Чувство спокойствия
Фото: minuto30.com
На финальном пятнадцатиминутном отрезке поймал себя на простой и невероятно приятной, даже комфортной мысли – все правильно. Это редкое и практически неизведанное ощущение в контексте игры национальной команды. Разные были чувства раньше, когда сборная уступала по ходу матчей, больших и разных. Чаще всего это было волнение, перемешанное с бурлящей энергетикой.
Да пробей ты уже наконец! Отдай в разрез, отдай, черт тебя дери! Сделает хоть кто-нибудь один нормальный, резкий навес? Сколько можно месить газон, входя в штрафную с фланга – где, вашу мать, прострелы через вратарскую на дальнюю?! Ну же, ну! Будете вы играть или нет, я вас спрашиваю?! Гусев, да заткнись ты, просто заткнись!!!
Вот всего этого в Лиссабоне не было, даже в концовке. И это главное достижение Капелло, за что ему – спасибо, большое и такое же хладнокровное, как взгляд нашего тренера.
Глядя на Дона Фабио ушедшей футбольной ночью, казалось, что обыграть португальцев сможет даже его феерический во всех отношениях галстук. Даже он, этот самый галстук, был увереннее центральных защитников соперника, увереннее и умнее.
Это странное и непривычное ощущение от игры сборной России, какое-то небывалое и в то же время очень простое.
Да, нас подавили на стартовом рывке, запихав решающий гол со стандарта. Велозу, к слову, нарисовал такую траекторию, что забил бы даже Ленин, не выходя из Мавзолея – чудо, а не подача, гениальная. Да, затем было непросто, выходили из обороны хуже безобидных алкариков из бара. Вроде бы отползаешь от барной стойки, желая вырваться из прокуренного алкогольного дурмана, но все равно возвращаешься обратно. Да, впереди Кержаков рубился хоть и отважно, даже самоотверженно, но совершенно бесполезно.
Все так, но это ведь не приговор. Не получилось войти в игру – бывает. Повозили нас, подергали, чуть-чуть даже поиздевались – ерунда. Дальше Россия вернула себя в игру, не истерично, без припадков и всплесков безнадежности, а спокойно и методично.
Мы играли в свой футбол, выдерживая выбранный вектор от начала и до конца. Через боль, через травмы, через классную работу соперника. Команда не сорвалась, не поплыла, она гнула свою линию – что-то похожее на попутку одолеть на велосипеде резкий и затяжной подъем, когда педали нормально прокручиваются только через раз, будто месишь застывающий бетон.
Но ведь вытащили игру, именно игру, не результат. С результатом не повезло, и такое случается всегда и со всеми. В данном случае результат не так уж и важен. Мы приехали в Португалию, точно зная: как бы ни сложилась игра – уедем домой лидерами группы, имея в запасе шанс на еще одну осечку.
Важнее результата была игра, то как сборная себя поведет, как себя поставит. Можно сколько угодно говорить о том, что, дескать, об игре вспоминаешь, когда нет результата, и это будет правдой, но правдой неконечной, недосказанной. В данном случае совершенно допустимо говорить: для сборной было важнее сыграть в себя, еще раз пройти по пути отдельно взятого матча, не сбиваясь с шага, выдерживая напряжение и преходящие обстоятельства конкретного матча.
Повторюсь, сборная провела цельный матч, выверенный, четкий. Она знала, во что играть, знала, как это делать и стремилась в след выбранному вектору действий.
Такой сборную Итал… сборную России я, наверное, не видел никогда. И она меня, нет, не восхитила, она меня успокоила. Когда последний раз наша команда кого-нибудь успокаивала, кроме соперников, естественно?
У Хиддинка была страстная, взрывная, но не всегда, а временами. У Адвоката – нудная и тошнотворно прагматичная, но тоже со срывами. А у Капелло – спокойная и уверенная в себе, всегда.
Отдельно хочется сказать про Кержакова, которого критикуют тупо за фамилию, считая матчи безголевой серии. Фабио не зря хвалил Александра за проделанную работу, вряд ли это было для галочки, дескать, заслужил.
Большую часть матча, особенно в первом тайме, мы играли очень низко, выстроив двойной забор, между линиями которого суетливо трудился Денисов. Нас здорово поджали, и необходимо было создать высокую плотность перед штрафной, закрыв свободные зоны и исключив тем самым включения из глубины центральных хавов соперника. К тому же в центре активно работал Роналду, которого так же необходимо было нейтрализовать.
Беда такой плотной игры на своей половине в, мягко говоря, проблематичном выходе из обороны. Кержаков был фактически отрезан от остальной команды. Все, что оставалось Александру – цепляться за полуслучайные мячи, находясь при этом в одиночестве – это раз, максимально далеко от ворот соперника – это два, исключительно спиной к этим долбанным воротам – три, и под жесточайшим прессингом, в лучшем случае, двух соперников – четыре.
Отработал Кержаков здорово, лучше мало кто на планете смог бы в такой ситуации. Понятно, что ему необходима поддержка минимум двух игроков, чтобы один был рядом (обыграться или сыграть за счет партнера), а второй – для адресата, для развития игры не поперек или назад, а вперед. Но получаться подобные штуки стали только когда португальцы подустали и ослабили хватку в центре поля. До этого момента нужно было тупо пахать, что Александр и делал.
Насчитывать Кержакову за этот матч низкие оценки и выписывать претензии – преступление, причем уголовно наказуемое.
Кончено, выход из обороны местами был просто мертвый, даже не омерзительный, а именно мертвый. Но и здесь можно отыскать плюсы, причем без особенного упорства. Даже обрезаясь, даже на своей половине, практически ничего опасно создать не дали. Португальцы получали мяч и открытую возможность для наката, но в большинстве случаев, если и доводили дело до ударов – летело все мимо. Роналду, впрочем, дважды в створ попал, особенно опасно во второй раз, но Акинфеев справился с такой невозмутимостью, что капитан португальцев разве что не расплакался.
Можно начать утешать себя тем фактом, что по-настоящему серьезных моментов мы создали больше, у меня получается 4-2. Португалия: гол и удар Роналду. Россия: удар-прострел Комбарова по пустым воротам транзитом через Глушакова; удар через себя Быстрова; неназначенный пенальти; удар Широкова в концовке после включения в штрафную Быстрова.
Можно все это вспоминать, но не стоит. Это в данном случае приятный бонус, дескать, могли и должны были отыгрываться. Провалившись в начале, выдержав затем, развернув игру и едва не доведя до положительного итога.
Вряд ли хоть кто-нибудь всерьез будет винить в нереализованных шансах команду, говоря что-то банально-затертое, что-то типа: ну, вот опять, вляпались, не смогли, фу-фу-фу. Да, вляпались, но не опять, совершенно точно не опять. Есть разница и она очевидна.
Разница в том, с чего этот текст начинался – в отношении к происходящему. Случившееся не трагедия, не катастрофа и не безнадежность. Нам просто не повезло. И произносить эту фразу нужно так же, как играла наша команда – спокойно, без нервов и уж тем более негодования.
На данном этапе главный вывод заключается в следующем: у нас есть добротная, понимающая европейская команда. Далеко не самая лучшая в мире, но уверенная в себе и спокойная, знающая свои плюсы и минусы практически досконально и выстраивающая игру исходя из того, что одни качества нужно раскрыть, а вторые спрятать.
Такой сборной мне не хватало, и именно такой она вчера была.
А поражение… Да всякое бывает, чего с нами не случалось за последние годы? Важно брать свое – именно то, что осталось сделать. Помнится, команде Хиддинка в отборе не хватило именно того, что команда Капелло уже сделала. Тогда мы не сумели поделить очки с фаворитом группы (Германия), потеряв меньше в матчах с прочими соперниками. Сейчас у нас то самое искомое зеркальное равенство в очных матчах с главным конкурентом.
Решаться все будет в наборе «своих» очков и вот здесь уместно еще раз, последний, вспомнить о вчерашнем ощущении от игры, о спокойствии. Эта команда точно не обосрется (копирайт Константин Зырянов), кажется, что Дон Фабио просто выдернул этот ген из ДНК нашей сборной.
Пс: Моутинью – ублюдок. Такого уровня мерзости не позволяли себе куда более серьезные подонки мирового футбола. Всегда хочется защищать тех, кого обвиняют в грязной игре, потому что это тоже футбол, тоже способ добыть победу, пусть и мерзкий, но в проф.спорте все средства хороши. Но эта маленькая португальская обезьянка явно перестаралась. Надеюсь, ему в скором времени выдернут одну из конечностей.