6 мин.

Красивейшие стадионы мира.Estadio da Luz

Первое рождение Estádio da Luz приходится на 1954 год, когда он был построен взамен Campo Grande и стал домашним стадионом лиссабонской «Бенфики». Название новая арена получила от городского района, где и расположена, – Luz, что в переводе означает «свет». «Стадион света» прослужил верой и правдой одному из грандов португальского футбола почти 50 лет. Проходил здесь в 1992 году и финал Кубка обладателей кубков: бременский «Вердер» переиграл французский «Монако» – 2:0.

 

И вот страна с Пиренейского полуострова заслужила право на проведение финальной части Евро-2004. Стало быть, потребовалась реконструкция арены в соответствии с обновленными требованиями УЕФА. Поэтому прежний стадион снесли и практически на том же месте построили современный, отвечающий категории «пять звезд».Чтобы «светлый стадион» и после коренной реконструкции соответствовал своему названию, архитекторы выполнили крышу из материалов, которые не мешают в ясную погоду наполнять чашу солнечным светом. Болельщики «Бенфики» настолько боготворят свою арену, что называют ее не иначе как catedral (собор). Открыла обновленный Estádio da Luz товарищеская встреча хозяев поля с уругвайским «Монтевидео», которая состоялась 25 октября 2003 года и завершилась с результатом 2:1.

 

У входа на стадион еще в 1992 году была установлена статуя легенды мирового футбола Эйсебио, защищавшего красно-белые цвета «Бенфики» в звездные для команды 1960–70-е годы. Это событие приурочили к 50-летию лучшего игрока Португалии всех времен и народов. Выполненный в бронзе Эйсебио заносит ногу для удара по бронзовому мячу. Статуя располагается не на постаменте, а на круглом фрагменте футбольного поля, на траве. Как сказал сам герой, «потому что я обычный человек, один из многих португальцев».По большому счету, лиссабонскую арену можно назвать не стадионом, а торгово-развлекательным комплексом со спортивным уклоном и весьма развитой инфраструктурой. Площади, выделенные под строительство Estádio da Luz, дали возможность предложить клиентам широкий спектр услуг: здесь расположились музей и клубный магазин «Бенфики», рестораны, гипермаркет, бассейн, площадки для игры в баскетбол, хоккей на роликах, волейбол, мини-футбол и бадминтон.

 

Своей нестандартностью подходов португальцы могут обескуражить кого угодно. Так, в клубном магазине на «персональной» жердочке восседает живой статный орел – талисман команды. Его зовут Витторио. С ним можно сфотографироваться, заплатив за такую экзотику 15 евро. Но это не единственное предназначение пернатого символа.Перед каждым домашним матчем «орлов» Витторио становится главным действующим лицом уникального ритуального действа. После того как команды заканчивают разминку и уходят в раздевалки, в центре поля устанавливается эмблема «Бенфики». Птицу выносят к эмблеме и выпускают. Особый колорит орлиному полету над чашей стадиона придает то, что в хвост Витторио вплетены ленточки клубных цветов, которые развеваются следом за ним. Под неимоверный шум болельщиков он делает почетный круг над трибунами и возвращается на исходную позицию, где на специальной подставке его ожидает лакомство – кусок мяса.У живого Витторио на стадионе есть два неодушевленных «собрата». Один, бронзовый, широко распахнув крылья, как на эмблеме клуба, возвышается над входом на Estádio da Luz. Лапами он опирается на табличку с геральдическим девизом «Бенфики»: «Е pluribus unum», что означает «Из многих – один». Второй, гипсовый, стоит в одном из подтрибунных помещений стадиона.

 

Чаша Estádio da Luz, самого вместительного стадиона Португалии, состоит из трех ярусов. Между верхним и средним по всей окружности на двух уровнях находятся 156 корпоративных лож и VIP-апартаменты. Зрительские места в секторах используются в качестве рекламных площадей, где отображается логотип рекламодателя. Единственное условие состоит в том, что клубная цветовая гамма – красный и белый – должна быть сохранена. Продажа рекламы – это лишь один из способов заработка денег, ведь стоимость реконструкции Estádio da Luz составила 125 млн евро, из которых ни цента государственных. Все – банковский кредит, который нужно было возвращать. Генподрядчик реконструкции предложил одному из банков финансовый план. Согласно ему стадион в течение 10 лет (до 2011 года) должен был погасить кредит.

 

По словам Житесс Аркиссандаш, занимавшегося строительством Estádio da Luz, «финансовый план предусматривал совершенно другую модель управления, в центре которой стоит клиент, приходящий на стадион не только ради футбола. В результате применения новой схемы именно эти клиенты должны были выплатить кредит и обеспечить процветание арены. И мы этого достигли, создав систему клиентского обслуживания, которая считается самой успешной в мире». Как результат, в 2006 году кредит был досрочно возвращен. Теперь, в дополнение к существовавшим, появились и другие средства заработка: собственный телеканал, туристическое и страховое агентства, автосервис.