16 мин.

Восьмицветная жизнь Джузеппе Маротты

Этим летом  закольцовывается третий официальный год работы в «Ювентусе» Джузеппе Маротты. В блоге «Forza Calcio» - разноцветный и, конечно же, субъективный материал о достижениях и неудачах генерального директора спортивного департамента туринского гранда.

Number 23

Макс Люшер родился в 1923 году. Неизвестно, какое слово в жизни он произнёс первым, может "бессознательное", или "интерпретация", а может и вовсе "Роршах". Хотя зачем ёрничать - розовощёкий базельский новорожденный не мог знать, что направленность личности в психологической парадигме принято изучать как совокупность составляющих, а невроз – следствие длительных нарушений ВНД. Малыш тогда писался в пелёнки и будил родителей ночным плачем. Уже потом Максимка рос и взрослел, влюблялся, читал книги и мечтал. Трудно будет узнать, было ли в его мальчишеских планах изобретение лучшего проективного теста за всю историю семантики цвета. Однако, через недолго лет после окончания Второй мировой, герр Макс явил миру чудо, без ложной скромности присвоив ему своё имя. Цветовой тест Люшера – методика, за которую уважающий себя специалист должен ежегодно приносить в жертву Максу ягнёнка – значимость и полезность её для терапевтической работы совершенна.

Джузеппе Маротта пришёл в "Ювентус" тоже после своего рода войны. Жертвы в ней, к счастью, были всего лишь идеологические, но разруха была самая настоящая. Взаправдашная такая разруха. Тренеры менялись калейдоскопично, передавая друг другу бразды правления командой словно ОРЗ – незаметно для себя и в надежде, что всё обойдётся. Не обошлось: два подряд седьмых места в чемпионате – это далеко не та стабильность, которая может порадовать на уровне чёрно-белого Турина. Лингвистическое взросление маленького Маротты, как и в случае с Люшером, останется за кадром, равно как и то, мечтал ли уроженец Варезе вырасти и тащить "Ювентус" из пропасти, но быть "футбольным директором" для Беппе, видимо, предначертала карма. Первую должность – начальника молодёжного сектора – он получил уже в 23 года! Примечательно, что впервые Макс Люшер заявил о своих "цветных" исследованиях в 1947 году, на Всемирном конгрессе по психологии. Ему тогда тоже было 23

Синьор Джузеппе постепенно преодолевает рубеж одиозности, переходя к состоянию учтённой величины из состояния сильнодействующего раздражителя. Тем не менее, его пребывание в "Ювентусе" сложно охарактеризовать однозначно хорошо. Ну, как-то это ещё не принято. Всё ещё считается хорошим тоном ругать нынешнего генерального директора спортивного департамента. В дискуссии о "кровавой правде мароттизма" желание ярлычить чёрным достигает запредельного накала, формулируясь в  такое себе изощрённо выраженное "Сам дурак!": "Неужели ему непонятно, что нам нужен Фалькао, какой, на фиг, Матри?!". Сопровождается сие, зачастую, тычком в светлый лик сами-знаете-кого, да не поминаем будь он всуе.

Но сколь ни велики были бы притязания, а, следовательно, претензии, однозначно оценить результативность пребывания Маротты на должности нельзя. И даже не потому, что это насквозь субъективно, а от того, что времени для качественной адекватной статистики ещё прошло мало. Субъект анализа начинал и по сей день пребывает в довольно стеснённых финансовых рамках, что, в первую голову, сказывается на стиле ведения дел. К тому же, первоначальные задачи заключались, скорее, в очистке туринских конюшен, загаженных похлеще легендарных авгиевых, и лишь нынче шумно поставлен вопрос о стратегиях, развитиях, и пресловутом "Проекте".

Потому, пока для окончательного ответа момент ещё не настал, я категорически утверждаю – цветовая палитра карьеры Джузеппе Маротты гораздо цветастее, чем только чёрный или только белый цвет.

 

1. Ordnung und arbeiten

Не такое долгое время назад, чтоб забыть и не вспомнить, туринский пациент тяжело и сложно болел. Если взглянуть на это с точки зрения семантики цвета, то при заболеваниях и утомлении возрастает потребность в синем. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. Синий физиологически – это покой, психологически – это удовлетворение. Период синего - это период порядка.

В финансах "Ювентуса" как спортивной организации царил беспорядок. Не в последнюю очередь, по причине непродуманных трансферных выплат и завышенных личных контрактов. Среди тех, кому не скучно почитать за то, что было до того как, в истоптанных ботинках ходит байка, будто некий Виссарионыч круто разобрался с проблемой беспризорности в СССР. Как вещают чуть ли не очевидцы и подобные им фоменки, товарищ вождь всех времён и народов волшебным образом собрал всех беспризорных мальцов до кучи и лично расстрелял  то ли из табельного, то ли из трофейного нагана. В общем, навёл порядок.

Маротта ни в кого из меганагана не стрелял, зато привёз с собой бочку синей краски. Фразу нынешнего генспортдиректора о том, что "Ювентус" больше не будет переплачивать за игроков", по прошествии лет его работы, можно высечь в граните. Наиболее дорогие трансферы клуба не превышают 15 млн. евро, а прецедент продления контракта Джанлуиджи Буффона с понижением оклада денежного довольствия, свидетельствует о том, что и в зарплатных делах ситуация приобретает адекватную детерминацию – пощады не будет никому. Сведения, которые сопровождают несостоявшиеся переходы в стан "Синьоры", позволяют заключить, что на день сегодняшний в Турине, пусть негласно, но установлен потолок зарплат. Ау, Дрогба! Привет, Анелька! Типа того.

Возможно, сидя в важном кресле такого клуба как "Ювентус" иногда нужно вести себя более расточительно. Возможно, для поддержания имиджа и уверенности мира в том, что Маротта – это паровозик, который сможет, нужно хлопнуть по лбу обывателей гусарским переходом Ван Перси или Роба Левандовски. Возможно, чтоб показать, что в Турине снова водятся тигры, нужно совершить кунштюк на тему "Тевес ради Тевеса", но Маротта упорядочен прямо-таки параноидально.

Синий цвет отождествляет безвременную вечность, а поэтому также и традицию. Всю свою карьеру в "Юве" Маротта не позволяет себе рисков.

Зеленый цвет представляет собой постоянство и самоутверждение. Джузеппе Маротта непроходяще критикуем, но верен себе. Невзирая на давление, он предпринимает шаги, которые как ему видится, правильны и полезны в данной ситуации.  Спортивный директор продемонстрировал просто адской эффективности мастер-класс в случае с Фернандо Льоренте. Форвард с самой убойной головой на свете окажется в "Юве" задаром, а принципиальные бильбаинцы могут танцевать качучу, чтобы хоть как-то скрасить печаль от диагноза exitus letalis (прим. - летальный исход): летом 2012-го Беппе был готов расщедриться на 20-ку миллионов евро.

Однако, форвард клубу был нужен уже зимой; возможно, эта необходимость была определяющей в продолжении еврокампании.  Но синьор Джузеппе остался при своих и не поддался соблазну текущего момента: дёшево или хотя бы адекватно договориться не получилось, а платить больше, чем следует, Джузеппе не будет никогда.

   

Зелёный в карьере Маротты – это умение не идти на поводу ни у других людей, ни даже у ситуации. Это, безусловно, его профессиональный минус - пониженная ситуационная пластичность. Но это выбор руководителя. Синьор "трансфер" обладает максимумом полномочий при подборе игроков в команду, а обладание повышает уверенность и самоуверенность. Мне сложно представить, что может поколебать мировоззрение Джузеппе Маротты. Вряд ли когда случится увидеть Беппе в зелёном костюме, но посади его старина Макс за стол для диагностики – выбор испытуемым зелёного в первую очередь - неизбежен.

Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.  Предпочтение коричневого выдаёт человека, отвергающего ненужное напряжение. Это даже некая навязчивая банальность – такой себе человек из толпы. У "коричневых" зачастую всё рационально, потому что однообразно и выстроено под "общепринятое" удобство.

После моджигейта "Ювентус" продолжает периодически трясти. Скандалы, в обыденном восприятии масс, уже фирменная фишка чёрно-белого Турина. Верхушка "синьоры", которую вновь кличут мафией, периодически отбояривается от инсинуаций, но вихри враждебные реют регулярно. И здесь занимательный момент: лично с Мароттой не связано ни одного скандала. Он в схватке, но всегда над ней.  Такой себе Брюс "Бетмэн" Уэйн, футбольного разлива – вроде бы и на виду, но в то же время, очень в стороне. В самом деле, его личная жизнь не афишируется, об увлечениях Беппе вне работы практически ничего не известно, чего-либо предосудительного, что стало бы достоянием общественности этот мужчина не сделал. Да что там - даже простых биографических данных о нём трудно отыскать.  Джузеппе не эпатирует публику, не лезет на рожон при общении с журналистами, он даже не подкармливает "чернь" слухами. Пресс-конференция Маротты это нудный и малозахватывающий официоз, где можно услышать только о фактах.

Учитывая статус его нынешнего работодателя, такое "коричневое" поведение - самое то. Не придерёшься.

2. I got the power

Красный цвет – уникален. Это единственный цвет, который соответствует только настоящему времени. Никакой ориентации в будущее, никакой "сбычи мечт" или воспоминаний о былом. Сплошной здесь и сейчас, слава гештальту!

Посчитав, что лидеры клуба Каморанези, Трезеге и Дель Пьеро отжили своё, Маротта добавил изрядно красного в те графы их трудовых книжек, что касаются "Ювентуса". Былые заслуги или мотивация пощадить героев "всего лишь" по факту привязанности болельщиков – не аргумент для красного цвета. Он никогда не оборачивается.

Красный стремится пронизать, преобразовать, покорить. Возможно, это были ритуальные казни для установления собственного статуса: новый управленец избавился от влиятельных игроков, чьё слово имело утяжеляюще-победный вес не только на поле, но и широко за его пределами. Не исключено, что были попытки договориться. Не договорились, потому из тех, кого можно считать за авторитета, в команде остались лишь Буффон, избавиться от которого было бы самоубийством, да Кьеллини, который не мастак говорить и вообще, скорее всего, вне поля тот ещё флегмат.

  

 

3. Everything eventual

Серый цвет не является ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет – это ни напряжение, ни расслабленность. Серый является не территорией, а просто границей; границей как разделительной чертой.

Граница – это предел умений Джузеппе Маротты. Он умеет далеко не всё. "Ювентус" плохо, отвратительно продаёт. Футболисты уходят гораздо ниже не только цены, заплаченной непосредственно "Юве", но и ниже стоимости. Купленный за пятнашку Красич ушёл вполовину дешевле, равно как и залётный нидерландец Эльеро Элиа. Находящегося тогда "в тренде" Диего, не пожелав иначе разрулить трудную ситуацию, Маротта продаёт сразу в будущий год после покупки. На этом бездумном трансфере потеряно около 10 млн евро! Более-менее прилично удалось взять компенсацию лишь за Момо Сиссоко (7 млн. евро), тогда как мытарства по трудоустройству Фелипе Мело или Амаури, человека, с коробкой из-под телевизора вместо головы, пятнают личностную карту генерального спортивного директора характеристикой "некомпетентность".  Бесплатно ушёл из клуба Тиаго Мендеш: руководство "Атлетико" было заинтересовано сохранить у себя арендованного португальца, которого поначалу использовали как довесок к мифическому трансферу Агуэро, а в итоге отдали мадридским полосатикам задаром. Из погреба кажется, что уж пару-тройку миллионов можно было бы снять.

Привлечение ничтожества по имени Хорхе Мартинес, смешных Боррьелло и Аквилани, неполезных Тони и Анелька, человека-пустоты Армана Траоре на вечно проблемный левый фланг - эти и некоторые другие трансферные проколы, говорят о том, что синьор Джузеппе человек, как и все мы. Ему свойственно ошибаться и у его таланта есть предел.

Маротте сложно работать "через не могу". Маротта не умеет работать "с крупными формами". За три года деятельности в "Ювентус" не куплен ни один игрок в статусе "звезда". Агуэро, Джеко, Робин Ван Перси, Левандовски, Ибрагимович – слухи остаются слухами.

Ещё одним "предельным" аспектом синьора Джузеппе позволю себе выделить не совсем очевидное - неумение подбирать клубу тренеров. Явный прокол с Луиджи Дель Нери можно приписать общей бесшабашности ситуации в клубе: в "Ювентусе" тогда много чего было не так как надо и перестройка была настолько очередной, насколько и массовой. Так сказать, под шумок. Однако уже следующих два выбора говорят о том, что Беппе привычнее работать с наставниками уровня "Сампдории" и к тем самым "крупным формам", положенным "Ювентусу" по праву рождения, он ещё не вполне привык. На замену предсказуемо облажавшемуся Дель Нери был зазван посредственный Дзаккерони, а после него карт-бланш выдан коту в мешке Антонио Конте. Большая удача всех чёрно-белых сердцем, что данная ставка сыграла. И если "Ювентус" ещё хоть как-то связывают с большими игроками, то слухов о большом тренере за всю дорогу Маротты в Турине я что-то не припомню.

  

 4. Dream on

Фиолетовый, цвет будущего, цвет самоличных настроений, интроспекции.

Фиолетовый – это волшебство. Цвет околдовывает своим внушительным шармом, вязкой глубиной насыщенности. Фиолетовый позволяет человеку быть собой фантазийным, более, чем реальным. Цвет, отличающий субъекта от толпы в максимальной степени: здесь нет полутонов, в случае с фиолетовым это или/или. Цвет гения или цвет вечного мечтателя. У Джузеппе Маротты много стандартных, рутинных черт характера. Они сматываются в пучок и образуют стиль деятельностной повседневности. Паттерн поведения, если быть придирчиво точным. Но в каждом характере есть заострения, акцентуации, ситуативные проблески чего-то, что дремлет там, на нижней полке,  в коробке подписанной рваным фломастером – в подсознании. Эти проблески у Маротты вполне могут претендовать на гениальность. Джузеппе совершил несколько поистине шедевральных сделок. Как –  неведомо. То ли он "видит", чувствует, играет в "орёл-решка" или же просто доверяет интуиции, но в "Ювентусе" нового типа играют Видаль, Барцальи, Поль Погба и, конечно же, вселенский бородач Андреа Пирло.

И если по "чилийскому сердцу" всё было ясно – это верняк, то остальные – воистину улыбка судьбы. Запасной игрок середняка Бундеслиги сейчас является лучшим центральным защитником мира: обошёлся клубу в стоимость "Порше". Поль Погба, казалось бы, обречён арендоваться в "Сиену" или "Болонью" и что с того лоска, будто он украден из-под носа Ферги? Однако "его" миллион евро сейчас превратился в тридцать. Пирло, списанный в миланский утиль… Нужны ли слова о нём?..

Фиолетовый - величайшая магия в исполнении Маротты. Одна на восемь цветов.

   

Самая светлая яркая краска – это жёлтый цвет, и воздействует она легко и живо.

Желтый цвет соответствует освобождению. Освобождению от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего. От последствий моджигейта, от седьмых мест в чемпионате, от тренеров, играющих в "поймай меня, если сможешь". От задолбавшего contra spem spero…

Тот, кто предпочитает желтый, нуждается в немедленном признании, он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение, чтобы напряжение могло разрядиться. "Ювентус"  снова прёт наверх, мерцая во всех этих красках жёлтого;  стремится к солнцу, а в Серии А этим солнцем даже является.

Жёлтый – это цвет трёх звёздочек над эмблемой. Это ожидание счастья во всех бесчисленных формах.

Задача Маротты - данное счастье обеспечить. Вернее, продолжать обеспечивать.

P.S. The good, the bad and the ugly

Чёрный цвет – это самый темный цвет. В чёрном завершается концентрическое направление всех цветов вплоть до конечной точки. Чёрный – это абсолютная граница.

Так настолько ли чёрен этот хороший, плохой и ужасный спортивный директор по имени Джузеппе?