8 мин.

Футбольный взгляд№1: Андре Виллаш-Боаш

 Возможно это вью уже публиковалось на спортсе(мне лень лазить на петушиные блоги). Это вью он дал в 2009 году, некоему Даниэлю Соуза, 24 летнему студенту факультета спорта из университета Порту. Которого впоследствии взял в свой тренерский штаб. Итак:

 Андре Виллаш-Боаш: В футболе есть больше свободного пространства, чем думают люди. Даже если вы играете против команды с низким блоком, вы сразу же получаете в своё распоряжение половину поля. И после этого вы можете провоцировать соперника с мячом на продвижение вперёд или в сторону, тем самым освобождая пространство. Но многие футболисты не понимают игру.

 Они не могут думать или читать игру. Многое стало доставаться футболистам слишком просто: высокие зарплаты, хорошая жизнь с максимум пятью часами работы в день – таким образом, они не могут сконцентрироваться на игре, не могут думать о ней.

 Игроки «Барселоны» совершенно другие. Они постоянно зациклены на игре, на своём движении, на том, как спровоцировать соперника потерять позицию.

 

 Даниэль Соуза: Команда топ-уровня должна доминировать в контроле мяча, для того чтобы выиграть матч?

 

АВБ: Не обязательно по одной простой причине. У нас в Португалии есть эта идея:  контроль над матчем, основанный на владении мячом. В нашем футболе этого мы и хотим достичь: топ-команды, которые доминируют на мяче и вытесняют соперника к его штрафной.

 Однако если взглянуть на английские команды до Арсена Венгера, они наглядно покажут тебе, как управлять матчем противоположным способом, без большого процента владения мячом. Это открытый футбол, он основан на поиске подбора.

 Возможно, теперь владение мячом является ориентиром для топ-клубов, но это происходит, потому что у них есть намного больше качественных игроков, нежели у других команд, и было бы неправильно не использовать в своих интересах их индивидуальные навыки.

 

 ДС: Луи ван Галь говорит, что вы можете контролировать матч, действуя и в атакующем, и в оборонительном ключе, но если вы будете ориентироваться на оборону, это позволит вам определить, как ваш оппонент перемещается по полю.

 

 АВБ: Да, я согласен. В этом смысле да. Но идея, которую мы в качестве контроля над матчем развиваем в Португалии, опирается на подавляющее, по сравнению с соперником, владение мячом.

 

 ДС: Совершенно верно, но это самое владение должно приводить к возникновению голевых моментов. Это единственное, в чём есть смысл. Есть команды, которые имеют процент владения за 60%, однако ничего из этого не извлекается.

 

АВБ: Вот и всё. Контроль над матчем всегда должен подразумевать под собой наличие цели.

ДС: А в концепции контроля над игрой есть какие-то определённые амплуа в команде, имеющие наибольшую важность по сравнению со всеми остальными? 

 

АВБ: Ну, это зависит от выбранной вами концепции – оборонительной или атакующей. Позвольте привести один пример.

 Лучшие команды в наше время не используют вертикальные проникновения своих полузащитников, поскольку тренер предпочитает заставлять их страховать позиции, и затем использует движение крайних форвардов, чтобы создавать голевые моменты.

 Таким образом, ты как тренер должен чётко знать, каких исполнителей ты имеешь, и анализировать состав, чтобы решить, как вы хотите организовать игру в атаке. И к тому же, есть, возможно, другие игроки, более важные для команды, чем остальные.

 К примеру, многие команды играют с оборонительным центром, с маленькими полузащитниками оборонительного плана.

  И, кроме Андреа Пирло, Хаби Алонсо, возможно, Эстебана Камбьяссо и, может быть ещё одного-двух человек, это игроки, ограниченные в игре горизонтальными перемещениями: они перемещают мяч с одного края на другой, направо или налево, без каких-либо попыток вертикального проникновения.

  Разве вы не можете использовать своего опорного полузащитника в качестве дополнительного неожиданного фактора в матче? Скажем, сначала он пасует горизонтально и затем, внезапно, прорывается вертикально.

 

Про Жозе Моуриньо:

 АВБ: Футбольный язык и методы анализа стали стремительно эволюционировать, как только Моуриньо начал тренировать. Существуют различные способы смотреть матч, различные способы выполнения технического анализа.

Люди начали выходить за рамки схем расположения игроков, глядя на команды, стали говорить о динамике внутри неё и о том, насколько это важнее формирования состава.

 

Про тактику:

 ДС: Какая разница между игрой с тремя и четырьмя полузащитниками?

 

 АВБ: Рафа Бенитес сделал 4-4-2 гораздо более динамичной схемой, нежели классические английские 4-4-2. Потому что он ввёл скорость в обращении с мячом, он придал вариативности между горизонтальными и вертикальными передачами.

 Классические английские 4-4-2 ближе к основам: один атакующий полузащитник и ещё один, который остаётся на своей позиции в глубине; вингер, который смещается в центр, и ещё один, остающийся на фланге; фуллбэк, подключающийся к атаке, и ещё один, тот, что остаётся помогать защите.

 Если же вы имеете в виду 4-4-2 с ромбом, то это совсем другое. Вы играете с двумя полузащитниками узкой специализации – один занимается атакой, другой – обороной, и таким образом вы создаёте гораздо больше проблем для своего соперника.

 Обороняясь, тем не менее, вы берёте на себя большой риск, уступая слишком много пространства, из-за того что у вас наблюдается перекос в сторону центра и нехватка ширины. Вы должны создать механизмы, компенсирующие это.

  Что касается меня: я фанат 4-3-3, а не 4-4-2. Я не представляю, как классические 4-4-2 могут работать в испанской лиге, где каждая команда играет 4-3-3 и превосходство в полузащите становится решающим.

 То, что Моуриньо сделал в «Челси» с его 4-3-3, было чем-то новым, абсолютно не виданным ранее: динамическая структура игры, агрессия, с резкими переходами… И потом, ведь есть свои 4-3-3 у «Барсы», которые не будут работать в Англии из-за более высокого риска потери мяча.

 Если у вас есть такие полузащитники, как Фрэнк Лэмпард или Стивен Джеррард, вы не хотите, чтобы ваши форварды оттягивались назад и играли между линиями, поскольку Лэмпард и Джеррард имеют большое поле деятельности и очень часто оказываются в тех местах.

  Лэмпард и Дрогба часто злились друг на друга, потому что Дрогба хотел получать мяч там, но тогда, что удивительно, его первое касание было плохим, он потерял мяч – и мы получили контратаку от соперника.

 Таким образом, мы должны были ограничить Дрогба от перемещений туда и попросить, чтобы он играл выше.

 

Про игру Барселоны:

 ДС: Насколько хорошее движение мяча важно в организации атакующей игры топ-клубов?

 АВБ: Ну, это имеет важнейшее значение для любой команды. Каждая команда хочет забить. Это цель всей игры. «Барселона» играет горизонтально только после вертикального паса. Посмотрите, как центральные защитники выходят с мячом, как они строят игру. Они открываются так, что правый или левый защитник могут присоединиться к линии полузащиты.

 Гвардиола говорил об этом: центральные защитники вызывают соперника на себя, выманивают их вперёд, и если соперник оказывает быстрое давление, следует пас другому центральному защитнику, и уже он делает вертикальную передачу.

 Не на полузащитников, которые располагаются спиной к мячу, а на тех, кто двигается между линиями – на Андреаса Иньесту, Лионеля Месси или даже прямо на нападающего.

 Тогда они передают мяч накоротке, или крайним нападающим, которые сместились в центр, или полузащитникам, перед которыми теперь располагается весь игровой фронт.

 Они обладают всеми необходимыми навыками, чтобы не терять мяч и делать всё с невероятной точностью.

 Есть ещё один аспект в игре «Барселоны». У них всегда один фланговый защитник раньше приходит в атаку. Другой остаётся в первоначальном положении, но затем постепенно подключается вперёд. Так как мяч двигается на противоположной стороне, он может стать элементом неожиданности. Когда вы меньше всего ожидаете его подключения. Он выбирает время для собственного участия в атаке просто идеально.

 

 ДС: Луи ван Галь говорит, что вертикальный пас нельзя назвать рискованным, но когда ты выполняешь горизонтальную передачу, ты становишься значительно уязвимей, если потеряешь мяч.

 

 АВБ: Да, всё верно. И есть различие между горизонтальным пасом и слегка диагональным.

 Оно заключается в том, что много раз происходило в Англии с командами, проповедующими игру по схеме 4-4-2. Центральные полузащитники обменивались мячом друг с другом с помощью параллельных передач, и мы делали с Лэмпардом (или «Ливерпуль» с Джеррадом) так, чтобы попытаться сократить пространство между двумя этими полузащитниками с быстрым движением в исполнении Лэмпарда.

Если они получали мяч, в атакующей стадии уже были устранены два соперника.

 

 Как играть, когда против тебя команда с «низкой» защитой:

 ДС: Как вы атакуете команду, которая играет с ультра-«низкой» обороной?

 АВБ: Давайте посмотрим. «Ювентус» играет с «низкой» обороной, они не оказывают на вас «высокого» давления. В настоящее время большинство команд не делают этого. Это может ограничить вас, потому как они контролируют пространство позади себя и владеют возможность прекрасно рассчитать момент для искусственного офсайда.

 Они также ограничивают твои вертикальные передачи, поскольку все игроки сосредоточены в 30 или 40-метровом пространстве, полностью закрыты в двух линиях по четыре человека плюс два форварда.

 Итак, вы начинаете процесс строительства атаки со своих центральных защитников, фуллбеки тащат мяч до полузащиты, но когда вы хотите отдать пас игроку средней линии, вы не знаете, как сделать это, потому что вокруг ультра-ограниченное пространство, всё полностью перекрыто.

 ДС: Так что же делать?

 АВБ: Вы должны провоцировать их контролем мяча, тем, что большая часть команд не умеют делать. Я не могу пока понять всего. Это существенный фактор в игре.

 В наше время команд с ультра-«низкой» обороной вам так или иначе придётся научиться провоцировать соперника мячом. Это мяч, который они хотят заполучить, вы должны бросить им вызов, используя мяч, как морковку.

 Идея Луи ван Галя – непрерывное владение мячом, переводы с фланга на фланг вплоть до того момента, что, когда вы в очередной раз меняете направление, внутри открывается пространство и вы в него проникаете.

 Таким образом, он провоцирует противника горизонтальными передачами до того момента, когда тот от бессилия вынужден прибегнуть к давлению. Так я бросаю ему вызов, идя с мячом прямо на него.

 Это как раз то, что, по мнению Пепа Гвардиолы, является решающим. И это то, что Хенк тен Кате взял в «Челси» времён Авраама Гранта. Он взял это из «Барселоны» Франка Райкаарда. Мы делали это несколько по-другому в «Челси» при Моуриньо.

 Конструирование наших атак сразу начиналось с фуллбеков или полузащитников. При Тен Кате игра начиналась с Джона Терри и Рикарду Карвальо, которые приглашали соперника прессинговать. Тогда у вас было на одного соперника меньше в дальнейшем развитии атаки.