3 мин.

Капитан Алатристе

"Капитан Алатристе" - это фильм, снятый на основе цикла приключенческих романов Артуро Переса-Реверте. Как утверждается в описании на кинопоиске, "идея написания книг на эту тему родилась у него, когда он обратил внимание, что в учебнике истории, по которому училась его дочь Карлота, историческому периоду 16-17-го веков, когда Испания была доминирующей сверхдержавой, посвящена всего лишь одна страница".

Фильм был снят "при участии" Министерства Культуры Испании и стал самым дорогим (по крайней мере, на момент 2006 года) фильмом в истории испанского кинематографа. У нас такой "госзаказ" сразу ассоциируется с, например, вышедшим на полгода позже и повествующим о событиях той же эпохи кошмарным "1612" с кожаными пушками и единорогами (нет, не этими). Но "Капитан Алатристе" совершенно не подходит в категорию поделок, чьё появление на свет не могут оправдать ни чем другим, кроме как т.н. "патриотическим воспитанием".

Отчасти это обусловлено эпохой: вторая четверть XVII века - это уже период упадка Испании. Несмотря на то, что это было время Иберийской унии - в течение шестидесяти лет сильнейшие колониальные империи Испании и Португалии существовали как одно государство - Испания находилась в глубоком экономическом упадке, население бедствовало, некогда непобедимая армия начала терпеть поражения, Тридцатилетняя война была в разгаре и не принесла Испании ничего хорошего, Нидерланды взбунтовались и сами становились колониальной супер-державой, даже короли у испанцев пошли препаршивые.

Алатристе - это обычный солдат (капитан - это прозвище, а не звание), такой же простой и крутой, как этот ваш Джон Макклейн. Выжимка аж из пяти книг, излитая на два с лишним часа длительности фильма, затрагивает многие значимые темы и события эпохи, к каждой из которых Алатристе умудряется быть причастен: то он участвует во взятии Бреды, то чуть не убивает герцога Бекингема (да, того самого), сам король ему соперник, а Франсиско де Кеведо - друг. И, конечно же, повсюду картины Веласкеса.

Да и многие сцены сняты так, как будто сами просятся на холст:

Несмотря на вымышленную историю персонажа, исторический фон стараются преподнести с максимальным реализмом. Да, кое-какие боевые сцены лучше бы смотрелись в "Рэмбо" (некоторые моменты сражения в начале фильма). Но битва при Рокруа (да, и там Алатристе в первых рядах) снята отлично. Не только как сражение само по себе, но и как финальная сцена. Ведь битва при Рокруа не только положила конец доминированию испанской терции, но и ознаменовала собой конец Испании как сверхдержавы своего времени.

Роскошь элиты не столько контрастирует, сколько теряется в депрессивности бытия окружающего её мира. Настоящая Испания - это рваные сапоги Алатристе, а не дворцы испанских грандов, где их видом капитан оскорбляет высочайшие взгляды. Испания - это не тонны золота, привезённые из колоний в галеонах, которые как будто растворяются в руках короля и высшей знати. Испания - это "Ни вам не платят, ни мне. Ни командирам, ни даже генералу".

Самого Диего Алатристе, несмотря на то, что он успевает побывать везде и всюду, судьба тоже не жалует. Как он её сам охарактиризовал, у него "дерьмо, а не жизнь". Своевольный характер вместе с обострённым чувством долга помогают легко находить неприятности на свою голову, хотя вместе с тем и уважение окружающих - не только друзей, но и врагов. Так что вместо того, чтобы предсказуемо закончить свои дни где-то в подворотне с перерезанным горлом или пулей в груди, он раз за разом обнаруживает себя на "краю света, освещённым чёрным солнцем, что не греет, не разгонят тучи, из которых льёт дождь, пробирающий до самых костей, в странном краю, населённым странными людьми, которые боятся тебя и ненавидят" - то бишь, во Фландрии. С мушкетом в руках и шпагой на поясе.