаю, что - да. Хотя здесь что-то загадывать сложно. Это просто неправильно, потому что в жизни может произойти все, что угодно. Но сегодня мне нравится в «Спартаке». Нравится атмосфера в команде, работа, которую мы выполняем на тренировках, обстановка на стадионе, поддержка трибун, которая у нашей команды всегда была и, я надеюсь, останется такой же сильной.
- Хорошо, что нравится. Но, вот вас, например, спрашивают: сейчас многие готовы перейти в «Анжи», потому что клуб предлагает очень большие зарплаты. Вы бы ушли туда за солидный контракт, превышающий тот, что у вас сейчас в «Спартаке»?
- Мне кажется, что говорить о том, чего нет – просто не стоит. У меня не было предложений от «Анжи», поэтому, что тут обсуждать?
- Вы стараетесь всегда и везде быть со своим братом Кириллом. А, если случится так, что ему предложат перейти в другую команду, не скажется ли это на вашей игре в худшую сторону?
- Сложиться действительно может все по-разному. И тогда мы окажемся на какое-то время в разных командах. Но пока мы с братом идем по жизни вместе. С самого детства, начиная, наверное, с пеленок. Пошли вместе в школу, потом начались поездки в электричках, на которых мы отправлялись сначала в школу «Спартака», потом в школу «Динамо». Повзрослев, вместе перешли из «Динамо» в «Спартак». Так что вы, надеюсь, понимаете меня: нам наоборот не хотелось бы расставаться, а всю футбольную жизнь провести в одной команде. Ну, а как сложится, одному Богу известно.
- Какое у вас образование с Кириллом? Что вы закончили?
- Школу. Потом РГУФК, то есть, университет физкультуры. Высшее образование и диплом есть, специальность – тоже. Можем детей в школе тренировать.
- Как вы считаете, в чем нужно добавить Кириллу, чтобы он получил вызов в сборную России?
- Я бы и здесь не стал отделять себя от брата. И мне, и ему надо добавлять понемногу во всем. Пределов совершенству нет, так что учиться приходится всю жизнь. В нашей профессии останавливаться нельзя, потому что в команде большая конкуренция на каждое место и играет лучший, что правильно.
- Но, может быть, вы все-таки конкретизируете? Ведь в чем-то вам предстоит прибавить больше, в чем-то меньше, не так ли?
- Я думаю, что мне больше всего стоит уделить внимание работе над оборонительными действиями. Потому что, если оборона играет не на ноль, мы теряем очки, если играем на ноль, то… Там-то, у чужих ворот мы забьем по любому, как говорится. А вот совершенствовать игру у своих ворот надо серьезно. И не только индивидуально, но и командно. Тут запустишь что-то одно, начнет хуже получаться. Так по цепочке - будет проседать везде.
Сложнее всего против Вагнера
- Против какого футболиста в чемпионате России вам сложнее всего играть и почему?
- Тяжелый вопрос. Даже не знаю, как на него ответить… Ну, конечно, сложно с Вагнером.
- Почему?
- Потому что он очень умело закрывает мяч корпусом. Сложно против быстрых футболистов. Таких, как Мусса, Думбия, Кержаков. Сложно против грамотных командных действий, в принципе. Когда соперники заточены на эти действия. Поскольку приходится «раскрывать секреты» уже не одного игрока, а всей команды в целом. Тут могут возникать самые разные варианты развития событий. Что-то мы можем попытаться предугадать на установках, а что-то приходится делать непосредственно в игре. Даже, если соперник тебе хорошо знаком, он все равно пытается приготовить тебе какие-то сюрпризы.
- Сложилось впечатление, что вы очень сильно прибавили при Унаи Эмери. Не хотелось бы противопоставлять методы работы Эмери и Валерия Карпина, но было бы интересно узнать: действительно ли общение с испанским специалистом дало вам многое? Может, он вас обучал чему-то персонально?
- Не скажу, что он научил меня чему-то особенному… Я, кстати, позднее анализировал про себя возникшую ситуацию, много думал над ней. Может, у нас появилось больше свободы на поле: что хочешь, то и делай.
- Это очень опасное чувство…
- Я понимаю. Но в принципе я раскрепостился, старался себя найти в чем-то новом. Больше бегал в атаку. Старался чаще брать игру на себя, владеть мячом. Однако, еще раз повторюсь, чего-то особенного для себя в футболе я, тем не менее, при Эмери не открыл.
- Каких зарубежных звезд или футболистов из других команд Премьер-лиги вы хотели бы видеть в «Спартаке»?
- Не могу вам ответить. Это вопрос к тренерам.
- А, если просто пофантазировать?
- Ну, понимаете… Я бы мог назвать кого-то из своих друзей. Но это же некорректно.
- В «Спартаке» существует достаточно хорошая школа подготовки молодых футболистов. Каждый год мы слышим о новых футболистах, которые вот-вот и заиграют. Но почему-то этого не происходит. А кто на ваш взгляд из молодых мог бы уже сегодня выступать за основу?
- С нами и сейчас постоянно тренируются ребята из дубля. Те же Кротов, Савичев... Но тут, наверное, надо понять то, что было бы неправильно резко бросать их в игровое пекло Премьер-лиги. Им надо раскрываться понемногу. Начинать чувствовать ритм игры. Поэтому, на мой взгляд, им в скором времени будут давать шанс проявить себя. Другой вопрос, кто и как этот шанс сможет использовать?
Шесть иностранцев на поле – идеальный вариант
- Если уж мы заговорили о молодых воспитанниках «Спартака»… Как вы относитесь к лимиту на легионеров? Что с ним делать дальше: ослаблять, усиливать?
- Я отношусь к нему положительно.
- Хорошо то, что он есть?
- Ну да. Если его отменить совсем, то может возникнуть немало проблем в нашем футболе. И дело даже не в том, что при отмене лимита как такового, у меня, например, могут возникнуть проблемы попадания в состав. Нет. Меня беспокоит другое. В отсутствие лимита клубы начнут покупать готовых иностранцев. Может, даже не сильнее наших игроков. Но зато они будут играть. Я против этого. Есть и второй важный момент. А как тогда будет выступать сборная? Кто сможет играть в ее составе, если сильнейшие клубы, которые традиционно поставляют туда своих футболистов, начнут больше внимания уделять поиску легионеров, нежели готовить молодых игроков и потом доводить их до сборной в составе клуба в матчах Премьер-лиги?
- Семь иностранцев, согласно нынешнему регламенту, – это много или мало?
- Это приемлемая цифра. Хотя я бы на одного игрока лимит ужесточил и прибавил бы еще одного российского футболиста на поле. Шесть иностранцев – идеальное число... Поймите, я не против того, чтобы у нас играли иностранцы. Но я не видел в нашем чемпионате ни одного легионера, который был бы на голову или даже на две сильнее российского игрока. Между тем, от присутствия таких людей наш чемпионат стал бы еще сильнее. Потому что тогда наши российские футболисты смотрели бы на них и могли бы чему-то поучиться. Так что, прежде чем отменять лимит, придется хорошенько подумать: для клубов такое положение вещей может и нормально, наш чемпионат не остановится. Будут у нас и чемпионы, будут и призеры, поскольку от этого никуда не денешься. Но вот сборной страны придется очень плохо.
- В «Спартаке» было немало иностранцев. Есть они и сейчас. Кто вам запомнился наиболее всего. У кого вы могли бы поучиться?
- Я бы, конечно, выделил Алекса. Мне довелось поиграть с ним в команде, и потому я могу сказать совершенно откровенно: он профессионал во всем – и в футболе, и по жизни. Очень хороший игрок. У него можно было многое перенять: в отношении к делу, прежде всего. Вот такие иностранцы могут приносить нашему клубному футболу немалую пользу.
У лимита много плохого, о чем не раз уже говорили многие, начиная от завышенной цены на своих молодых игроков, и заканчивая тезисом "талант всегда пробьется".. Однако и здесь Дима прав - не будь лимита в командах вышки давно бы уже играло по пять сербов и словаков, не считая футболистов из всяких других стран - кто в сборной играть будет!? Командам Премьеры некогда ждать, пока молодежь обрастет мясом, им надо турнирные задачи решать.
Черт его знает что делать! Может, действительно, будет целесообразно остановиться на 10-12 человек в заявке и вольном определении состава. Не знаю, не знаю...
Посмотрите на английскую футбольную пирамиду: 25 (было 25) уровней лиг!!! Вот откуда резервы черпаются!!! И у каждой лиги, даже Второй лиги Северо-запада Лондона (есть и такая!), есть спонсор, есть цели и задачи, есть смысл!
- если футболист на протяжении 3 лет никогда не вызывался ни в одну из сборных России, его доход составляет до 500 тыс. $ в год,
- если футболист на протяжении 3 лет вызывался и провёл хотя бы один оф. матч за вторую/молодёжную сборную России - до 1 млн $ в год,
- если футболист периодически на протяжении 3 лет играет за молодежку/вторую сборную (от 50% игр за 3 года) - до 2 млн $ в год.,
- если футболист на протяжении 3 лет вызывался и провёл хотя бы один оф. матч за 1 сборную России - до 2,5 млн. $. в год,
- если футболист периодически на протяжении 3 лет играет за сборную России (от 50% игр за 3 года) - нет ограничений.
Таким образом у русских футболистов вырастает огромная мотивация играть за первую сборную страны.