Проклятие каменных стен. Лучший тренер Италии
Фото: foxsportsasia.com
В Италии грядет небывало активное межсезонье в плане тренерских отставок-назначений. «Милан», «Рома», «Интер» и «Наполи» ищут себе новых рулевых, что забавно – обмениваясь нынешними. Практически наверняка Макс Аллегри отправляется из Милана в Рим, а Вальтер Мадзарри, не смотря на странные разговоры об «Анжи», меняет Неаполь на Милан, тот, что черно-синий.
Оба варианта, к слову, выглядят не слишком убедительными и не самыми удачными для «Интера» и «Ромы», которые, впрочем, привыкли совершать подобные ошибки. «Интеристы» так и вовсе возвели подобное занятие в культ, который вполне можно приравнять к самоистязанию, в котором Массимо Моратти нуждается чуть больше воздуха.
Видимо, для того, чтобы почувствовать себя живым. Кто-то режет в лоскуты собственное тело, кто-то продевает сквозь него километры металла, кто-то напивается в пыль, растрачивая мгновения жизни на случайные связи, с кем и чем угодно, а Моратти – назначает не тех тренеров. У каждого собственный рецепт, как сделать себе больнее.
Еще более странным такой римско-миланский выбор делает наличие на расстоянии вытянутой руки лучшего тренера уходящего сезона. Лучший – конечно, клише и вкусовщина, причем всегда, но порой без нее не обойтись. Безусловно, в Серии А есть не менее достойные кандидаты, но они уютно трудоустроены и вести разговор об их возможном переходе не имеет смысла.
Конте померялся с «Ювентусом» амбициями, выяснив, что они, если и не схожего размера, то, по крайней мере, направлены в одном и том же направлении, а в Монтеллу вцепилась «Фиорентина», причем вцепилась намертво, зубами, руками, ногами и всем остальным, чем можно вцепиться. Эти двое – закрытая тема, в случае Монтеллы – на время, в случае Конте – навсегда, применительно к итальянским командам, конечно.
Есть еще Роландо Маран, доработавший «Катанию» до нового клубного рекорда по набранным за сезон очкам. Есть Донадони («Парма») и Пьоли («Болонья») запомнившиеся лишь эпизодическими отрезками, а в случае второго – скорее просто вспышками, что не мешает обоим наставникам то и дело мелькать в прессе, применительно к разнокалиберным вариантам клубов верхней половины турнирной таблицы.
Хотя, на мой взгляд, дуэт Иво Пульги и Диего Лопеса («Кальяри») провел куда более удачный и яркий, исходя из масштабов командных возможностей, сезон, проделав прекрасную работу на фоне трех вышеназванных товарищей. Тут и уровень комплектования ростера нужно учитывать и тот факт, что работать пришлось не сначала сезона, и естественно внешние помехи, устроенные по-итальянски неадекватным президентом Массимо Челлино.
Ну и конечно главный лауреат первой половины сезона – Владимир Петкович, он тоже есть, но слегка растрепанный, измученный потолком команды, в который упирается седая голова, не давая распрямить плечи. Босниец бесспорно был хорош, но все же не перевернул мир с ног на голову, уступив в чемпионате не только взъерошенной тренерской чехардой «Роме», но и команде того самого тренера, что был назван нами лучшим.
К тому же, если в выходные Петкович уступит в дерби-финале заклятым врагам своего нынешнего клуба, то «Лацио» пролетит мимо евро-арены минимум на год. Можно сколь угодно долго подбирать вполне логичные обоснования неудачам «орлов», но меньше они от этого не станут.
Насколько бы ты ни был хорош, определят тебя все равно результаты. Пример Мадзарри и Аллегри, обменивающих Лигу чемпионов в лучшем случае на Лигу Европы, сдобренную сладкими контрактными суммами – яркое тому свидетельство.
Так вот, возвращаясь к навешиванию заголовочного клише, лучшим в уходящем сезоне был Франческо Гвидолин, выпиливший за сезон очередную команду из подкинутого Джампаоло Поццо стройматериала. Здесь важны сразу несколько факторов.
Во-первых, Гвидолин поставил команде игру, собрав ее, команду, практически по ходу дела. Футбол «зебр» узнаваем, понятен и четок. Да, это не самый изящный футбол на планете Земля, возможно, даже не самый изящный в регионе Фриули-Венеция-Джулия, только, что с того? Не всем суждено плести кружева, создавая замысловатые и прекрасные футбольные шедевры, кто-то должен и работать. Да и потом, все эти рассуждения от лукавого. Поставленная игра дорогого стоит.
Во-вторых, Гвидолин не просто вытащил команду из тоскливого болота начала сезона, он всего раз проиграл на домашнем «Фриули» (такой же показатель только у «Наполи», у остальных - больше), выдал на финише серию из восьми побед подряд (рекорд клуба, который может быть улучшен в начале следующего сезона), обыграл в очном противостоянии «Лацио», обойдя в таблице оба римских клуба (про «Интер» в данном контексте даже вспоминать неудобно, достаточно назвать общий счет матчей этого сезона 8-2), и попал в зону еврокубков.
Формирование состава, постановка стабильной игры, достижение результата – три в одном от Франческо Гвидолина.
Можно только недоумевать от того, что большим клубам данные показатели, или даже черты личности тренера, кажутся недостаточными. Плюс к этому «Удинезе» вовсе не был тихим и спокойным местом, бесконфликтным и уютным, будто заброшенный дом, служащий приютом для очередного полусумасшедшего писателя - только твори, никаких помех.
Гвидолин разруливал то и дело возникающие недопонимания с Тото Ди Натале. Разобрался с бестолковым Майкосуэлом (вот уж где цепные псы Поццо опростоволосились, купив такого характерного бразильца, которого проще пристрелить, чем заставить играть в футбол), причем пробуя внедрить в систему игры до последнего, но, в конце концов, плюнув и запихнув поглубже на скамейку запасных. Это тоже скорее плюс тренеру, нежели минус.
А еще была целая сага с попыткой привести в пристойный спортивный вид Луиса Муриэля. Как ни сопротивлялся колумбиец, тренер все ж таки согнал с форварда лишний вес, буквально выдавив по капли. И Луис буквально порхал над газоном, радуя глаз зрителя и кошелек владельца клуба, предчувствующего серьезную наживу.
Впрочем, это, судя по всему, задача вечная, потому что к концу сезона Муриэль вновь округлился. Парень, конечно, огромного таланта, но если в таком, достаточно юном, возрасте проблема веса свисает с боков унылым холодцом, то дальше вряд ли что-то изменится.
Проблема у Гвидолина одна – отсутствие возможности роста. Ему нужна команда, которую можно будет развивать, не зацикливаясь на бесконечном повторении пройденного.
То, что происходит с ним в «Удинезе» похоже на проклятие, будто он вновь и вновь пытается выбраться из бессмысленного колодца, словно герой не лучшего фильма ужасов. Где-то наверху, высоко над головой, пятно чистого неба, а вокруг – липкие, скользкие каменные выступы. Он задирает голову, разводит руки в стороны, психует, но затем принимается карабкаться, срываясь, сдирая ногти, разрывая пальцы в кровь, но продолжая подъем. И добравшись до вершины, беспомощно ищет рукой за что уцепиться. Ему нужна только встречная рука, рука того, кто поможет выбраться наружу, в новый неизведанный мир, где есть большие цели, главный турнир Европы и перспективы, перспективы…
Но вместо руки помощи заботливый торговец Джампаоло Поццо лишь несильно пихает своего тренера вниз и тот, срываясь, летит в бездну, беспомощно проклиная свою участь. Еще один удар, еще одно падение – все заново. Лишь пятно голубого неба где-то высоко над головой и проклятые каменные стены вокруг.
Чем Мадзарри лучше Гвидолина, особенно в нынешней ситуации, когда «Интеру» нужно именно то, что идеально умеет проделывать рулевой «Удинезе», знает только Моратти. Думаю, договориться с Поццо – не самая сложная задача в мире, этот торговец за хорошие деньги продаст даже себя, если найдется покупатель. Да и в том же «Наполи» Франческо, думается, более чем удачно бы разобрался, благо схема и подбор исполнителей привычные и понятные, даже перестраиваться нет нужды.
Но руководители итальянских топ-клубов выбирают тех, кого выбирают. Они, руководители, люди странные, даже своеобразные, порой настолько потерявшиеся в своих целях-мечтах-нуждах, что не замечают очевидного. Не замечают одинокого колодца, из которого вновь на финише очередного сезона показалась рука, пытающаяся найти зацепку, чтобы выбраться из проклятого места.
С другой стороны их можно понять, кто его знает, что там за черт в колодце? Наверняка весь в грязи, в своем старом спортивном костюме, как такого людям покажешь? Его просто в витрину клуба поставить стыдно – все же увидят, смеяться начнут, злословить. В высшем обществе такого позволять нельзя, ни при каких обстоятельствах. Проще плюнуть туда, во тьму каменных стен, а то руку протянешь – испачкает. Тоже мне лучший тренер Италии нашелся…
И только пятно ярко-голубого неба где-то высоко над головой, а вокруг – липкие, скользкие каменные выступы проклятых Богом стен.
Другие материалы блога: