5 мин.

Недоразумение.

 

Неизвестно, откуда это пошло, но почему-то все чаще стало встречаться в просторах сети утверждение , мол, «Роналдо не опасен без скорости. Его конек – контроль мяча на скорости, а из статичного положения он совсем беспомощен». Хотелось бы исправить досадное недоразумение, потому что многие молодые, не cовсем знающие футбольную историю, часто, прочитав вот такие вот тезисы, принимаются распространять их вокруг. Скорее всего, именно такие ( или похожие на них ) и начали это говорить. На самом же деле, стоит немного копнуть историю Зубастика, как мы узнаем много интересного. Когда Роналдо в своем первом же сезоне в «ПСВ» стал лидером команды и начал регулярно забивать, естественно, интерес со стороны прессы к нему был необычайным. И в то время ВСЕ без исключения журналисты ( даже осталась подборка ) писали про Роналдо две вещи ( естественно, кроме его смаковавшейся бразильской бедной жизни ) – в игре он умел очень многое, но главных козыря в то время выделяли два:

1). Фантастический контроль мяча на скорости, с помощью которого он легко уходил и от трех, и от четырех.

2). Умение выворачиваться из статичного положения, обыгрывать «стоя».

И второе было сказано не просто так. Не многие имели возможность наблюдать игру Рони в Голландии. Мне повезло. И скажу, что это ему помогало не меньше, чем невероятная скорость. Просто очень часто в игре встречались такие ситуации, когда Зубастик получал мяч в недодачу, а посему стоял на месте, в то время как позади него была насыщенная линия защиты соперника. Тогда он разворачивался и начинал их накручивать, причем именно стоя. И делал это очень умело, поскольку часто создавал таким образом остроту ( также часто, вытащив на себя защитников, пришедших помогать своим накрученным товарищам, делал передачу в свободную зону на партнеров, так «ПСВ» забил не один гол ). И эти моменты часто крутили по телевидению, смакуя повторы работы Рони с мячом. А все почему? Бразильские журналисты связывали это прежде всего с фут-залом, с которого ФЕНОМЕН, как известно, начинал. Кто знает, что это такое, должен вспомнить такое понятие, как «игра на пятачке». Ты стоишь вблизи ворот, но перед тобой много защитников противника, они стелятся в подкатах, закрывают ворота своими телами, отталкивают тебя и.т.д. Знаю на личном опыте, что это такое, потому занимался мини-футболом и достаточно серьезно. Если ты играешь в нападении, то такие ситуации в игре у тебя возникают постоянно, а человеческий организм так устроен, что он ко всему приспосабливается. И потому ты каждый раз учишься «творить стоя», а потом уже все идет на автомате, и ты вряд ли когда-нибудь разучишься это делать, если будешь продолжать играть ногами в мяч. Это качество ценится и в большом футболе, а Рони, бывший в нем сто раз лучшим бомбардиром, наверняка был с этим знаком, причем на «ты». Скорость ему дала природа, но вот именно то, что он начинал фут-зале, очень сильно обогатило его в смысле техники и в смысле контроля и чувства мяча. Другое дело, что когда он переехал в Барселону, то там на первое место вышли другие его козыри, потому что другим был и сам футбол. Пожалуй, тогда и родилось это мнение, что Роналдо не слишком техничен, а умеет лишь делать резкие рывки, да и то – на скорости. Это опять же, заблуждение, потому что в «ПСВ» Рони очень часто применял дрибллинг на поле, причем очень разнообразный. Наверное, такое мнение сложилось, потому что в «Барселоне» был самый знаменитый его сезон, и его голы крутились везде, из них люди и формировали свое мнение. Но едва переехав в Италию, Роналдо стал постепенно приспосабливаться к местному футболу, а потому вновь стал часто дурачить соперников, стоя на месте. И это нужно было видеть в эфире, то есть смотреть игру от первого до последнего свистка, а не формировать свое мнение по компиляциям, так как футбол нужно смотреть от и до, чтобы что-то конкретно утверждать. Совсем другое дело – это травма и новая философия футбола Роналдо, на основе которой некоторые люди делают подобные заявления, потому что они видели лишь такого Зубастика. Действительно, он стал поменьше и похуже «играть стоя» и на то есть много причин: вес, возраст, свое берущий, травма, после которой ФЕНОМЕН не может повторить своих многих трюков, современный жесткий позиционный футбол в защите и.т.д. Но это вовсе не значит, что Роналдо не может и не умеет этого делать – он никогда это делать не разучится. Талант, как известно, не пропьешь.

Приехав из Германии, я несколько раз просматривал видео записи игр сборной Бразилии, на большинстве которых присутствовал. И сразу же отметил два момента. Первый момент – матч Австралия - Бразилия. Где-то в первом тайме, Рони получает мяч, позади защита и чисто инстинктивно, по «мини-футбольному» разворачивается и наплевать на вес, на больное колено, на микробов в горле, и на мозоли на ногах прет обыгрывать «стоя», одного убирает, второго, через третьего прокидывает, но он его держит, а тут четвертый подкатывается и выбивает мяч – обезвредили, но момент был эффектный. И это при всех проблемах. Такой же «пятачок» ( второй момент ), он устроил в матче с японцами, причем, так же – абсолютно инстинктивно, «тело само пошло». Заложеное в детстве не забывается. Другой вопрос – это то, когда техника со временем прогрессирует, что-то теряется за безнадобностью, что-то приобретается, что-то трансформируется. Техника Роналдо, естественно, потому и богатейшая в смысле арсенала, потому что он играл много где, а потому вобрал в себя много чего. Весь его технический опыт, в том числе и мини-футбольный сегодня – это один большой винегрет, имеющий свое лицо. Это нормально, это естественно. Примеры подобного прогресса не единичны. Вспомните Денилсона, начинавшего так же, как и Зубастик, в фут-зале. Блестящий контроль мяча и знаменитые «переступания» ( порой, по шесть – восемь раз ) – это тоже отголоски все тех же детских соревнований в зале. Необдуманно само по себе говорить, что человек «не умеет играть с места», если он начинал в фут-зале. Начинал, значит, делал первые шаги, получал первый опыт, закладывал технику, шлифовал движения. Очень хотелось бы верить, что сам Роналдо в ближайшее время подтвердит эти слова и начнет нас вновь радовать своей гениальной игрой.