11 мин.

Новый Вавилон. Почему Милан – самый футбольный город Италии

1

Милан мне чем-то напоминает Москву. Метро, словно паутина, опутавшая город, кругом краны и строительные площадки, рекламные щиты с надписями: «Здесь скоро будет дом твоей мечты», «Твой идеальный дом», «Всего 2500 евро за квадратный метр». Повсюду снуют толпы людей, которые озабочены отнюдь не разглядыванием достопримечательностей. Можно даже не смотреть в справочники – одна радиальная структура улиц в центре говорит нам, что римские архитекторы не имели к ним ни малейшего отношения. Черт разберет, где тут кардо и декуманус максимус.

Главная приманка для неопытных туристов – Тверская улица Via Dante, где всегда находятся те, кто готов заказывать фарфалле с кетчупом, разогретые в микроволновке. Местные ristoranti совсем не заботятся о качестве кухни – видимо, берут пример с Венеции, ведь в клиентах у них никогда не будет недостатка. Как же сильно все увиденное отличается от Турина, где всегда есть время остановиться, выпить бичерин и просто посидеть, подумать. Тут же думать некогда – столица Ломбардии не позволяет этого сделать, она все время куда-то спешит и подгоняет тебя всеми возможными способами.

На Апеннинах есть расхожее выражение о том, что итальянцы – лучшие в мире женихи и худшие на свете мужья. Не знаю, так ли это, но в умении покрасоваться им точно нет равных. В этом смысле Милан – не вполне итальянский город, потому что он совсем не стремится вам понравиться. Он честен и многое не стесняется выставить напоказ. Количество мусора около Дуомо заставляет лишь грустить о швейцарских гвардейцах Ватикана и представлять, как быстро бы они навели тут порядок. Конечно, до портовых городов пока далеко – мусор с улиц все-таки убирают, но по меркам итальянского Севера в Милане несколько грязновато.

1

Тем, кто оказался в Милане в первый раз и хочет приобщиться к прекрасному, а не только совершить променад по бутикам и магазинам в Галерее Виктора Эммануила II и на Корсо Буэнос-Айрес, стоит отправиться полюбоваться  величественным, немного мрачным замком Сфорца, где Лодовико Моро травил своего племянника, погулять в парке Семпионе и обязательно зайти в церковь Санта-Мария-делле-Грацие, которая построена по классическим канонам, чем резко диссонирует с пламенеющей готикой Дуомо. Если озаботиться заранее и забронировать билеты, то можно посмотреть знаменитую фреску Леонардо Да Винчи, находящуюся неподалеку в трапезной. Поторопитесь, поговаривают, что скоро этот шедевр будет закрыт для свободного посещения.

Если вдруг поддадитесь соблазну увидеть Милан сверху, то стоит подняться на смотровую площадку Дуомо, который строили почти 6 веков, но даже сейчас там еще что-то доделывают. Всем желающим предлагается либо воспользоваться лифтом, либо идти по лестнице. К сожалению, площадка расположена не на самом верху собора, поэтому панорама несколько разочаровывает. В этом Туринская Mole Antonelliana явно выигрывает.

1

Побродив по улицам, мы завернули на Via Torino, которая ведет к едва ли не единственному месту в центре, где можно спокойно посмотреть футбол. К счастью, Football bar по выходным не закрывается на сиесту, и в нем всегда можно выпить пинту «Гиннесса» или сидра. Разумеется, здесь предпочитают премьер-лигу: группа англичан внимательно наблюдает за последней игрой сэра Алекса Фергюсона на «Олд Траффорд», лишь изредка переключая внимание на регби. Как ни странно, почти все болеют за «Суонси» и победный гол Рио Фердинанда встречают весьма прохладно. Мы садимся за столик у окна, за которым, если верить надписи, сидел сам Джованни Трапаттони. Рядом, за столом имени Фабио Капелло, несколько болельщиков не могут оторваться от ноутбука – по сопке они поймали матч «Эвертон» – «Вест Хэм». Естественно, что в такой обстановке даже как-то невежливо спрашивать о том, как там дела у «Лацио» или «Удинезе». Кому здесь интересна эта Серия А! В баре попадаются и наши соотечественники. Их легко узнать по футболке «Милана» (реже «Интера»), клетчатым коротким шортам и шлепанцам с непременными носками. Все вполне объяснимо – люди приехали на матч «Милан» –  «Рома».

Мы встречаемся с нашим другом Аланом Бизио, редактором canalemilan.it и главным специалистом по историческим материалам на футбольную тематику. Когда-то я писал текст о Лобановском и наткнулся на его заметку, после которой и состоялось наше знакомство. Мы вручаем Алану футболку «Зенита» и открытку с автографом самого популярного российского футболиста в Италии – Романа Широкова. За бокалом просекко Алан делится подробностями взаимоотношений некоторых бывших футболистов «Милана». Не обошли стороной и многострадальное творение Андреа Пирло, а также его соавтора – Алессандро Альчато, который использует в книге неитальянские грамматические конструкции. Незаметно разговор переходит на тему расизма в Италии. Достается всем: Буффону, продемонстрировавшему недавно «римское приветствие», болельщикам «Интера», «Вероны», «Ювенуса», «Ромы», «Падовы», «Лацио»... «Ты лучше скажи, есть ли хоть один клуб, где нет расистов», –  уже отчаялся я. Алан задумался и после минутной паузы назвал лишь «Тернану» да «Эмполи». Кто бы мог подумать, что вечером тема расизма вновь всплывет уже на «Сан-Сиро».

670

За билетами на матч лучше отправляться прямиком на «Сан-Сиро». Проще всего туда добраться на метро, выйдя на станции Lotto, от которой до стадиона около 20 минут неспешным шагом. В прошлый раз всю дорогу мы любовались творениями тифози на заборах, но в этом году их стало намного меньше – любители граффити похоронили почти все следы вечной борьбы между болельщиками «Милана» и «Интера». Готические рисунки, обезьяны и причудливые каракули поражают воображение. Изредка мелькают лишь лаконичные трехбуквенные приветы от болельщиков «ЦСКА». Их замазать еще не успели.

От «Сан-Сиро» буквально веет духом старины, чего, к слову, так не хватает новому «Ювентус Стэдиум». Ничего не поделаешь – должно пройти по меньшей мере полсотни лет, прежде чем покроются благородной пылью звезды Дидье Дешама и Фабрицио Раванели, потрескается штукатурка на стенах и исчезнет запах лака и краски. Если вы приехали не в день игры, то рекомендуем кроме посещения музея также сходить на экскурсию по стадиону. Гид, говорящий на четырех языках, покажет ложу Берлускони, даст пофотографироваться на фоне поля и проводит в раздевалки «россонери» и «нерадзурри». Посидеть на местах Мальдини, Ван Бастена, Пирло или Дзанетти и сделать памятные фото можно бесплатно.

1

В Милане на футбол ходят целыми семьями. Молодые и пожилые пары, женщины с детьми – вполне обычное явление. Ни до, ни после игры не ощущается ни малейшей агрессии. Рядом с нами – девушка в шарфе «Ромы», и никто за все 90 минут не позволил в ее адрес ни одного бранного слова. Все ругательства обращены к гостевому сектору, спрятавшемуся на самом верху Курвы Норд. На «Сан-Сиро», как нигде в Италии, высок процент иностранцев среди болельщиков. Сразу и не поймешь, кто перед тобой – клерк из Германии, приехавший в Италию на Eвростаре на выходные, чтобы вволю покричать «Vaffanculo», или местный тифозо. Много поляков, русских и японцев. Перед нами сидела женщина с пятью детьми, одетыми в футболки «Милана». Судя по всему, это были выходцы из Бразилии. Надо было видеть, как они приветствовали вышедшего на замену во втором тайме Робиньо. На нашу беду, единственная дудка на всем стадионе была именно у одного из этих детей.

В первом тайме «Милан» старался навязать инициативу, но делал это как-то вяло и не слишком акцентировано – явно сказывалось отсутствие Монтоливо. «Рома» смотрелась чуть лучше, но контратакующей системе Андреадзоли как будто чего-то недоставало. Совсем немного, одной лишней паузы, удачной передачи, нужной детальки. То Франческо Тотти забудет вовремя сместить акцент атаки направо, где у «россонери» крайне неуверенно действовал Де Шильо, то чуть поспешит Ламела, а Перротта, напротив, слегка запоздает. Пресловутая «точка равновесия», о которой так много говорят в Риме, почти найдена. И величайшей глупостью будет, если американское руководство пустится в очередную авантюру и не даст Андреадзоли поработать и в следующем сезоне.

На «Сан-Сиро» чаще посылают в... Этим он кардинально отличается от «Артемио Франки», где принято посылать на...

Что касается «Милана», то система Аллегри доказала свою эффективность в этом году, а недостающая  деталь, которой так не хватало осенью, уже куплена. С Марио Балотелли «россонери» способны обыграть кого угодно, даже если проводят не лучший матч. «Dai, Mario!» – самый популярный возглас на трибунах после «Vaffanculo» – на «Сан-Сиро» посылают строго в. Этим он кардинально отличается от «Артемио Франки», где принято посылать на. Хорошо видно, что Балотелли нравится реакция тифози, как он упивается своим исключительным положением, как его питает энергия стадиона. Из любого, даже самого безнадежного положения он способен извлечь максимум. «Марио нужно хвалить, и он за это свернет для вас горы» – эту истину давно открыл Чезаре Пранделли, да и в «Милане» она тоже не является  тайной. Конечно, многочисленные падения и апелляции к арбитру, участившиеся после удаления Салли Мунтари, не делают чести Балотелли, но «пятерка», которой его удостоила после игры Алессандра Боччи из La Gazzetta dello Sport, не вызывает ничего, кроме смеха. Судя по всему, журналистка вспомнила, что в молодости болела за «Рому». А «романистов», как известно, бывших не бывает…

В перерыве состоялось привычное для Италии шоу: специально отобранные болельщики в компании девушек, изображающих стюардесс спонсора клуба – «Fly Emirates», и легендарного Даниэле Массаро, должны были попасть в ворота с одиннадцати метров. Легкость задачи компенсировалась наличием заградительного щита, в котором было лишь три небольших отверстия. Участники мажут один за другим, а Массаро их подбадривает. Интересно, кто такой умный додумался пригласить на конкурс с пенальти именно его – человека, убившего надежду в 1994 году? Наконец, свершилось чудо. Последнему парню удалось попасть в нужное отверстие. Браво! Памятные фото с Массаро и стюардессами.

1

Второй тайм должен был стать испытанием для «Милана». К этому были все предпосылки. Оставшись вдесятером, Аллегри перестроил команду на 4-3-2, и у гостей появилось больше пространства для разящих контратак. Но на деле «Рома» имела еще меньше возможностей, чем в первом тайме, а с дальними ударами по-прежнему уверенно справлялся Кристиан Аббьяти. Показалось, что лишним в механизме Андреадзоли является Эрик Ламела, но тренер римлян предпочел выпустить Пьянича в центр поля. А уж после того, как Франческо Тотти заработал красную карточку, стало понятно, что «Роме» в этот вечер ничего не светит. Команда Массимилиано Аллегри вновь продемонстрировала блестящую физическую готовность и смогла в меньшинстве играть на равных с одной из самых опасных команд серии А.

В Италии поговаривают, что «россонери» обязательно попадут в Лигу Чемпионов – в последнем туре их ждет «Сиена», которую молва давно окрестила фарм-клубом «Ювентуса». Мол, туринцам крайне выгодно, чтобы «россонери» играли в прелиминари Лиги Чемпионов, благодаря чему их тренеру придется выводить команду на пик еще в августе.

Несколько раз во втором тайме диктор на стадионе напоминал о недопустимости расистских лозунгов. Арбитру Рокки даже пришлось на время остановить игру и собрать команды в центральном круге. С наших мест не было видно, что же такого выкинули римские тифози, но, судя по реакции трибун, инцидент возник не на пустом месте. Алан Бизио несомненно прав – проблема расизма в Италии существует. Посылать по матушке можно и даже приветствуется, но за любой намек на цвет кожи нещадно штрафуют. Пока что на 50 000 евро.

1

Некоторые болельщики начинают покидать стадион в середине второго тайма, но мы высиживаем до конца. Соблазн забиться в специально поданные к окончанию матча автобусы велик, но очень скоро их выезд по какой-то причине блокирует дорожная полиция. Срочно на выход, если не хочешь искать такси или идти всю ночь пешком. Продираясь сквозь заросли палаток с хот-догами и дешевой атрибутикой, мы спешим к метро. Люди африканской внешности предлагают купить плакаты с настоящими автографами Боатенга. А с Ван Бастеном есть? Нет, но сейчас будет. Если верить этим парням, то Летучий Голландец дежурит в сотне метрах за рулем побитого «Фиата» с маркером наперевес. А, может быть, даже с ручкой от «Картье».

1

Работники метро открывают двери всем бегущим на последний поезд и жестами призывают поторопиться. Плата за проезд? Нет, не слышали. «Arrivo l’ultimo treno». «Прибывает последний поезд», – бодрый мужской голос разносится по всей станции и ее окрестностям. Ему нравится эта фраза, он повторяет ее снова и снова, меняя интонацию и тембр. Я просто уверен, что этот парень достоин того, чтобы объявлять фамилии футболистов на «Сан-Сиро». Мы еле успели. Здоровенные поляки держат дверь вагона, не давая ей закрыться. Целый поезд болельщиков «Милана» уезжает в направлении Sesto – украинцы, русские, итальянцы, китайцы, немцы. Рядом сидит девушка восточной внешности в платке, подвязанном шарфом «россонери». Это самое интернациональное сборище, которое я когда-либо видел. Вавилонское смешение народов, с одним сердцем, бьющимся в такт, и говорящее на одном языке – языке футбола. 

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Мыслю, следовательно, играю. Глава 1

«Ты мне обещал серьги с бриллиантами!» Как умирала надежда «Фиорентины»

Мыслю, следовательно, играю. Предисловие Чезаре Пранделли