6 мин.

Вратарь из Дагестана и олимпийская чемпионка. Кто болеет за сборную России на Евробаскете

На арене в городе Ванн, где женская сборная России по баскетболу играет матчи группового этапа, есть примерно восемь активных болельщиков. Только трое из них приехали из России, остальные живут во Франции. 

Анна из Оренбурга

Анна работает в банке. Считает, что поездка за сборной – это дорогое удовольствие, но все-таки может себе это позволить. 

Камал

23 года, учился играть в футбол в Буйнакске. Когда-то занимался в школе Маркарова. Камал – вратарь, а стал им когда-то в детстве, потому что ему было лень бегать. У Камала крепкий верх, что очень важно для вратаря, потому что при столкновении должен падать соперник, а не вратарь.

Пару лет назад Камал пытался попасть в дубль «Анжи», тренировался три месяца, но у него тогда не получилось. Зато он играл за молодежную сборную Дагестана, за сборную Буйнакска в чемпионате Дагестана.  

Полтора года назад Камал переехал в город Ванн и играл за местную любительскую команду в чемпионате Бретани, а теперь его старший брат договорился о просмотре в клубе «Вок». Это клуб второй французской лиги, он находится обычно где-то в середине таблицы и в ближайшие пару лет точно не попадет в Лигу 1. Так что Камал пока не сыграет с ПСЖ, даже если попадет в команду. Или сыграет, но в кубке. 

Во время просмотра в местной команде у футболиста есть две тренировки, чтобы показать себя – базовая тренировка и двустронка. Камал ужасно провел базовую тренировку, но отлично показал себя в двусторонке, где ничего не пропустил. В итоге тренер дал ему возможность тренироваться с командой дальше. Чемпионат начнется в сентябре, так что пока еще ничего не ясно. Агента у Камала нет, о деньгах и контракте он с клубом пока не разговаривал. 

Интересно, что Камал всю жизнь живет именно футболом, не подрабатывает. Зарплата позволяет ему жить нормально. 

Камал нормально знает французский язык, достаточно для того, чтобы общаться с ребятами в команде. Легионером он считаться будет, но это не проблема, потому что кроме него в команде все местные.

Яна

В Питере отучилась на менеджера в социальной сфере, стала мастером спорта по баскетболу и уехала примерно семь лет назад во Францию учить язык. Сначала жила во францущской семье и ухаживала за детьми, теперь работает корреспондан анформатик. Перевести это на русский она не может, как и рассказать по-русски о том, чем она занимается на работе. Дело в том, что Яна все слова о работе знает только на французском, а из русского помнит только слова, которыми можно поговорить о повседневной жизни. 

У Яны почти нет русских друзей, она стала местной и общается в основном с французами. Завела себе друзей. Играет в баскетбол. Когда Яна узнала, что можно поработать волонтером, она сразу записалась. Теперь работает в отеле, где живут четыре сборные, занимается всем – от выноса грязного белья до организации экскурсий по городу для команд.

Яна говорит, что все девочки ведут себя культурно, никто не пьет и не нарушает режим. Но что-то интересное у Яны в отеле точно случилось. Что-то настолько интересное, что она много загадочно смеется, но говорить об этом отказывается даже не под диктофон. 

Артур

Живет в двухстах метрах от арены, но узнал о том, что будет играть сборная, только за пару часов до матча. Артур рассказывает, что дагестанцев тут много – 20 семей. Все приехали из Дагестана или Москвы, а познакомились уже тут. Теперь ходят друг к другу в гости. 

Артур не болеет за «Анжи», потому что «Анжи» может позволить себе крупно проиграть «Мордовии», а это недопустимо. Артур вообще не признает поражения. Обижается за поражения. После двух матчей сборной, на третий идти отказывается, хотя еще вчера купил на всех билеты. Артур считает, что наша сборная не настырная какая-то.

Помнит, как пару лет назад в их городе останавливалась команда «Катюша», когда был «Тур де Франс». Знает, где достать семечки – нужно сгонять до русского магазина, а это сто километров. 

Ирина Герлиц и Виктор Козик

Ирина в 1992 году стала олимпийской чемпионкой. Ирина и Виктор познакомились в тренировочном лагере в Сухуми, тогда женские и мужские команды оказались в одном лагере, а Ирина и Виктор – оба из Казахстана, так и познакомились.

После 1992 года и Олимпиады в Барселоне они остались работать в Испании. Нужно было постараться все устроить так, чтобы два профессиональных спортсмена из разных видов спорта – баскетбола и волейбола – могли жить и играть в хороших командах в одном городе, это была сложная задача, кому-то пришлось идти на компромисс, но агенты все устроили – наши друзья оказались в Бордо, где в итоге после окончания карьеры и остались жить. 

Теперь Ирина воспитывает детей, а Виктор работает с местной командой тренером. Оба получили местные дипломы. 

Клуб Виктора устроен как профессиональный, у Виктора нормальный профессиональный контракт, но уровень все-таки любительский, что Виктора не устраивает, потому что ему хочется расти. В итоге семье придется снова путешествовать, если будет какое-то предложение. Но у семьи в приоритете – дети. Они не меняли Бордо так долго и вообще остались там жить, потому что дочь пошла в школу, ей надо было дать доучиться. А теперь дочь доучилась, но растет второй ребенок. 

К березкам тянет, поэтому смотрят российское телевидение. Ирину приглашают на все юбилеи олимпийской победы – федерация устраивает в России праздники по этому поводу. 

Здоровье за время профессиональной карьеры подпортили, но говорят, что допинга в их видах спорта не было. 

Из хорошего в местной спортвной организации Виктор отмечает привлечение волонтеров, которые делают очень много. 

Юсуп

Юсуп уже пять лет живет в Ванне, в России не бывал в это время. Желает выпить со сборной пивка. Болеет активно, обижается, что сборная проигрывает уже два матча подряд.

Юсуп с Артуром и Нариманом показали мне залив, центр города с крепостью, портом и ресторанами, накормили ужином дома и дали кофту, потому что в Ванне очень холодно, а я приехал из теплой Москвы с одними футболками.

Анна

Анна на фото справа. Она из Новосибирска, у нее жесткий настрой, она второй раз на выезде за сборную, первый раз была в Лондоне. Там, говорит, был один большой экстремальный случай. Приехали без билетов, но федерация помогла попасть на матч. 

Анна студентка – 6 июня закончила вуз, а теперь тут. Ревела она за сборную всего один раз, да и то не слезами, а криком ревела, как лев, когда в четвертьфинале у Турции выиграли. 

Наталья

На фото в центре.

Наталья работает бухгалтером. Помнит, как в Лондоне с верхних рядов на арене постоянно спускались вниз, чтобы сидеть за лавкой сборной. Охрана мешала, пыталась наказать, но потом смирилась и сдалась.

Сегодня все эти ребята будут болеть за сборную, чтобы она победила итальянскую и не вылетела после группового этапа.