3 мин.

Мотивационное чревоугодие

Мотивация. Удивительное слово, зачастую объясняющее поистине удивительные вещи. Она никогда не возникает на пустом месте - нельзя быть мотивированным априори, как нельзя испытывать голод, не познав до этого радость сытости, или жажду, не имея представления о том, как ценен может быть стакан воды. В ее основе всегда некий фундамент, из воспоминаний о былом/недавнем величии, или, при их отсутствии, - из мечтаний и надежд на скорое их обретение. На этом фундаменте и вырастает здание победы, и не столь важно, неприступная это крепость или хрупкий карточный домик - чем дольше длится мотивация, тем прочнее победная основа. Но поскольку качество это исключительно из области психологии, то у любого мотивационного порыва есть свой, строго ограниченный, срок годности. И когда он подходит к концу - и крепость, и карточный домик рушатся неизменно с одинаковой скоростью.

Два с небольшим года назад, в конце марта 2011 года, Жерар Пике дал большое интервью Саре Карбонеро и каналу Cuatro, в котором, в частности, ответил на один вопрос, часто звучавший в те времена в окружении каталонцев: как игроки, завоевавшие все возможные награды на клубном и национальном уровнях (у сборников «Барсы» к тому моменту уже были за спиной победные ЧЕ-2008 и ЧМ-2010), находят в себе силы и мотивацию на стремление к новым победам? Пике ответил, что главной мотивацией является память – взгляд, брошенный назад, на гору завоеванных Кубков, дает необходимый толчок, подливает масла в огонь, заставляя доказывать всем вокруг, что ты можешь быть еще лучше, что это не предел твоих возможностей. Через два месяца после этого интервью Пике и Ко завоюют второй сине-гранатовый «ушастый» Кубок за три года, через пятнадцать – золото ЧЕ-2012, став первой сборной в истории футбола, победившей на трех крупнейших турнирах подряд. Выиграны не просто все возможные трофеи – побежден принцип соперничества, обыгран сам соревновательный дух, он деклассирован, уничтожен. Пиковая точка достигнута, выше нет ничего – невесомость, безвоздушное пространство, вакуум. Как результат – неизбежное пресыщение триумфами, победное чревоугодие. И вот здесь-то и кроется та пресловутая половина палки, что о двух концах – какой бы силой ни обладала мотивация, ее срок годности всегда истекает, и чем больше Кубков и медалей у тебя на стене, тем быстрее это происходит. Победа достается наиболее ей одержимому – «чтобы писать полотна, я должен быть голодным». (с)

Срок годности сине-гранатовой мотивации начал подходить к концу еще в прошлом году. Упущенное чемпионство и невнятный полуфинал КЧ с «Челси» стали первым звонком, уход Гвардиолы – вторым, и, наконец, весь этот сезон, в несколько ином обличье, - третьим, завершающим, предваряющим, собственно, сам спектакль. Практически оформленная победа в нынешней Ла Лиге, лишенной конкурента в лице «Мадрида», бросившего все силы на европейский ринг и проигравшего там, не нокаутом, но по очкам, не должна никого вводить в заблуждение – это лишь демонстрация огромной пропасти между «Барсой» и прочими командами Примеры, которые, за редким исключением, безоговорочно уступают даже лишенным мотивации каталонцам.

Другое дело – Лига Чемпионов, турнир, в решающей стадии которого, на этот раз, собрались страшно оголодавшие до больших побед команды. Ответный поединок с «Миланом», показавшийся, сперва, громким напоминанием о славных каталонских временах, на деле оказался заключительным аккордом растянутой донельзя победной песни, запевать которую сине-гранатовые начали еще за четыре года до этого. Это был бросок на амбразуру, в омут с головой, достойный итоговой схватки, однако случившийся лишь на стадии 1/8 финала. Уже четвертьфинал с «ПСЖ» обнажил набухающие, словно почки, мотивационные проблемы этой «Барсы», окончательно вскрывшиеся под отточенным годами поражений и опытным в таких делах ножом немецких хирургов в полуфинале. «Бавария», словно Евгений Базаров, сказавший как-то, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», безжалостно препарировала лишенную каких-либо устремлений «Барселону» и, сделав семь надрезов и благополучно получив искомый результат, подтвердила бронь на самолет в столицу Великобритании. Чувство голода, копившееся в Мюнхене все эти годы, с оглушительным грохотом обрушилось на сытую и довольную Каталонию. Полотно вышло краше некуда.

«У этой песни нет конца и начала, есть лишь эпиграф в несколько фраз». Все это – очередное наглядное подтверждение преходящности всего сущего, в частности, - мотивации. Для ее накопления, как и для потери, требуется время, причем первое, как правило, длится несоизмеримо дольше второго. А потому нам с вами остается только одно – запастись терпением. Мы что-то уж слишком пресытились победами, совершенно забыв, что чревоугодие – страшный грех. К нашему следующему полотну предстоит хорошенько проголодаться.