Культурная Европа. Никто не тронет меня безнаказанным
«Nemo me impune lacessit», что в переводе с латыни означает «Никто не тронет меня безнаказанным» - эта фраза символ, национальный девиз и кредо независимых и гордых шотландцев. Неудивительно, что именно в этой автономии сложилась одна из самых бескомпромиссных, преданных и старейших фанатских культур Европы.
Фанатская среда Шотландского королевства складывалась в ходе конфликта, корнем которого стало религиозное и социо-экономическое противостояние, а результатом складывание двух, пожалуй, сильнейших футбольных команд «Селтика» и «Глазго Рейнджерс». История противостояние команд в профессиональном спорте дает отсчет с конца 19 века, хотя, как считают сами фанаты клубов история их противостояния уходит в век 16-й и приобрела особую остроту в период Реформации, преследования католиков и усиления шотландской протестантской церкви.
На протяжении последующих десятилетий протестантская церковь заняла доминирующее положение. Протестанты заняли важное положение в предпринимательской среде, что обуславливало хорошее финансовое довольствие, в том числе и будущему клубу «Рейнджерс». Католики попали в положение, сравнимое с апартеидом, став своеобразными социальными изгоями.
В 1873 году братья Мозес и Питер МакНейл, Питер Кэмпбелл и Вилльям МакБит основали футбольный клуб «Рейнджерс».
В 1888 году монах католической церкви Святой Марии на Ист Роуз стрит отец Уолфрид положил основу будущего футбольного клуба «Селтик». Как утверждают специалисты по истории футбола, например, Франклин Фоер, Уолфрид создал «Селтик» как своеобразное убежище для католической молодежи, чтобы заполнять их свободное время и прививать гордость за свой религиозный выбор. Затея, в сущности, удалась, поскольку успехи «Селтика» стали одним из объединяющих, мобилизационных факторов католического населения Глазго, да и всей Шотландии.
Стоит отметить, что фанаты «Рейнджерс» первоначально не имели явных религиозных, политических взглядов, однако, в конце 19 века кораблестроительная компания «Харланд энд Вольф» перевела свои основные производства в Глазго из Белфаста, вместе с этим в Глазго появилось большое количество рабочих-протестантов, которые объединившись против «Селтика» стали поддерживать «Рейнджерс».
Накал религиозной подоплеки противостояния клубов повысился в течение первой половины ХХ века. В «Рейнджерс» утвердился конфессиональный ценз НЕпротестантов не было не только среди игроков клуба, их не принимали в структуру даже на должности низшего обслуживающего персонала. По сути, такие ограничения сохранялись вплоть до середины 80-х годов ХХ века. Доходы от выставочных матчей шли на нужды протестантских общин и на поддержку Ордена оранжистов североирландской протестантской организации, получившей название по имени английского короля Вильгельма III Оранского.
К слову, и в настоящее время болельщики «Рейнджерс» носят оранжевые флаги и атрибутику в память о свергнувшем в 1688 году католическую монархию Вильгельме Оранском, называя его Королем Билли (а себя, соответственно, - Billy Boys, хотя существует и иное объяснение этого прозвища).
12 июля день триумфальной битвы при Бойне является для фанатов «Рейнджерс» своеобразным праздником, когда к стадиону стекаются толпы фанатов под антикатолическими лозунгами.
Жесткость ценза на протестантское происхождение была снята после подписания в 1989 году контракта с игроком Морисом Джонстоном, католиком по вероисповеданию. Ко всему, религиозные предрассудки были существенным препятствием для игровых успехов и финансового развития клуба. В век тотальной то глобализации футбола. Однако, болельщики клуба были оскорблены, появление среди игроков и сотрудников клуба католиков вызвало протесты. Фанаты устроили настоящие похороны протестантского духа, обвиняли руководство в бесчестности, сжигали сезонные абонементы и атрибутику родной команды. Католик Джонстон, а также президент клуба Дэвид Мюррей стали настоящими антигероями. Причем Джонстону угрожали расправой как фанаты «Селтика», откуда он перешел, так и «джерс».
«Селтик» тоже не оставался в стороне. Руководство и фанаты клуба поддерживали добровольческие силы Ольстера, Фенианских братьев, а затем созданную во второй половине ХХ века ИРА - Irish Republican Army. К слову, на территории Северной Ирландии проживает огромное количество фанатов «Селтика», которые совершают регулярные выезды на матчи, переплывая Ирландское море.
Возможно, руководству клубов удалось изжить религиозную подоплеку, но в среде болельщиков религиозный фанатизм, безусловно, сохранился. Хотя, уже скорее в форме традиции или привычки. Однако, сводить принципиальность противостояния клуба исключительно к линии «католики vs. Протестанты» тоже было бы неправильно.
Дерби «Селтика» и «Рейнджерс» носит название Old Firm и считается одним из старейших дерби мира. Первое известное и, по-настоящему, кровавое столкновение фанатов этих клубов относится к 1909 году, после матча Кубка Шотландии.
Со стороны Джерс самой авторитетной фирмой, пожалуй, является Bridgetown Billy Boy. Как уже упоминалось выше, свое название они трактуют двояко по имени символической фигуры протестанткой среды Вильгельма Оранского, а также в честь имени лидера и основателя группировки Билли Фуллертона.
Фирма ведет свой отсчет с 20-х годов ХХ века и гордится званием самой старой в мире. Быстро завоевав авторитет хулиганской группировки, не и брезгуюшей мелким криминалом не имеющим отношения к футболу, «Бриджтаун Билли Бойз» стала грозой шотландского и британского хулл-движения.
Hullo, Hullo
We are the Billy Boys
Hullo, Hullo
You′ll know us by our noise
We′re up to our knees in fenian blood
Surrender or you′ll die
For we are The Brigton Derry Boys
Это одна из популярных песен фанатов джерс, наряду с "Боже, храни королеву" и "Rule, Britannia". В 2006 году УЕФа рекомендовало руководвтсву клуба запретить исполнение этой песни фанатами, , в силу ее "сектантского характера", однако менеджер клуба Брайан Куинн счел это требование необоснованным и оскорбительным для фанатов.
Разумеется, самые кровопролитные столкновения случались вокруг матчей Старой Фирмы.
В 1927 году в массовой драке фанатов «Селтика» и «Рейнджерс» приняло участие свыше 2 тысяч человек. Пострадавших было не перечесть, и именно в этот день произошло первое убийство на почве футбольного фанатизма, в драке от удара ножом погиб фан «Селтика».
1931 год, 5 сентября. Вновь матч Старой фирмы, который стал символичным на все последующие годы, сделав вражду клубов еще более глубокой и принципиальной. После столкновения с нападающим «синих» в штрафной получает повреждение черепа, не совместимое с жизнью, голкипер «Селтика» и сборной Шотландии Джон Томсон. На следующий день «кельты» потребовали акта мести, вызвав на массовый поединок фанатов джерс. В результате столкновения погиб фанат Рейнджерс, но смерть своего игрока фанаты «Селтика» припоминают врагам до сих пор.
So come all you Glasgow Celtic,
Stand up and play the game,
For between your posts there stands a ghost,
Johnny Thomson is his name!
Сильнейшей фирмой "Селтика" стала "The Bhoys", прововедовавшие католические, а также левацкие взгляды.
Уже в современный период огромный след оставил матч Старой фирмы 1980-го года, получивший также прозвание "Хэмпдонское буйство". Тогда фананты устроили массовые столкновения прямо на трибунах стадиона Хэмпден Парк, закончившееся огромным числом пострадавших, участники "битвы" бросали посторонние предметы и кресла на поле, а беспорядку удалось унять только после прибытия полицейского подкрепления.
В 70-80-е годы появилось большое количество новых саппорт-группировок в стане обоих клубов, преимущественно ненасильственного, либо казуального характера. Росло их количество и численность, однако дерби Старой фирмы нисколько не потеряло в принципиальности.
Несмотря на то, что дело происходит в Шотландии, фананты "Селтика" предпочитают развевающийся на трибунах ирландский триколор, а фанаты "Рейнджерс" - британский Юнион-Джек.
В середине 2000-х годов у "Селтика" появилась новая креативная и свежая группировка - Jungle Bhoys. Шотландия никогда не славилась громкой и яркой поддержкой и атмосферой на стадионах, поэтому запоминающиеся перфомансы Джанглов быстро привлекли внимание, они стремились стать по-настоящему 12-м игроком и сделать все, чтобы игроки чувстввоали их присутствие весь матч.
Здесь лишь некоторые их самых оригинальных и креативных перфомансов в исполнении фирмы.
Другие - см. http://www.thejunglebhoys.net/jb/
У «Рейнджеров» первыми появились свои казуалы «Inter City Firm», составленная преимущественно из людей среднего достатка, этакой золотой молодежи, взявшей пример с фаннатов "Ливерпуля", в то время как «Бриджтаун» переживала кризисный период. Что позволило ICF приобрести значительный авторитет.
Самой крупной казуальной фирмой стала группировка, не имеющая отношения к двум "шотландским грандам" - это фирма "Абердина" - Aberdeen Soccer Casuals, созданная в 1980 году.
На фоне кризиса боевых "Бриджтауна" и "Bhoys" андеграундные казуалы сумели приобрести авторитет в Шотландии, дав импульс для создания огромного числа фирм подобного толка.
Во второй половине 2000-х годов вопрос религиозного фанатизма и сектантства был поднят в Шотландской лиге уже боеле предметно. В 2005 году менедждеры "Рейнджерс" и "Селтика" создали так называемый "Old Firm Alliance", обшественную организацию по преодолению этих явлений в футболе, призванную обучать детей и молодежь принципам спорта, а также нормама этики, объяснению проблем расизма и религиозного фанантизма и преодолению всех форм дискриминации.
В 2007 году "Рейнджерс" запустили кампанию против расовой дискриминации, под названием "Follow With Pride", которая имела скорее обратный эффект.
P.S. О футбольной культуре какой страны, чемпионата или клуба Вам хотелось бы читать. Заявки приветствуются)
Подробнее напишу отдельной статьей))