На пути в вечность
Неспешный разговор об Антонио Конте
Фото: juventiknows.com
«Я постараюсь остаться здесь, чтобы добиться многих побед и стать ближе к такой экстраординарной и легендарной личности, как сэр Алекс Фергюсон»
Это фраза Антонио Конте, причем совсем недавняя, и это не просто привычная болтовня в интервью, когда тренер отдает должное клубу, готовясь продлить контракт на улучшенных условиях. В словах Конте действительно заложено гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд, и они не случайно направлены в сторону Ферги, а еще вернее в сторону «Манчестера».
Здесь есть о чем поговорить, есть что обсудить, поскольку вероятность того, что у Антонио получится, достаточно высока, не максимальна, но более чем серьезна. Если такому развитию событий суждено воплотиться в нашей реальности - это будет прецедент, о котором еще много чего напишут и расскажут, но это будет потом, когда-нибудь после.
В этом, к слову, наше главное преимущество и уникальность самой ситуации, потому что мы находимся в самом начале этого пути, именно в том времени, которое, вполне возможно, будут воспринимать как самый важный этап карьеры Конте-тренера, период становления. И даже чуть более метафорично: момент выхода на орбиту, за пределы среднестатистических возможностей.
Черно-белый зверь
Они были необходимы друг другу, нуждались в воссоединении чуть больше, чем в самой жизни, а когда такое обоюдное стремление разгорается в сердцах, то встреча становится неизбежной. Здесь, конечно, необходима оговорка, ведь «Ювентусу» изначально был нужен не конкретно Конте, а определенный набор качеств, выраженных в одном человеке, в тренере, способном вернуть команду на вершину. Так уж сложилось, что этим наставником стал Антонио, мог кто-то другой, но стал именно он. Теперь-то очевидность данной кандидатуры кажется настолько запредельной, что невозможно вообразить кого-то иного, но это всего лишь игры нашего восприятия. То, что было неочевидным время назад, кажется единственно возможным сейчас, так уж мы устроены.
Безусловно, «черно-белый» клуб был нужен Конте больше, чем он ему. Антонио стремился вернуться в Турин, точно зная, что только такая проверка способна дать ответ на главный вопрос – суждено ли ему стать большим тренером? Опять же, сейчас ответ известен, с минимальной долей условности, становящейся все меньше и меньше с каждым днем, ну или каждым новым матчем.
Этот сезон утвердил Конте в качестве не просто тренера, а в качестве доминирующего наставника. Скандалы и дисквалификации только способствовали развитию образа, раскрытию качеств необходимых для подъема на вершину. Во время первого, длительного, отлучения от тренерской скамейки, Конте, сидящего за стеклом очередной комментаторской кабины, показывали чаще, чем непосредственно футбол. Было видно, как горят его глаза, даже сквозь телекартинку и будто бы не слишком чистые, размытые стекла.
В его взгляде свирепствовал черно-белый зверь, лишающий разума, но подчиненный хозяину, смертельно опасный, но посаженный на цепь. Порой он выходил из-под контроля, вырывался на свободу, доводя хозяина до исступления и очередной дисквалификации. Антонио лично был готов целиком сожрать главного арбитра после скандального матча с «Дженоа». Это тот самый зверь, тот, кого большинство боится даже подпускать к поверхности собственной личности, предпочитая прятать в подвалах сознания.
Уже после всех дисквалификаций, после скандалов, тянущихся за синьором Конте черным шлейфом, он вновь выходил за рамки, принимаясь дирижировать болельщиками задолго до финального свистка в Болонье. И этот поступок вновь становился объектом всеобщего обсуждения, одни, как принято, осуждали, другие – защищали. Каждый его шаг, каждый эмоциональный всплеск мгновенно пожирался дискуссионными оргиями.
Он совершенно точно хотел этого, именно этого. Он шел к такому вниманию, шел напролом, чтобы попасть в самый центр вскипяченного сознания итальянских тифози/журналистов/специалистов. Это, конечно же, не было главной целью, скорее побочным эффектом, но тем не менее. Причем даже скандалы работали на него, придавая личности тренера объемности, делая ее мифической, приковывая дополнительное внимание и наделяя теми качествами и смыслами, которых не было и в помине.
Несомненно, многие из последователей этого нового культа убеждены до глубины души, что Конте исключительно силой воли нарастил новые волосы. Кстати, даже такой незначительный личностный факт активно обсуждается, об этом говорят и говорят более чем охотно, взахлеб. А это ведь едва ли не самый очевидный показатель увлеченности конкретным человеком, едва ли не признак величия, как бы по-идиотски это ни звучало. Когда обсуждается не профессиональная деятельность и даже не личная жизнь, а вот такая вот мелочь, как парик.
Прошло совсем немного времени, но они уже неразделимы: Конте и «Ювентус», «Ювентус» и Конте. Это и есть главный итог их союза – неразделимость, дальнейшее дело за результатами. Как раз об этих самых результатах, особенно в долгосрочной перспективе, даже сам Конте говорит крайне осторожно. Понятно, что сейчас есть команда, есть скудетто и будет второе подряд, но дальше подъем становится круче, дальше море куда более сложных и порой весьма противоречивых нюансов.
«Ювентус Юнайтед»
Вернемся к началу, к той самой параллели с «Манчестер Юнайтед», предельно четко обозначенной в цитате Антонио Конте. Футбол меняется, его законы претерпевают серьезные генетические мутации. Речь естественно о законах устройства, внутриклубных делах, а не о самой игре, хотя и здесь изменения назрели уже давно и рано или поздно эту застарелую плотину прорвет, обрадовав всех нас не только электронной системой определения забитых мячей и фиксацией офсайдов, но и многими другими не менее необходимыми и интересными вещами.
«Ювентус» одним из первых в Италии подстроился под новую жизнь, благо ситуация сама собой подталкивает клубы к новому пути. В Турине уже есть новехонький стадион, команда не тратит лишних денег, по крайней мере, всячески старается избежать этого. По сути в «черно-белом» королевстве существует потолок зарплат, да и вся финансовая деятельность старательно дорабатывается и развивается.
Здесь много общего с «Манчестером», хоть и не слишком явного, к тому же «Юнайтед», прямо скажем, и сам далеко не идеален, но поводов для сравнения достаточно. К тому же у «Юве» теперь есть команда, первая после провального этапа, и тренер, который мечтает не только о титулах, но и о долгих годах работы в одном, таком родном для него клубе. Плюс ко всему у «Ювентуса» есть еще и четкая, поставленная и легко узнаваемая игра.
Все вышеперечисленное самым прямым образом относится и к «Фергюсон Юнайтед», так или иначе. Здесь как раз разговор вполне логично выходит на тему преемственности – тот самый следующий шаг Конте. Конечно, сначала Антонио потребуется выжать максимум из нынешнего состава, по возможности забравшись как можно выше по дереву плей-офф Лиги чемпионов (и не только в этом сезоне), но забывать о будущем нельзя ни на секунду в настоящем.
Сам по себе манчестерский проект уникален именно преемственностью, рождением из-под одной команды другой, той, что должна будет жить по новым законам, соответствуя обновленным футбольным истинам. У Конте, безусловно, получилась первая версия, его «Ювентус 1.0» определенно прекрасен, местами эстетически изощрен, местами – физически мощен. Эта версия еще способна прожить не один сезон, но она уже сейчас требует точечных улучшений. Это и есть первый, еще достаточно робкий, но весьма конкретный признак перемен.
«Ювентус 1.0» умен, разносторонен, изящен и невероятно уверен в себе – все правда. Но необходимо становиться сильнее, поскольку каждая последующая версия обречена быть чуть лучше предыдущей, чуть совершенней, иначе случится откат на несколько ступеней, чаще всего ведущий к тотальному краху, смене тренера, перестройке состава, иногда – изменению курса развития. Причем если никаких действий по изменению ситуации не происходит – наступает безжизненная стагнация (передайте привет Венгеру).
Чтобы стать сильнее, этому «Юве» необходима агрессия, он должен стать не просто злее, он должен стать убийственнее. Думаю, все прекрасно понимают, о чем идет речь и в какой линии, в какой зоне тактических конструкций следует ждать новых людей. Туринцы, к слову, ищут варианты усиления, прекрасно зная о своей главной проблеме и без нашей помощи. Пока большинство попыток усовершенствовать линию атаки упираются в финансовые стены, не позволяющие разбрасываться десятками миллионов, причем эти стены воздвигнуты своими же собственными руками, и служат опорой на будущее, сохраняя нерушимость конструкции.
Вот то как «Ювентус», естественно, не без участия Конте, будет искать возможность усиления, не переходя самостоятельно прочерченную грань – едва ли не самое интересное. Путь в будущее лежит как раз за данной преградой. Та команда, что будет естественным образом рождена из нынешней, отделяется от реальности простым по форме, но крайне сложно выполнимым по сути, усилением одной конкретной линии, частичной модернизацией проблемного участка схемы.
Данные манипуляции даже у вечного Ферги получались далеко не всегда, впрочем, сэру Алексу удавалось удерживать конструкцию в случае локальных неудач, балансируя, но не срываясь вниз. И здесь вновь вспоминаешь о цитате Конте, запрограммировавшего себя на схожую судьбу.
Путь в вечность
Путь в вечность у каждого свой и не может служить примером для последующих. Все дело в уникальности и никак иначе. Можно кропотливо раз за разом выстраивать большие команды, вытаскивая одну из другой, точно прожженный опытом неудач фокусник. Можно рубить головы направо и налево, меняя клубы, сея вокруг себя смерть, источая едкие, пафосные, местами даже величественно-сумасшедшие фразы о самом себе. Можно обладать каким-то внутренним секретом игрока, умея выбирать из всех вариантов идеальный, не несущий в себе ничего кроме прибыли, играя будто бы не в футбол, а в рулетку и неизменно выигрывая (чаще деньги, чем матчи). Ты, в конце концов, можешь оказаться в нужном месте, в нужное время, поучаствовав в доводке до идеальности величайшей команды в истории. Есть и другие примеры, их много, но не слишком, потому что путь в вечность открыт лишь избранным.
Осилит ли эту дорогу Конте – вопрос, причем открытый. Антонио пока только-только выбрался из дебрей, нашел свой маршрут и двинулся в путь. Случиться может все что угодно и когда угодно, ну и где угодно, естественно тоже.
На данный момент кажется, что у него может получиться, что он может вытворить тот самый фокус, такой простой на словах и такой невероятно сложный в реальности – дорогу осилит идущий. Есть в его образе, в этом урагане эмоций, идей, энергетике, есть в этом что-то особенное. Здесь речь исключительно об интуитивном ощущении, логикой такие вещи просчитать невозможно, потому что если бы такие штуки прорабатывались простым логическим анализом, то особенные превратились бы в обыденных, они бы попросту исчезли.
В любом случае, Конте уже сейчас один из немногих тренеров, кого хотят видеть везде, практически в любом топ-клубе. Он сумел сотворить легко узнаваемый, четко идентифицируемый образ успешного наставника, приготовив плацдарм на будущее. Дальнейшее – вопрос этого самого будущего, начинающегося прямо сейчас. Вопрос того как сегодняшние решения будут вести его по извилистому пути, подбрасывая все новые препятствия, оберегая или же обрекая на гибель.
Вполне возможно, это его путь в вечность, а возможно - дорога к обрыву в небытие. Но раз уж решился на первый шаг, будь готов сделать каждый последующий, даже если под ногами не останется ничего кроме воздуха. Говорят, по нему тоже можно идти, но проверить это придется на самом себе.
Текст написан для апрельского номера Football Tribune
ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)
Другие тексты блога:
Обзор 32 тура Серии А (Radio Edit)
По краю пропасти из последних сил
Хромые гладиаторы на фоне вечности
Президентский салют «черно-синим» салатом
Как были героями для торсиды юве, так и остались.