10 мин.

Уходящая натура. Почему Англия разлюбила Майкла Оуэна

Прощаясь с завершившим карьеру нападающим, Роман Мун объясняет, почему в Англии никто особо не жалеет об уходе Майкла Оуэна.

Наверное, каждый, кто видел гол, который 18-летний Майкл Оуэн забил Аргентине на ЧМ-98, в тот день готов был поставить все свое состояние на то, что этот парень станет одним из лучших в мире. Казалось, как только Оуэн наберется опыта, его будет просто невозможно удержать: бегал он как спринтер-олимпиец, а мяч дальний в угол отправлял мягко и беспощадно точно.

Оглядываясь на карьеру англичанина, вроде бы сложно назвать ее неудачной. Он играл в «Реале», в «Манчестер Юнайтед» и в «Ливерпуле», где несколько лет подряд был лучшим бомбардиром клуба. Становился чемпионом Англии, выигрывал Кубок Англии и Кубок УЕФА. Забивал три гола сборной Германии, вышел на четвертое место в реестре снайперов сборной Англии. И вообще, это единственный англичанин, за последние 34 года выигрывавший «Золотой мяч».

Но тем не менее Оуэна провожают тихо, без слез и аплодисментов. И дело, наверное, не в том, что Майкл уходит, так и не реализовав себя до конца. Дело, скорее, в том, что он уходит нелюбимым. У Оуэна было все, чтобы стать иконой «Ливерпуля» – но Майкл сначала расстроил болельщиков, отказавшись продлевать контракт, а затем шокировал их, заключив соглашение с «Манчестер Юнайтед». Он мог бы стать легендой «Ньюкасла», но его бесстрастный, отстраненный характер, помноженный на бесконечные травмы, обеспечил ему среди болельщиков репутацию высокомерного игрока, который совсем не так хорош, как он думает (и как думают те, кто составлял его контракт). Еще Оуэн мог бы стать символом борьбы с несовершенством своего тела из любви к футболу, но ушел в 33 года, да и последние пару лет казался футболистом, которому интереснее следить за результатами своих скаковых лошадей, чем забивать голы.

Иному бы, наверное, сделали скидку на травмы, последние лет семь мешавшие показывать лучшую игру, но скидывают обычно тем, кого любят, а повзрослевший Оуэн, кажется, особо не стремился сильно нравиться людям. Свен-Йоран Эрикссон часто называл его хладнокровным профессионалом – профессионализм помог Оуэну забить сотни голов и вернуться в игру после десятка травм, но пока что кажется, что запомнят его в первую очередь за холодность.

Ну и за тот гол Аргентине на ЧМ-98.

Что нужно помнить

Прорыв в «Ливерпуле»

Оуэном уже в юности интересовались «Челси», «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед», но настойчивее всех был именно «Ливерпуль». В мае 1997-го 17-летний Майкл забил “Уимблдону” в дебютном матче за взрослый состав «красных», а в следующем сезоне стал одним из трех лучших снайперов чемпионата, был назван молодым игроком года и заработал контракт с рекордной для тинейджера зарплатой 10 тыс фунтов в неделю.

Объявив о завершении карьеры, Оуэн написал в блоге на своем официальном сайте, что уютнее всего ему было именно в «Ливерпуле» – «там я чувствовал себя дома».

Знаменитый гол Аргентине

У тренера сборной Англии Гленна Ходдла в заявке были Алан Ширер и Тедди Шерингем, но он, конечно, не мог не позвать на ЧМ-98 18-летнюю мерсисайдскую сенсацию. Оуэн начал турнир в запасе, но в первой же игре, с Румынией, забил гол, а в 1/8 финала сотворил настоящее чудо – правда, Англия в итоге все равно проиграла (разумеется, по пенальти).

ВИДЕО

В конце сезона BBC вручила Оуэну престижнейшую награду «Спортсмен года»

Три гола сборной Германии

Лучший матч сборной Англии в карьере Свена-Йорана Эрикссона и Майкла Оуэна. Это была не самая грозная Германия в истории, она только-только начала переделывать программу подготовки молодых игроков – но победа в Мюнхене со счетом 5:1 для англичан от этого менее ценной не становится. В конце концов, именно Германия нанесла «львам» два самых обидных поражения 90-х: на ЧМ-90 и домашнем Евро-96.

ВИДЕО

Чуть позже, в апреле 2002-го, Оуэн впервые наденет капитанскую повязку, став самым молодым капитаном сборной со времен Бобби Мура. В целом, карьера Майкла в сборной удалась – он добрался до четвертого места в списке лучших бомбардиров Англии и стал единственным англичанином, забившим на четырех крупных турнирах.

Мини-требл и «Золотой мяч»

Сезон 2000-01 «Ливерпуль» закончил сразу с тремя трофеями: Кубком Англии, Кубком Лиги и Кубком УЕФА (так в те годы называлась Лига Европы). Некоторые болельщики «красных» тогда презрительно фыркали – мол, великий клуб не должен радоваться столь низменным успехам – но большинство посчитало сезон выдающимся. В 46 играх сезона Оуэн забил 24 мяча, два из которых принесли «Ливерпулю» Кубок страны – в матче, который «Арсенал» выигрывал до 83-й минуты.

В конце сезона Майкл Оуэн получил «Золотой мяч», став первым за 22 года английским обладателем награды. Второе место занял Рауль, третье – Оливер Кан. Надо сказать, что к этой победе сейчас относятся немного скептически – мол, Оуэн победил лишь потому, что не нашлось более достойного кандидата.

Гол в дерби Манчестера

Последний привет Оуэна футболу высшего уровня: в сентябре 2009-го на пятой добавленной минуте мощнейшего дерби Майкл откликнулся на проникающий пас Гиггза и изящно катнул мяч в дальний от вратаря угол – так, как он делал уже тысячу раз. Дальнейшая карьера Оуэна в «МЮ» получилась так себе, но этот момент будут помнить всегда.

О чем нужно забыть

Травмы

Даже главные критики Оуэна вряд ли будут отрицать: без травм Майкл мог взять и второй «Золотой мяч». Сломавшись вскоре после чемпионата мира во Франции (матч с «Лидсом», апрель 1999-го), Оуэн не стал медленным, но все же лишился той феноменальной скорость, что отличала его в 18-летнем возрасте. Второй половине его карьеры сильно повредило несчастье, произошедшее на чемпионате мира 2006 года: порвав «кресты», Майкл год провел на больничном. Все последующие травмы Оуэн связывал именно с тем эпизодом – однажды англичанин скажет, что ему вообще не стоило ехать в Германию.

Год в «Реале»

13 голов в 36 матчах – статистика весьма приличная, учитывая, что большую часть своих игр в «Реале» Оуэн начинал со скамейки. Покупая Майкла у «Ливерпуля», Флорентино Перес заявил, что в Мадрид приезжает новый «галактико», но, по сути, в «Реале» Оуэн был всего лишь еще одним нападающим. За него не платили галактических сумм (8 млн фунтов), он не получал галактической зарплаты, держался на тренировках отдельно от Зидана и компании – The Guardian тогда вообще писала, что Перес сначала отказался покупать Оуэна, потому что хотел Анри, и лишь когда форвард «Арсенала» отказался, Флорентино нехотя возобновил переговоры с «Ливерпулем». Оуэн беспокоился за место в сборной на чемпионате мира в Германии, и когда летом 2005-го в «Реал» пришли Робиньо и Жулио Баптиста, Майкл покинул Мадрид.

Кстати, Лигу чемпионов в том сезоне выиграл «Ливерпуль».

Четыре года в «Ньюкасле»

«Сороки» побили трансферный рекорд и выписали лучшую зарплату игроку, который, как им казалось, вернет клуб в Европу – вместо этого Майкл больше лечился, чем забивал, а «Ньюкасл» последний сезон с Оуэном закончил вылетом в чемпионшип. Болельщикам «сорокам» при этом все время казалось, что Оуэн смотрит на «Ньюкасл» свысока (причем в буквальном смысле – таблоиды писали, что Майкл летает на тренировки на личном вертолете). «При личных встречах фанаты «Ньюкасла» относятся ко мне уважительно, а на стадионах – свистят», – жаловался позже Оуэн.

Надо отметить, что Оуэн еще и забивал «Ньюкаслу» чаще, чем любой другой команде – 13 раз, в среднем по голу каждые 80 минут.

Прощание со сборной

Возглавив команду Англии, Фабио Капелло тут же дал понять, что за одни былые заслуги никого в сборную не позовет. Понятно, почему итальянец не вызывал Оуэна, окончательно разочаровавшего всех в «Ньюкасле», а затем осевшего на лавке «Ман Юнайтед». Но привыкнуть к тому, что Майкла больше нет в сборной, было тяжело – как Англии, так и ему самому. Игроков часто ругают за пренебрежение интересами национальных команд – Оуэна, напротив, часто обвиняли в том, что сборная для него важнее клуба (особенно в «Ньюкасле»). «Когда меня не включили в состав в первый раз, я просто оцепенел. Я был в шоке – ведь я много лет считался главным английским нападающим», – позже скажет Оуэн в интервью.

Сезон в «Стоке»

«Сток Сити» Тони Пулиса с его прочным, но до боли однообразным футболом – весьма подходящее место, чтобы окончательно разлюбить игру. Сыграв за год девять матчей и забив один гол, Оуэн ушел.

Последний из 163 мячей Оуэна в английской премьер-лиге

Слова

«Когда Оуэн на поле, у вас всегда есть шанс на победу – до самой последней секунды», – Свен-Йоран Эрикссон.

«Если вы остановили на «Энфилде» Оуэна, считайте, что полдела уже сделано», – Сэм Эллардайс.

«Ливерпуль» построил игру вокруг безумной скорости Оуэна, постоянно отправляя в его сторону проникающие и длинные пасы. Таким образом, Майклу приходилось постоянно переходить из статичного положения в режим полной скорости – за несколько секунд. В конце концов, его колени не выдержали», – ESPN.

«Если вы сомневаетесь в способностях Оуэна, вы кретин», – Томас Ронсеро, AS, 12 августа 2004-го.

«Оуэн – псевдо-«галактико». Эта газета вам так и сказала 12 августа, когда Мадрид подписал Оуэна, продал Это’О в «Барсу» и не купил Патрика Виейра», – Томас Ронсеро, AS, ноябрь 2004-го.

«Я и не подозревал, как здорово Оуэн умеет обращаться с мячом. Он может удерживать мяч, понимает, когда с ним расстаться, умеет отдать пас. Он способен много забивать из глубины и если будет здоров, то сможет играть в полузащите до 36-37», – Кевин Киган. Бывший тренер «Ньюкасла» нередко ставил в основу Оуэна, Обафеми Мартинса и Марка Видуку, при этом глубже всех действовал именно Майкл.

«Мы не претендуем на Оуэна», – Ольга Смородская.

«Если бы не травмы, Оуэн, вероятно, побил бы все рекорды по голам и провел бы минимум 100 матчей за сборную», – Фрэнк Лэмпард.

Автопортрет

«В последние годы я играл совершенно иначе, чем в начале карьеры. Это все травма подколенного сухожилия, которую я получил в 19 лет. Она поставила под угрозу всю мою карьеру, и отняла у меня взрывную стартовую скорость, которая была основой моего стиля. После этой травмы я уже не был таким, как прежде. В глубине души мне действительно жаль, что я мог играть в полную силу лишь в первые годы».

«Я не ищу сочувствия. Не буду беспокоиться до тех пор, пока моя семья не начнет свистеть, когда я вхожу в дом».

«Иногда я задумываюсь, что могло бы случиться, если бы травмы не отняли у меня мое главное оружие – скорость. Я был даже слишком быстр. Травмировав подколенное сухожилие в игре с «Лидсом», я уже не был прежним. Горжусь тем, что даже будучи не до конца здоровым, я продолжал выступать на высшем уровне, в величайших клубах мира».

«Уверен, если бы не травмы, лишившие меня скорости, у меня был бы целый шкаф наград и метровый список рекордов. Но я ни о чем не жалею».

«Я ухожу из футбола, зная, что каждый помнит, где был, когда мяч влетел в верхний угол ворот сборной Аргентины».

Карта памяти. Майкл Оуэн

Уходящая натура. Джейми Каррагер

Уходящая натура. Кристоф Метцельдер