Россия – Германия. Анализ статистики матча
Важнейший матч в 2009 году сборная России проиграла – но, как кажется, болельщики от этого не очень-то и расстроились: играли ведь хорошо. На мой взгляд, если сказать сразу и просто, играли как раз не очень хорошо. И проиграли прежде всего тактически.
Компания InStat Football (которую я возглавляю), конечно, анализировала все события этого матча – как и все матчи нашей сборной трех последних лет. Предлагаю вам анализ статистики матча. По ходу рассуждений я вставил несколько видеоэпизодов, которые легко и быстро создаются с помощью нашей новой программы InStat Video. Вот пример. Я посмотрел матч сборной России, мне что-то осталось неясно. Например – как оценить игру Быстрова? Я делаю короткий запрос в программе и через пару секунд смотрю восьмиминутный ролик – со всеми действиями Быстрова в матче. Очень удобная программа, которой с удовольствием пользуются многие клубы нашей Премьер-лиги.
С помощью блога предлагаю немного попользоваться программой и вам.
Владение мячом, территориальное преимущество сборной России
Сборная России на протяжении практически всего матча владела территориальным преимуществом. По итогам матча эта выразилось в процентном соотношении владения мячом: 60% у россиян против 40% у сборной Германии. Впрочем, на эту статистику во многом повлиял забитый немцами гол; до 35-й минуты преимущество нашей сборной во владении мячом было не столь значительным, как в следующие отрезки матча.
Россиянам удалось провести значительно больше атак, чем сопернику (99 против 70). Однако количество логических завершений примерно равно: россияне нанесли 15 ударов по воротам соперника, немцы – 13.
Главной удивительной особенностью игры стал ее крайне невысокий темп. На двоих команды провели лишь 24 быстрые атаки – при том, что в своих предыдущих матчах россияне за игру проводили в среднем 20-25 быстрых атак. В субботней встрече немцам даже удалось превзойти россиян в количестве быстрых атак – 13 против 11.
Небольшое количество быстрых атак, очевидно, связано с важностью матча: обе команды играли осторожно в центральной зоне, стараясь не допускать невынужденных ошибок при владении мячом и не давать возможности сопернику проводить контратаки.
Невысокий темп игры, неспешность россиян в организации атак
Именно осторожностью можно объяснить и то, что россияне, отобрав мяч у соперника, нечасто пытались сыграть быстро вперед. Чаще сборная России переходила в долгое позиционное нападение. Наибольшее количество передач в составе россиян отдали игроки обороны: Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий (оба по 91 передаче). Наибольшее количество передач носило подготовительный харакетер; они пришлись на треугольники, возникающие в районе центрального круга (Березуцкий – Игнашевич – опорный полузащитник и др.). Россияне отдали 276 подготовительных передач. А 270 пасов носили атакующий характер. Каждый второй пас сборной России был направлен на сохранение мяча.
Германия сыграла значительно более «вертикально»: на 99 подготовительных передач пришлось 274 атакующих паса.
Частая игра на сохранение мяча, а не на развитие атаки стала причиной замедления темпа матча. Компания InStat Football в сезоне-2009 вычисляет скорость атакующих действий в каждом анализируемом матче. Скорость атакующих действий – это количество атакующих передач на секунду владения командой мячом. Неплохой показатель – 0,25-0,27 пасов в секунду. Показатель сборной Германии равнялся 0,24, сборная России сыграла значительно медленнее в атаке – 0,15 атакующих пасов в секунду владения.
Невысокий темп игры мог быть связан с чрезмерным волнением россиян; но это не так – такой стиль игры, построенный на активном и неспешном владении мячом, свойственен россиянам на протяжении всех матчей в сезоне-2009. До этого при Хиддинке команда играла значительно быстрее.
Игра в небыстрый футбол против других соперников в 2009 году – такая тактика приносила результаты. Россиянам не за счет командной скорости, а за счет индивидуального мастерства удавалось обыгрывать Уэльс, Азербайджан и Финляндию. Невысокий темп подразумевает менее эмоциональный и более прагматичный футбол, футбол на классе. На классе удавалось обыгрывать более слабых соперников.
Однако в игре с Германией невысокий темп, заданный россиянами, позволил сборной Германии реализовать преимущество своих игроков в классе. Немцы выиграли 59% борьбы в матче – это очень высокий показатель, нечасто встречающийся в матчах примерно равных команд. Сборная Германии эффективней использовала создаваемые опасные моменты; реже, но опасней исполняла стандартные положения.
Игра сборной России в атаке. Андрей Аршавин в центральной зоне, быстрые атаки россиян
Лидер и капитан сборной России Андрей Аршавин сыграл на позиции центрального атакующего полузащитника. Это был едва ли не его дебют в сборной на этой позиции; нестандартный ход Гуса Хиддинка, сместившего Аршавина из левой зоны атаки в центр, повлиял на игру команды.
Аршавин и в центре провел неплохой матч. Естественно, Андрей больше, чем кто-либо другой из игроков атаки, получил передач (46). Аршавин чаще других в команде пытался обострять игру за счет индивидуальных действий – он больше всех в составе россиян совершил удачных обводок (7 из 11 попыток). Однако при позиционном нападении Аршавину часто приходилось трудно играть в насыщенной опорной зоне немцев. Андрей проиграл почти всю силовую борьбу: лишь одно выигранное единоборство вверху (из 2), 3 удачных единоборства и отбора – и аж 11 неудачных. На необычной для себя позиции Аршавин провел худший матч за сборную в сезоне-2009 – но, тем не менее, был лидером команды в субботу.
Перевод Аршавина в центральную зону, возможно, был обоснован с точки зрения организации контратакующей игры. При потерях мяча соперником находящейся в центральной зоне капитан сборной всегда был готов к приему быстрой передачи. При получении такого паса Аршавиным сборной России удавалось проводить яркую контратаку через центральную зону – за счет скорости и техники капитана. Более того – именно после контратак россияне создали наибольшее количество опасных моментов. Главным и существенным недостатком контратак сборной России было их количество – всего 9 в субботнем матче.
Фланговые атаки сборной России, Владимир Быстров справа и слева
Перевод Аршавина в центральную зону серьезно ослабил фланговую игру россиян. В первые 35 минут встречи россиянам не удавались атаки флангами. Во многом это было связано с неактивной игрой в нападении слева Жиркова и крайне неуспешными действиями Владимира Быстрова справа.
Первые 35 минут встречи Быстров провел плохо. Он часто получал мячи, команда старалась играть через полузащитника, набравшего в последних матчах отличный ход. Однако во всех случаях Владимир либо неудачно обрабатывал мяч, либо терял его в борьбе с Ламом. Несколько потерь Быстрова привели к быстрым атакам сборной Германии. Быстров имел отличный шанс забить – но не сумел реализовать выход один на один с вратарем.
Невынужденная потеря мяча Быстровым привела к ауту на 34-й минуте. Розыгрыш аута на правом фланге обороны россиян привел к пропущенному голу. Сложно выделять одного футболиста, совершившего ошибку. Но очевидно, что Быстров был как минимум одним из. По ходу эпизода Быстров поменялся позициями с Анюковым – и, находясь в позиции правого защитника, не сыграл надежно.
После пропущенного россиянами гола Быстров перешел на левый фланг – и играл там значительно эффективней. Ему удавалось обыгрывать Боатенга в каждом третьем эпизоде – однако каждый обыгрыш завершался обострением. Эффективная игра Быстрова во втором тайме также связана с более активной игрой россиян в быстрых атаках.
Сложно однозначно оценить игру Быстрова в матче. Он был одним из худших игроков на поле в первые 35 минут и его перевод на левый фланг полузащиты был, конечно, вынужденным. В дальнейшем Быстров играл более эффективно, заработал за фол на себе красную карточку, участвовал в двух опасных атаках. По итогам матча Быстров совершил 6 удачных обводок из 10 (второй показатель в команде) – при этом проиграл почти всю силовую борьбу (2 удачных единоборства и отбора из 9, 2 выигранных единоборства вверху из 5). На счету Быстрова 4 неудачных приема мяча (больше всех в матче) и лишь 13 точных передач (меньше всех среди россиян, отыгравших весь матч).
Атаки сборной России через центр, роль Константина Зырянова
Изучая соперника, сборная России, очевидно, делала ставку в своей игре на двух центральных защитников Германии – вспоминая не самую их успешную игру в предыдущих матчах. В отсутствии активной фланговой игры в первом тайме, в отсутствии быстрого перехода из обороны в атаку наиболее опасными атаками выглядели частые и успешные длинные передачи из района центрального круга в штрафную площадь соперника.
В большинстве случаев точные длинные передачи отдавал Константин Зырянов, лучший игрок нашей сборной в матче по оценкам InStat Football. Зырянов отдал 4 острые передачи (3 точные) – это всегда были длинные передачи на форварда, который при более удачном стечении обстоятельств мог забивать после выхода один на один.
Однако чаще всего прекрасный пас Зырянова завершался проигранной борьбой в штрафной или неудачной обработкой мяча Кержаковым. Александру Кержакову в матче удалось выиграть лишь 2 единоборства – а еще в десяти случаях центрафорвард сборной уступал в борьбе защитникам сборной Германии. Для сравнения: Мирослав Клозе выиграл 13 видов борьбы из 30 попыток.
Игра сборной России в обороне с одним и двумя опорными полузащитниками, преимущество сборной Германии в борьбе
Превосходство Германии в классе выражалось в том, что ее футболисты выиграли подавляющее большинство борьбы – 59%. Наиболее серьезное превосходство обнаружилось в центральной зоне в первом тайме: Баллак и Рольфес значительно успешней действовали против тройки центральных полузащитников россиян.
Баллак стал лучшим полевым игроком матча по оценкам InStat Football. Он выиграл наибольшее количество дуэлей в матче (16) с одним из лучших показателем эффективности (70%, лучше только у Лама). Баллак же был и самым активным игроком немцев в созидании (34 точные передачи).
Эффективность Баллака – во многом вина его оппонентов. Первый тайм россияне играли по схеме 4-1-4-1 (или 4-3-3) с довольно рискованной, «легкой» опорной зоной: Аршавиным и Зыряновым в качестве центральных полузащитников с большой атакующей загрузкой и Игорем Денисовым в роли нижнего опорного полузащитника. Такая расстановка россиян позволила сборной Германии в первом тайме проводить большое количество атак (в том числе и быстрых) через центральную зону.
Игорь Денисов, в большинстве случаев в одиночку прикрывавший центральную зону в первом тайме, стал худшим игроком матча по оценкам InStat Football. Денисов почти не ошибался в передачах (26 пасов, 25 точных), однако вчистую уступил в борьбе более жестким и умелым противникам – выиграл лишь 4 единоборства и отбора из 14 попыток.
Денисов же стал самым «активным» участником немецкого гола в составе россиян – не «доиграл» своего оппонента Озила, отдавшего в результате голевой пас.
Во втором тайме россияне укрепили опорную зону, перейдя на тактику 4-2-3-1. Пару опорных оставили Зырянов и Семшов. Это, а также более активная игра нашей сборной в атаке, почти исключили опасные наступления сборной Германии во втором тайме.
В целом лишь три игрока сборной России по итогам матча сумели не уступить немцам в борьбе: два центральных защитника (Игнашевич – 63% выигранной борьбы, Березуцкий – 67%) и центральный полузащитник Константин Зырянов (50%). Уступили в борьбе оппонентам и оба крайних защитника россиян (Жирков – 33%, Анюков – 40%), и сыгравший второй тайм на позиции опорного полузащитника Игорь Семшов (25%).
Преимущество сборной Германии в борьбе, вероятно, стало ключевым. Лучшая готовность немцев к ведению борьбы – вряд ли сюрприз для кого-то в мире. Но команды, играющие против Германии в эмоциональный футбол, имеют возможность нивелировать разницу в классе, «убегая» от борьбы за счет быстрой игры в пас и ярких атакующих действий. Сборная России предложила немцам позиционную игру с невысокими скоростями, пытаясь за счет индивидуального мастерства своих техничных лидеров (Аршавина, Кержакова, Быстрова, Зырянова) обыграть оппонента – и, вероятно, план на игру не сработал.
три года уж играем, да еще как.
Делюсь идеей, хотя возможно она уже Вами воплощена.
В американском футболе один из важнейших показателей атакующих игроков - yards after contact, ярды, пройденные после первого контакта с защитником. На глаз в нашей сборной Аршавин и Жирков имеют этот показатель существенно отличным от нуля, тогда как Быстров и Кержаков к нуля очень близки.
Если подобная статистика уже существует, интересно было бы проверить предположения фактами.
А у Жиркова такое лицо было во время игры... мрачнее тучи. Он всем своим видом говорил - уберите меня с поля, сегодня не идёт у меня.