5 мин.

Куда исчезли футбольные хулиганы

Поход на матч английской премьер-лиги по степени экстремальности не сильно превосходит утреннюю прогулку в Гайд-парке, а футбольный хулиганизм в Англии уже проходит скорее по разряду бабушкиных рассказов (за редкими, хотя и выразительными исключениями). Почти исчезнувшее явление культивируется, кажется, исключительно кино- и книжными продюсерами, поскольку обращение к этой теме по-прежнему помогает неплохо заработать (продюсеры популярного фильма The Football Factory только что выпустили на британские экраны новый – The Firm).

Превращение английского футбола из вотчины хулиганистых подростков из неблагополучных кварталов в безопасное развлечение – тема скорее для еще одной книги, в три абзаца ее не раскроешь. Но интервью Пита Дирдена, представителя Футбольной службы безопасности, курирующего лондонский «Арсенал», кое-что на этот счет проясняет.

Чем же занимается сотрудник футбольной разведки?

За каждым клубом закреплен отдельный сотрудник. Поскольку я работаю в Ислингтоне, в зоне моей ответственности находится «Арсенал». Из шестидесяти тысяч болельщиков на «Эмирейтс» лишь 50-60 человек имеют намерение спровоцировать беспорядки. Перед каждым матчем я анализирую оперативные данные и оцениваю вероятность возникновения беспорядков, присваивая каждой игре определенную категорию риска: «А» – низкий, «B» – средний, «C» – высокий. Недавно вот появилась еще одна категория – «C Повышенный риск».

Насколько часто возникают проблемы, которые вам приходится решать?

«Арсенал» проводит около шестидесяти игр за сезон, за это время случается, как правило, один-два инцидента. Это говорит о том, насколько успешно мы работаем. Объединение усилий британских клубов и полиции сделало нас примером для подражания. К нам приезжают из Европы, чтобы посмотреть, как мы работаем на местных мероприятиях. Но мы учились на собственном горьком опыте – в 70-80-х ходить на футбол с семьей было не принято. Тем не менее, хулиганы все еще существуют. Моя работа в «Арсенале» заключается в том, чтобы знать их всех. Они меня тоже знают – и понимают, что ничто им просто так не сойдет с рук.

А как вы узнаете, кто из них хулиган?

Это своеобразная субкультура. Они встречаются в определенных местах, носят определенную одежду и большую часть времени вполне культурно выпивают в компании друг друга. Но я знаю, что они способны создать большие проблемы, если предоставить их самим себе. Поэтому я отправляю наблюдателей в форме – два таких наблюдателя возле паба могут предотвратить возможные неприятности. ведь их присутствие не позволяет фанатам остаться неузнанными. Они знают, что если будут нарушать закон, будут иметь проблемы. В моем распоряжении есть свежие фотографии и досье на новых людей.

Главные нарушители порядка – это те, кто до сих пор одной ногой в 80-х? Или уже выросло новое поколение?

Я отслеживаю людей, которым за пятьдесят, но они-то не бегают по улицам, пытаясь ввязаться в драку друг с другом. Они просто хотят, чтобы их считали частью группировки. Их деятельность – по большей части бравада и разговоры о том, «как было раньше», всегда приукрашенные. Некоторые молодые ребята способны доставить хлопот. Они хотят самоутвердиться, но я выхожу на них на ранних стадиях, налаживаю контакт, и так или иначе убеждаю их вести себя прилично. У некоторых из них отцы были хулиганами еще в 80-е и 90-е, такие ребята воспитываются в соответствующем духе, и это, конечно, грустно.

А «фирмы» все еще существуют?

Есть люди, утверждающие, что состоят в «фирме». «Фирма» «Арсенала» долгие годы называлась «Стадо» (The Herd) – потому что на зарубежных выездах их «пасли» отряды полиции специального назначения. Молодежь называет себя «Молодое стадо» (The Herd Youth). Раньше они оставляли свои визитки тем, на кого нападали, но теперь эта практика исчезает – такую визитку могут использовать в качестве улики.

С какой самой сложной ситуацией вам приходилось сталкиваться в прошлом сезоне?

Беспорядки у нас возникли всего один раз. Дело было в Юстоне, административно это даже не наш район Лондона. Спустя примерно шесть часов после игры с «Манчестер Юнайтед», небольшая арсенальская группа встретилась в пабе с дюжиной болельщиков манкунианцев. Все было спланировано заранее. Покидались немного стульями и пивными кружками. Потом отошли дальше по улице и устроили нкое подобие драки – правда, по большей части это были просто агрессивные позы, жесты и слова. Мы получили запись с камеры видеонаблюдения, разыскали свидетелей. Из 14 болельщиков «Арсенала» мы арестовали 13, каждому из них были предъявлены обвинения.

По идее, это должно стать сигналом для остальных желающих поучаствовать?

Конечно. Те два месяца, пока мы занимались расследованием дела, его фигуранты и их товарищи были вынуждены постоянно оглядываться. Не забывайте, у этих людей есть работа. Некоторые из них – высокооплачиваемые сотрудники из Сити, которые приезжают на футбол и одевают такую личину, потому что думают, что это круто. А теперь некоторым из них грозит тюрьма, потеря работы и вероятность того, что их семьи узнают, чем они занимаются по субботам. И на остальных это производит желаемый эффект, а это значит, что они относятся к нам со всей серьезностью. Каждый раз, когда мы арестовываем этих людей, они очень нервничают. Взрослые люди внезапно осознают, чем это грозит остальным составляющим их жизни. По сути, многие из них даже рады, что во время игр я нахожусь рядом. Ведь это означает, что они могут как прежде быть со своей компанией и говорить, что вздумается, но в то же время у них есть отличная возможность избегать конкретных действий, не опасаясь осуждения товарищей.

Какова ваша роль в обеспечении порядка на выездных матчах?

За две недели до игры я отправляю отчет полицейским, которые работают с командой хозяев. В нем подробно описываются переезд, проживание команды и данные о наших болельщиках. В результате на каждый выезд наших болельщиков, а обычно их тысячи три, в среднем приходится менее одного ареста.

Как меняется ваша роль, когда дело доходит до матчей на европейской арене?

За границей у нас нет никаких полномочий. Но я ведь специалист по работе с собственными болельщиками, поэтому помогаю полицейским других стран. По-прежнему живо стереотипное представление об английских болельщиках, будто они олимпийские чемпионы по метанию стульев и мордобою. Из-за этого отношения с некоторыми зарубежными коллегами осложняются, а наши фанаты могут столкнуться с чересчур жестким приемом, что создает много ненужных проблем. Три года назад я был в Москве с 400 болельщиками, и нас встречали 2500 полицейских в полной боевой выкладке… Но большинство моих иностранных коллег отлично справляются с обеспечением порядка на футболе, потому что взяли на вооружение английскую модель. Они пришли к выводу, что английские болельщики на самом деле нормальные ребята, и что лучше начинать обеспечение порядка с минимального уровня, надевать бейсболки, а не каски, разговаривать с болельщиками, налаживать с ними контакт, улыбаться. Ведь это и вправду работает.

Источник: Sport Magazine

P.S. Если вы хотите оперативно узнавать об обновлениях этого блога – добавляйте его в ленту.