Гунько: «Хочу иметь свой взгляд на то, что происходит в команде»
Окончание интервью со вторым тренером московского «Спартака» Дмитрием Гунько.
Игрок и система
- Вы внимательно смотрели чемпионат Европы среди молодежи?
- В общем-то – да.
- Сегодня нашу сборную многие критикуют и в чем-то, конечно, справедливо. Однако, на мой взгляд, выход в финальную часть – это уже серьезное достижение, а может даже и потолок для нынешней команды.
- Это очень хорошо, что мы попали туда. В финальную часть. Мы посмотрели свой уровень в сравнении с остальными.
- И не со стороны…
- … а изнутри. Конечно. Могли сравнить уровень подготовки футболистов, как в индивидуальном плане, так и в целом системы игры. Для меня совершенно очевидно, что у испанцев она одна, у голландцев другая, у немцев – третья. И было хорошо видно, кто и во что будет играть, кто какие футбольные игровые законы чтит. Это очень интересно, потому что молодыми футболистами можно управлять, моделировать и строить из них команду.
- Вы ожидали такой результат от российской сборной?
- Не ожидал. Я думал, что мы сможем выступить лучше, надеялся на это. Но, что случилось, то случилось. И это надо принимать как факт и нормально к этому относиться. Делать выводы, двигаться вперед. Я не вижу никакой катастрофы. Мы посмотрели себя на уровне ведущих школ, увидели свои недостатки. Это тоже урок и урок хороший. Я ведь не просто упомянул о различных системах игры. Под системой упоминается командный механизм. Яковлев в системе или Яковлев отдельно, Дзагоев в системе или Дзагоев отдельно? Это всегда интересно посмотреть и проанализировать.
- И, еще, в какой системе? Спартаковской, армейской, в системе сборной команды?
- Да, да. Это очень важно.
- Попробую вас отвлечь от чисто футбольных тем и хочу задать вот какой вопрос. Я прочитал, что вы в какой-то момент увлеклись журналистикой. Вы тогда что-то искали в своей жизни? Или действительно увлеклись творчеством?
- Момент очень простой. Я играл тогда в команде владимирского «Торпедо». Восстанавливался после травмы спины. И случайно увидел в «Советском спорте» объявление о наборе желающих попробовать свои силы в журналистике. Хотя я был еще действующим футболистом, все-таки понимал, что спина мне не даст продолжать карьеру. Боли были очень серьезные. Процесс реабилитации - три месяца. И я приехал тогда в «Советский спорт», где редактор отдела футбола предложил мне делать интервью. Смысл редакционной задумки заключался в том, чтобы действующий игрок брал интервью у действующих игроков. Ничего подобного прежде не было, и мне показалось это делом интересным. Даже освоил в тот момент десятипальцевый метод работы на клавиатуре.
- Любопытно...
- Хотя и начинал с нуля, потому что вообще не знал, что такое клавиатура. Да я и сейчас не знаю расположение клавиш. Но это уже навык. То же самое, как навык в футболе.
- Мышечная память?
- В мышцах нет памяти. Есть навык многократных повторений. От головного мозга поступает нервный импульс к мышцам. То же самое и на поле. Если маленьким футболистам многократно повторять правильные упражнения, они будут выполнять их как положено. Если у маленьких футболистов сформировался неверный навык, тогда переучивать их позднее будет очень сложно. Впрочем, я отвлекся… Сделал несколько интервью, но потом довольно быстро понял, что не смогу продолжать в том же духе, потому что я тогда уже работал помощником тренера в молодежной команде «Спартака», которая выступала в КФК. И вот как-то увидел, что игроки читают в газете мое интервью, где я что-то спрашивал действующего футболиста. Тут я понял, что дальше так продолжаться не может. Поговорил в газете, что моя жизненная ситуация изменилась. Быть тренером и журналистом одновременно, вы сами понимаете, это нереально. Может быть, писать какую-то аналитику, но уж никак не интервью.
- Но и то, как показывает практика, если вы работаете непосредственно в структуре действующего клуба, анализировать футбольные процессы занятие крайне сложное, если не сказать – пикантное. Слишком много тут разных нюансов может возникнуть. Вы же невольно становитесь заинтересованным лицом.
- Да, я понимаю. Вот поэтому все так быстро и закончилось.
- Насколько внимательно вы читаете прессу? Как часто? Какие именно футбольные ресурсы в Интернете посещаете?
- Знаете, для себя однажды решил, что не буду читать прессу вообще.
- Никогда и ничего?
- Уточню. Ничего не читаю, по крайней мере, когда идет сезон. Хотите спросить: почему?
- И почему?
- Хочу иметь свой взгляд, свое мнение, свою позицию на все вещи, которые происходят в первую очередь в нашей команде. Чтобы не поддаваться влиянию извне, не сбиваться с ориентиров, с принципов, которые нарабатываются по ходу моей работы. На меня никто не давил в этом деле, никто не советовал «по-дружески».
- Это реально помогает?
- Не знаю пока. Не знаю… Как вошел в тренерский штаб первой команды, так пока ничего и не читаю. Хотя нет. Делаю иногда исключения на прочтение интервью с тренерами. Но не комментарии или какой-то анализ. Для этого у нас есть статистические данные, которые приходят на клубную почту. Речь идет о сотрудничестве с компанией, которая нам помогает в этих делах.
Нужна ли «Спартаку» яркая звезда?
- Некоторые специалисты полагают, что «Спартаку» не хватает какого-то яркого легионера. Чтобы было вокруг кого, например, сплотиться. То есть, нет настоящей звезды.
- Скажу так: «Спартак» это всегда команда, а не отдельные звезды. Всегда «Спартак» - это стиль, это принципы игры, это командный дух, это мысль, которая объединяет.
- Ваши слова можно выносить прямо на эмблему клуба…
- А мне, кстати, очень нравится новая эмблема клуба с красным мячом вместо черного, с буквой «С», сделанной под старину, и с четырьмя золотыми звездами в память о всех чемпионствах, завоеванных разными поколениями спартаковцев… А что касается яркого легионера, то он, конечно, может помочь. Но, опять-таки в системе коллективной игры. Хотя тут уже многое зависит и от тренерского штаба.
- Вы имеете свое слово в трансферной политике?
- У нас есть селекционный отдел, служба, которая непосредственно занимается отслеживанием кандидатов, всех игроков, которые могли бы заинтересовать «Спартак».
- Я имел в виду, прежде всего, ваш голос при обсуждении, допустим, на каком-то тренерском совещании той или иной кандидатуры: подойдет – не подойдет.
- Чтобы мне сказать что-то о конкретной кандидатуре, нужно эту кандидатуру посмотреть. Причем, не в одном матче. Это очень серьезное дело: выносить оценку игроку. Если посмотрю его в одном матче, никогда не дам свою оценку. Мне нужно его отследить, понять, залезть в него. А для этого нужно время. Поэтому у нас подбором кандидатур и занимаются другие специалисты.
- Из года в год много говорят о поиске командой спартаковского стиля. О том, что его ищут и не могут найти. А может, и нет смысла этот стиль искать? Может, для «Спартака» это все уже в прошлом? И он никогда не вернется к прежней игре? Поменялись времена, игроки. С другой стороны, часом назад на тренировках опять-таки отрабатывалась игра в один - максимум два касания.
- Мне кажется, что игра, стиль зависят от исполнителей.
- Это бесспорно.
- Но нужен и результат. Поэтому тренер будет строить игру таким образом, чтобы раскрыть лучшие качества каждого игрока и добиться результата. Вот и все.
Мы хотим выигрывать в Лиге Европы
- Вы говорите по-испански? Валерий Карпин, понятное дело, со многими иностранцами на тренировках очень часто дает указания по-испански. У вас в этом нет необходимости?
- Уже немножко говорю.
- Это помогает в работе? В Европе принято, чтобы иностранец старался выучить язык той страны, в которую приехал. У нас же, получается, тренеры подстраиваются под язык легионера.
- Игроки должны разговаривать на русском языке. Это обязательно. Но я нахожусь в штабе, где немало испаноговорящих тренеров. Я хочу их понимать, хочу общаться с ними, предлагать свои идеи. Для этого нужно знать язык. Сейчас мы уже больше общаемся, понимаем друг друга. И, кроме того, сейчас для меня, как для тренера, есть прекрасная возможность выучить язык, находясь в ежедневном контакте с носителями этого языка. Это примерно то же самое, что жить в Испании.
- Нужны ли «Спартаку» матчи в Лиге Европы? Болельщики клуба как-то разделились в этом вопросе. Кто-то уверен, что этот турнир команде не нужен.
- А что нужно?
- Стремиться попадать только в Лигу чемпионов.
- Не буду сравнивать позиции болельщиков. Скажу коротко: Лига Европы это тот турнир, в котором мы будем принимать участие. И хотим побеждать там в каждом матче.
- Что вы ждете от предстоящих матчей с украинскими командами в летнем турнире?
- Интересных игр. Выполнения тех требований, которые мы пытаемся выстроить. Понять, работает ли то, что мы наигрываем. И очень хорошо, что это понимание будет происходить на фоне противостояния с сильнейшими командами Украины.
Порадовал еще журналист, нет вопросов отдающих желтизной и просто глупых. Сразу чувствуется, что не из СЭкса и СС.
____________________________________________________________________________
так когда же вы возьмете мыслящего игрока на поле? в каждом втором матче вам трибуны поют: "зае..ли ваши навесы!"