3 мин.

Ещё о Зените

Друзья, только написал про Зенит, и снова приходится возвращаться к этой теме после конфликта Романа Широкова и наиболее агрессивной части питерских болельщиков. Тема сейчас обсасывается всеми и искушает многих, поэтому, хоть и без большого удовольствия, считаю необходимым высказать мнение Православного болельщика. Не буду анализировать личность и мотивы Романа - кто я, ничтожный, чтобы делать это - замечу лишь, что он, по собственному признанию, бывший алкоголик, сумевший заглушить в себе эту болезнь, и посему я уважаю его больше, чем кого-либо в Зените, кроме Семака. Заглушить - но не побороть, поскольку, насколько известно, Роман никогда не ходил на курсы анонимных алкоголиков, а они, как показывает практика, практически единственная вещь, которая может не только заставить бросить пить, но, что намного важнее, вернуть трезвенное благоразумие. Спросите Тони Адамса и Джимми Гривза, например. А без возвращения благоразумия и находясь вне Церкви, Роман, увы, обречен повторять подобные поступки, и это не его - или по большей части не его - вина.

Вовсе не в Широкове дело, а во взаимоотношениях пресловутого виража и клуба. Будучи достаточно давно воцерковленным человеком, я уверен, что нет поговорки справедливее, чем "Каков поп - таков приход". Каким-то образом получается, что в одном и том же благочинии Подмосковья, на расстоянии буквально в несколько километров друг от друга существуют и приход с "традиционными", чуть формальными, но спокойными и умиротворенными Православными и община, многим членам которой хоть сейчас надевай балахон с надписью "Православие или смерть!" и посылай громить секс-шопы. А третий приход - ревностное малое стадо, стремящееся к духовным подвигам и усердно изучающее Писание на всевозможных собраниях и в воскресной школе.

Абсолютно то же и в клубах: команда воспитывает и определяет своих поклонников, неким образом заставляя собираться в сплоченные группы людей, воспринимающих мир одинаково. В большинстве случаев, когда игроки, тренеры, менеджмент адекватны, болельщики тоже представляются достойными членами общества, ну, несколько, понятное дело, повернутыми на футболе. Среди них возникают, конечно, группы ультрас, но это именно маргиналы - хотя многими рассматриваемые как единственно истинные фанаты. Однако иногда в храм приходит, увы, безумный священник. Знаете, говорят, что если в семье есть неадекватные люди - это сразу можно узнать по домашнему животному, коту или собаке - они становятся нервными, с искринкой бешенства в глазах, резко меняющимся поведением. Политика руководства Зенита, подбор игроков, трансферная политика, эпопея с новым стадионом и чудовищные амбициии никак не могли, наложившись на издавна своеобразную психологию болельщиков Зенита, привести к иному результату. чем тот, который демонстрирует вираж "Петровского"

Паства не виновата - она состоит из обычных несовершенных людей, падких, как все мы, на грех больше, чем на добро. Это далеко не новость - примеров подобного полно в Италии, Сербии, Турции, да по всему миру, где организованные ультрас, потеряв берега, начинают считать, что клуб - это именно они. Однако "пусть жираф был неправ, но виновен не жираф" - виновен в первую очередь менеджмент, во вторую тренер, в третью игроки, дающие злой импульс трибунам. И чтобы исправить ситуацию, необходимо одно - покаяние и исправление, с тем, чтобы на новом стадионе вираж стал другим. Миллеру и Митрофанову - пересмотреть амбиции, Спаллетти - если он останется - набрать авторитета и вспомнить о том. что он, помимо прочего, наставник молодых, ну а игрокам - тем, которые не могут образумиться - покинуть клуб.

Хочется всё-таки смотреть матчи отличной питерской команды, не держа всегда наготове восклицание "Сгинь, нечистый!" Ведь мне, грешному, всё вспоминается 1999 год, когда на финале Кубка так здорово болелось за Зенит, сидючи в Лужниках над головами фанатов тогдашнего прекрасного "Невского фронта"