Футбол и Уголовный кодекс
Созданный мною новый блог будет повествовать о различных преступлениях в мире футбола. Для начала мне хотелось бы сделать своеобразный экскурс в мир Уголовного кодекса. Учитывая, что самая большая аудитория сайта представляет Российскую Федерацию, сей опус и дальнейшие статьи будут написаны применительно в Уголовному кодексу Российской Федерации.
Итак, начнем.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
Статья 105. Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку.
«Не убий» - главная заповедь Божья соблюдается не всеми. Неслучайно Особенная часть Уголовного кодекса начинается именно с этой самой тяжкой статьи, предусматривающей наказание за умышленное убийство. Убийство с прямым умыслом, в отличие от убийств по неосторожности или в результате ДТП, – самое гнусное преступление из всех существующих, и совершается оно в мире футбола нередко.
Из последних событий у всех на слуху убийство, заказчиком и организатором которого являлся бывший капитан футбольного клуба "Фламенго" бразилец Бруно Фернандес Де Соуза. Футболист на одной из вечеринок познакомился с порноактрисой Элизой Самодио.
На фото: убийца Бруно и его жертва - Элиза Самодио
После вступления в интимную связь забеременевшая, а затем родившая от Бруно ребенка женщина стала стала требовать, чтобы спортсмен признал отцовство, угрожая, что добьется проведения ДНК-теста через суд. Видимо, в этот момент вратарь «Фла», не желавший огласки и считавший, что оглашение столь нелицеприятных фактов может отрицательно сказаться на перспективах его участия в ЧМ-2014, и решился на столь жестокие меры. С целью убийства Бруно сколотил банду, в которую вошли жена футболиста, его несовершеннолетний кузен, а также непосредственный исполнитель – бывший “коп” Луис Сантос. В июне 2010 года актриса была похищена и отвезена в г.Белу-Оризонти, в дачный домик самого Бруно, где экс-полицейский Сантос подверг девушку жестоким пыткам, а затем убил. Труп модели преступники расчленили и скормили собакам. Поначалу футболист был задержан и осужден к 4 с половиной годам лишения свободы только за похищение Элизы Самодио, но в марте этого года у сыщиков нашлись новые аргументы, и несостоявшийся участник Мундиаля был осужден уже за убийство. Вердикт бразильской “Фемиды” к чемпиону Бразилии-2009 и трехкратному чемпиону штата Рио-де-Жанейро был безжалостен – 22 года тюрьмы.
Самое суровое наказание, которое когда-либо применялось в отношении футболистов-преступников, - смертный приговор был вынесен летом 2011 года экс-футболисту сборной Объединенных арабских эмиратов Файезу Хамису и его одноклубнику из эмиратского клуба «Аль-Шарджа» Мохаммеду Нахибу, а также брату Файеза Мусе, которые в 2008 году на автостоянке преднамеренно убили человека, нанеся ему огромное количество ножевых ранений. Сначала суд осудил преступников лишь к одному году тюрьмы и штрафу в 180 тысяч евро. Однако после повторной апелляции и более детального рассмотрения дела Верховный суд арабского государства вынес вердикт, не подлежащий обжалованию – исключительнвая мера наказания.
На фото: экс-игрок сборной ОАЭ Файез Хамис в ожидании смертного приговора
Но зачастую и сами футболисты становятся жертвами убийства. Самый циничный и ужасающий своей нелепостью случай – известная всем любителям футбола трагедия, случившаяся с одним из лучшим футболистов Колумбии конца 80-х - начала 90-х Андресом Эскобаром. Ценой жизни талантливого защитника явился автогол, на несчастье забитый им в своим ворота в матче чемпионата мира-1994 года против сборной США, из-за которого сборная Колумбии, проиграв американцам, лишилась шансов на выход в плей-офф. Эскобар вернулся на родину вместе с командой, где – ещё до окончания чемпионата – он был убит простым охранником Умберто Муньосома Кастро. Муньос выпустил в Эскобара, сидевшего в автомобиле рядом с одним из баров Медельина, всю обойму своего пистолета. Каждый раз, делая выстрел, убийца кричал «Гол!». Футболиста тут же привезли в больницу, где он умер через 45 минут.
На видео: тот самый роковой автогол Андреса Эскобара.
К счастью, не всегда убийцам удается довести задуманное до конца по тем или иным причинам.
Так, в октябре 2001 года неизвестными лицами было совершено нападение на журналиста Василия Уткина.
Из дома на Патриарших прудах Уткин направлялся в редакцию. Когда он вышел из подъезда, его догнал парень в черной кожаной куртке и два раза ударил в спину заточенной отверткой. Потом киллер сел в поджидавшую его фиолетовую «четверку» и скрылся. Василий позвонил по мобильному телефону в редакцию, а случайный свидетель покушения, охранник обменного пункта валюты, вызвал милицию и «скорую помощь». Прибывшие через несколько минут врачи отвезли раненого журналиста в институт Склифосовского, где ему была оказана первая помощь. Сам Уткин в интервью "Новой Газете" "по горячим следам" в категорической форме утверждал, что нападавшие покушались на его жизнь:
Статья 109. Причинение смерти по неосторожности.
Убийство, совершенное по неосторожности (в некоторых странах называемое также непредумышленным), не перестает от этого быть преступлением. Самонадеянность это, или небрежность, но в контактном виде спорта, коим и является футбол, бережное отношение к сопернику всегда должно ставиться во главу угла.
Ин май хамбл опинион, конечно, но смерть известного украинского стража ворот ЦСКА Сергея Перхуна, произошедшая в августе 2001 года – это и есть неосторожное убийство.
18 августа 2001 года 23-летний вратарь в матче махачкалинского «Анжи» - ЦСКА при столкновении с Будуном Будуновым (тогда – нападающим «Анжи», а ныне – президентом Дагестанской футбольного союза), получил серьезную травму головы.
На фото: то самое столкновение Сергея Перхуна и Будуна Будунова
Сначала травма казалась средней тяжести, Сергей был в сознании до конца матча. Но по дороге в аэропорт он впал в кому, повлёкшую клиническую смерть. Несмотря на все усилия врачей, спустя 10 дней футболист скончался в московском институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко в результате тотального отёка головного мозга, остановки мозгового кровотока с последовавшей за этим гибелью клеток головного мозга.
Статья 110. Доведение до самоубийства.
Если верить сыщикам, доказать вину по этой статье очень и очень тяжело: даже если умерший оставил предсмертную записку, в которой просил в его смерти винить конкретное лицо, необходимо найти доказательства, что человек действительно желал, чтобы умерший сам «залез в петлю». Что уж говорить о тех случаях, когда никакой записки после смерти самоубиенный не оставляет.Возможно, именно по этой причине в 2010 году не был привлечен к суду старший брат известного Джона Терри – Пол Терри, игравший за ныне прекративший существование клуб пятой английской лиги «Рашден энд Даймондс». Пол Терри в лучших семейных традициях увел у одноклубника – вратаря "Рашден энд Даймондс" Дейла Робертса его невесту Линдси Коуэн, в результате чего 24-летний «кипер» впал в депрессию, а затем повесился в собственном доме.
На фото слева направо: Линдси Коуэн, Дэйл Робертс и Пол Терри.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Вторая по тяжести статья «криминального чтива» предусматривает ответственность за нанесение вреда жизненно-важным органам, или если это вызвало длительную нетрудоспособность пострадавшего.
Пример преступления по этой статье можно легко отыскать на чемпионате мира 1982 года, в самом что ни на есть полуфинале. На 57-й минуте матча сборных ФРГ и Франции француз Патрик Баттистон получил пас на выход к воротам немцев, защищаемых Тони Шумахером. Немецкий голкипер, пытаясь помешать пробить Баттистону, сбил его с ног.
Баттистон получил тяжёлую черепно-мозговую травму, у него были выбиты три зуба и серьёзно пострадал позвоночник, некоторое время он находился даже без сознания. Много позже Шумахер в своей автобиографической книге «Свисток» пытался оправдать свои действия, утверждая, что он действовал неумышленно. Однако многие, особенно французские, болельщики, считали и до сих пор считают иначе.
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
Телесные повреждения, раньше в союзное время называвшиеся менее тяжкими, как правило, налицо, когда пострадавший проходит лечение больше трех недель.
Самый ярчайший и наглядный пример данного преступления – действия знаменитого ирландца Роя Кина, которые он продемонстрировал (и позже описал в своей книге «Кин: автобиография») 21 апреля 2001 года в матче его «Манчестер Юнайтед» против «Манчестер Сити». Почти четыре года Рой Кин таил обиду на норвежца Альфа-Инге Холанда, когда-то грубо обошедшегося с ним на футбольном поле, и когда представился случай, отомстил обидчику по полной, умышленно нанеся норвежцу травму. Удаленного прямой красной карточкой Кина ФА дисквалифицировала на три матча и оштрафовала на 5000 фунтов.
Однако спустя год в свет вышла автобиографии ирландца, в которой безумный Кин ошарашил своей явкой с повинной и чистосердечным признанием о том, что он действовал в том эпизоде преднамеренно:
Возмущенная прочитанным Футбольная ассоциация Англии дополнительно «впаяла» полузащитнику «МЮ» 5 матчей дисквалификации и штраф в размере 150 тысяч фунтов.
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.
Не иначе как состоянием сильного душевного волнения можно назвать то состояние, в котором пребывал в раздевалке стадиона «Олд Траффорд» Алекс Фергюсон после матча «красных дьяволов» с «Арсеналом», состоявшегося в рамках Кубка Англии в феврале 2003 года, в котором «канониры» одолели подопечных сэра Алекса со счетом 2:0. Отчитывая команду за слабую игру, Фергюсон пришел в бешенство от осмелившегося возразить тренеру Дэвида Бекхэма, которого тут же «наградил» броском бутсы в голову. Одним словом, без аффекта здесь явно не обошлось. «Спайс-бой» еще долго ходил со шрамом на лице, а происшествие с бутсой ускорило расставание «потерпевшего» с «Манчестер Юнайтед».
На фото: "гламурный" шрам Дэвида Бекхэма
Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.
26 апреля 2013 года наступила минута славы малоизвестного доселе игрока молодежной команды «Амкар» Ильи Кричмара. Одновременно с этим «взошла звезда», правда больше со знаком минус, теперь уже бывшего лайнсмена Мусы Кадырова. Эпизод, который до сих вызывает споры, произошел после окончания матча «молодежек» «Терека» и «Амкара» в Грозном.
Сразу после финального свистка недовольный судейством матча пермяк Кричмар сделал замечание Кадырову, а может, действительно сказал что-то оскорбительное. Судья Кадыров, бросив флажок, напал на футболиста и избил его. Несмотря на то, что уголовное дело возбуждено не было (хотя, думается, все основания были), футбольная Фемида уже вынесла свой вердикт в отношении арбитра, умышленно нанесшего легкий вред здоровью Кричмара – штраф в полмиллиона рублей и пожизненное отстранение от футбола.
Статья 116. Побои.
При упоминании понятия «Побои» (совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших каких-либо особых последствий) сразу на ум приходит горемычный Луис Суарес, и его «вампирский укус» Бранислава Ивановича.
Особо подробно рассказывать об инциденте смысла нет, этот случай детально был «обсосан» в СМИ. Скажу лишь, что пострадавший сербский защитник ни в какие суды и правоохранительные органы не обращался, а посему «виновник», хоть и совершил рецидив (в 2010 году Суарес, еще выступая за «Аякс», укусил игрока ПСВ Отмана Баккала), получил только футбольное наказание – 10 матчей дисквалификации.
Вполне можно было судить за побои и полузащитника «Челси» Эдена Азара в не менее памятном происшествии матча «Суонси» - «Челси», когда бельгиец, пытаясь выбить мяч из-под 17-летнего «болл-боя» Чарли Монсона, умышленно с целью затяжки времени укрывшего мяч всем своим телом, нанес тому незначительные травмы.
Однако стороны инцидента между собой довольно быстро помирились, и лишь безжалостная Английская федерация футбола отстранила Азара на три игры.
Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
2011 год стал воистину «черным годом» для голкиперов, выступавших в чемпионате России. Здоровью сразу трех вратарей РФПЛ был нанесен тяжкий вред по неосторожности.
Начало «черной вратарской полосы» было зафиксировано 23 апреля в матче «Ростова» и «Терека», когда в результате столкновения нападающего «Терека» Заура Садаева с вратарем «Ростова» Деяном Радичем последний получил тяжелую травму – разрыв почки. Позднее почка Радича была удалена.
Менее месяца спустя, 21 мая, в матче «Амкара» с тем же «Ростовом» уже вратарь «Амкара» Сергей Нарубин, столкнувшись в «ближнем бою» с игроком «Ростова» Салатой, получил разрыв селезенки, которую врачам также пришлось позднее удалить.
И наконец, 28 августа «кипер» ЦСКА Игорь Акинфеев в результате действий спартаковца Веллитона "заработал" полный разрыв передней крестообразной связки левого колена, разрыв внутреннего мениска и эдему кости, выбыв почти на весь сезон.
На фото слева направо: трое потерпевших по ст.118 Акинфеев, Радич и Нарубин.
Будем надеяться, что и Садаев, и Салата, и Веллитон умысла на нанесение прямого вреда здоровью стражей ворот не имели, по сей причине их действия должны были быть квалифицированы лишь по ст.118 Уголовного кодекса.
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Наиболее часто страдают от угроз в свой адрес несчастные арбитры. Широта угроз в адрес служителей футбольной Фемиды колеблется от простых и безобидных «Судью на мыло», до реальных угроз жизни и здоровью. Поводом к столь преступным действиям служат подчас далеко не однозначные решения арбитров.
Так, летом 2008 года за назначение сомнительного пенальти на Евро-2008 в ворота поляков в матче с австрийцами долгое время получал письма с угрозами убийства англичанин Хоуард Уэбб. Мало того, даже премьер-министр Польши Дональд Туск, возмутившийся судейством «любимого» рефери «МЮ», признался, что готов «убить» Уэбба. На англичанина сие угрозы не оказали никакого влияния, он судит матчи до сих пор, и сегодня являясь арбитром «топ-уровня».
Два арбитра в разное время оказались «под пулями» после матчей «Барселоны» и «Челси», и оба, не выдержав давления и угроз, скоропостижно завершили свою судейскую карьеру: это страховой агент по профессии австриец Андерс Фриск, имевший несчастье удалить Дидье Дрогба в феврале 2005 года, и норвежец Том Эвребе, провалившийся в матче тех же «Барсы» и «Челси» весной 2009 года.
На фото: "Черный список" судей "Челси": Андерс Фриск и Том Эвребе.
А весной 2008 года один из лучших арбитров мира 21-го века Пьерлуиджи Коллина, занимавший должность главы итальянского судейского корпуса, вместе с угрозами получил по почте на свой домашний адрес настоящую пулю.
На фото: и "Фантомас" тоже может быть в роли жертвы
Угрозой убийством будет считаться и небезызвестный комментарий инцидента Муса Кадыров – Илья Кричмар:
Статья 124. Неоказание помощи больному.
Неоказание помощи больному в широком понимании этого слова – необязательно должно случиться в медицинском учреждении. Это может случиться и на стадионе, если на нем администрацией, устраивающей мероприятие, отсутствуют положенные по такому случаю медицинские работники. Я понимаю, когда футболисты умирали прямо на поле в середине или начале прошлого века, но в нынешнее время отсутствие медиков во время футбольного матча – это преступление.
Именно такое преступление было совершено теми лицами, что организовывали 9 февраля 2008 года матч чемпионата Габона между «105 Либревилем» и «Мбилиадзами». После столкновения с соперником в матче игрок «Либревиля» и сборной Габон 21-летний Ги Чингома потерял сознание, однако на стадионе «Мондеданг де Сибанг» не оказалось ни одного медицинского работника, который мог бы оказать помощь Чингоме. В результате несвоевременно оказанной помощи футболист умер по дороге в больницу.
Статья 125. Оставление в опасности.
23 ноября 2003 года нападающий «Вест Бромвича» англичанин Ли Хьюз на своем «Мерседесе» врезался в «Рено», в результате чего погиб сидевший на заднем сидении «Рено» 60-летний Грэм Дуглас. Супруга умершего получила перелом ноги (позже и она спустя год скончалась), еще один пострадавший получил перелом таза.Действия Ли Хьюза – это однозначно – статья 264 – нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть (о ней позже), если бы не одно но. Футболист скрылся с места преступления, и лишь через два дня был задержан полицейскими. А за это каким-нибудь Хамовническим судом города Москвы британца судили бы еще и за оставление в опасности, поскольку Хьюз убежал с места ДТП и бросил пострадавших «умирать в крови».Британский суд назначил форварду 6 лет тюрьмы, откуда он за хорошее поведение и раскаяние вышел досрочно через четыре года. Бывший «зек» сразу же вернулся в профессиональный футбол, поиграл за «Олдхэм», «Блэкпул», «Ноттс Каунти», а сегодня представляет клуб четвертого английского дивизиона «Порт Вейл».
Продолжение следует...