Дебет и кредит шпор. Часть 1 – доходы
Идея написать подобный обзор для блога пришла не так давно, когда перевод заметки про финансовый фэйр–плэй вызвал большой резонанс среди читателей и подписчиков блога. И мелькнула мысль, что мы много говорим о команде, но как-то слабо собственно о клубе и его финансах. Надеюсь, что обзор будет интересен как болельщикам, так и любителям порассуждать о футбольных финансах.
К сожалению клуб до сих пор не опубликовал отчетность за 2012 финансовый год (финансовый год длится с 1 июля по 30 июня, здесь и далее под понятием год понимается финансовый, а не календарный год), так что придется ограничиться периодом до 30/06/2011 и финансовой отчетностью за 2006-2011 годы. Это, конечно, не самые свежие данные, но все пятилетний период позволит сделать оценку развития клуба и проанализировать тренды. В итоге остановимся на периоде 2006-2011, а как только клуб опубликует отчетность за 2012 год, сделаю более короткий отчет за 2012 год, если тема вызовет интерес.
Председатель правления клуба г-н Леви в обращении к акционерам в годовом отчете за 2011 год отметил, что “десять лет назад мы приступили к созданию команды, которая могла бы побороться за самые высокие трофеи, как внутри страны, так и в Европе, построить новый центр подготовки и стадион более высокой вместимости. Я рад сообщить о значительном прогрессе, которого мы добились в этих областях” (Ten years ago we set out to create a First Team squad that could compete for the highest honours both domestically and in Europe, to deliver a new Training Centre and an increased capacity stadium. I am delighted to report on the substantial progress we have madein all these areas)
За последние годы клуб сделал важные шаги к достижению целей, поставленных правлением, и что особенно радует, сделано это не за счет массированных вливаний наличности собственниками и оформления ее как долги акционерам, как у некоторых конкурентов, а за счет средств, заработанных собственно клубом. Хотя следует отметить, что не всё так радужно, особенно в части трансферной деятельности и расходов на содержание основной команды.
За период 2006-2011 выручка от основной деятельности выросла на 60% и достигла 163 млн фунтов (здесь и далее все цифры в ф.ст, по умолчанию я буду упускать валюту, если суммы указаны в фунтах). Среди европейских профессиональных футбольных клубов, Тоттенхэм уверенно находится в второй десятки команд по величине доходов, занимая места с 11 по 15 в ежегодном обзоре Делойта о доходах футбольных клубов.
Таблица 1 показывает динамику основных показателей выручки от основной деятельности за период 2006-2011 по Международным стандартам учета IFRS (примечание: доходы от основной или операционной деятельности - не включают в себя доходы от продажи трансферных прав футболистов).
Рассмотрим каждый показатель и его динамику за 5 лет:
Билетная выручка (Премьер-лига) – когда-то основа финансирования любого футбольного клуба, сегодня приносит лишь небольшую долю (16% в 2011 году) от доходов, несмотря на то что у нас второй по дороговизне сезонный абонемент в Англии и цены на билеты растут из года в год. К сожалению ввиду ограниченной вместимости стадиона и невозможности его реконструкции, по доле билетной выручки в доходах Шпoры далеки от ведущих клубов континента и этот разрыв может быть ликвидирован только переездом на новый стадион. Кстати, лидер среди ведущих клубов Европы – соседи и конкуренты, у которых этот показатель по данным Делойта равен 41% (для примера: Мадрид - 31%, Челси -30%, Ливерпуль – 24%, не исключено что Делойт считает все матчи во всех турнирах, но даже если добавить ~5-6 млн выручки в кубках, то показатель все равно будет ниже 20%). Бесконечно повышать цены на билеты невозможно, хотя спрос велик и билеты на все домашние матчи до конца текущего сезона уже проданы.
Доходы от кубковых турниров – доходы от продажи билетов на кубковые матчи и призовые от организаторов турниров (ФА и УЕФА). Традиционно клуб снижает цены на билеты на ранние стадии кубков (кроме Лиги Чемпионов), например билеты на групповой турнир Лиги Европы стоят 20-25 фунтов, на матчи плей-офф этого сезона от40 фунтов, что дешевле самого дешевого билета на матч премьер-лиги. Так как билеты на плей-офф Лиги Европы не входят в абонемент, то каждый матч приносит клубу около 1.2 млн выручки от продажи билетов, четыре домашних матча в весенней стадии плей-офф (Лион, Интер, Базель и верится полу-финал) могут принести около 5 миллионов дополнительного дохода. Рост доходов на 33 млн в 2011 по сравнению с предыдущим годом - магический эффект участия в плей-офф Лиги Чемпионов, небольшой пик в 2007-2008 связан с успешным выступлением в кубках и победе в Кубке Лиги. Как видится именно успешное выступление в кубках, и в первую очередь в Лиге Чемпионов, является залогом дальнейшего развития клуба и роста его доходов.
Доходы от спонсорства и корпоративные мероприятия (хоспиталити) – рост доходов в 2011 году связан с эффектом нового спонсорского пакета и заключения двух спонсорских соглашений: с банком Инвестек, который является титульным спонсором клуба в кубках, и софтверной компании Аутономи, которая спонсор только в матчах премьер-лиги. Единственную информацию, которую я нашел до договору с Инвестек, то что размер выплат зависит от кол-ва матчей и от раунда, который клуб достиг в каждом из кубков, других деталей, к сожалению, найти не удалось. Будем надеяться, что клуб их раскроет в отчетности 2012 года. К этой же статье относятся доходы от аренды корпоративных лож на стадионе.
Медиа и броадкастинг – доля клуба в доходах премьер лиге от продажи телеправ и от подписка на клубное ТВ. На механизме распределения средств останавливаться не будем, так как об этом писали неоднократно на sports.ru, также желающие могут посмотреть данные непосредственно на сайте премьер-лиги.
Мерчандайзинг – доходы от продажи атрибутики у сувениров. Пик в 2008 связан с победой в Кубке Лиге, рост в 2011 связан с новым дизайном формы. С сезона 2012-13 поставщиком формы для первой команды стал UnderArmour, и как следствие - полное обновление ассортимента и дизайна, в том числе три дизайна футболок в кубковом и премьер-лиговом вариантах. Мне лично продукция и ассортимент UnderArmour нравится намного больше, чем у предшественников, особенно детские товары и линия casual. Как минус клубу, стоит отметить недостаточное использование потенциала мерчандайзинга и ограниченное количество магазинов (всего три) за пределами N17, например Арсенал открыл большой магазин атрибутики в торговом центре Брент-Кросс на северо-западе Лондона, а магазина Шпор там нет, хотя в зоне, где находится молл, больше болельщиков Шпор, чем Арсенала.
Прочее – все прочие доходы, включая гонорары за участие выставочные матчах и туры по стадиону.
Коммерческие доходы клуба (спонсорство, мерчандайзинг и прочее) принесли в 2011 году 50 млн или 30% от оборота, что в принципе неплохо в относительном измерении, но в абсолютном мы все еще далеки от Челси и Арсенала (80 и 65 млн соответственно).
В заключении первой части привожу график, который демонстрирует долю каждого показателя в структуре выручки в 2011 году.
Во второй части я планирую остановиться на анализе расходов клуба и динамике показателей прибыли (EBIT, footballtrading и прибыль до налогообложения), оценить наследие Харри Реднаппа с финансовой точки зрения. В третьей, заключительной части рассмотрим особенности акционерного капитала и структуру задолженности TottenhamHotspurplc, а так же как г-да Льюис и Леви за довольно короткий период времени смогли превратить клуб с самым большим количеством миноритарных акционеров в частную компанию.
Автор материала Yasik (Leonid Prujanski)
Наши обзоры на SpursArmy.com
Поскольку я сам немало времени разбирался как же его "ставить", я коротко расскажу, вдруг нужно. В разделе "тэги" нужно заменить в окошке, где стоит "футбол", этот параметр на "все виды спорта". Подраздел не заполнять, в окне для ввода тегов вбить бизнес(и он должен автоматически определиться). Затем нужно будет опять менять "все виды спорта" на "футбол", если вы хотите фут теги
добавить.
http://m.tottenhamhotspur.com/mobile/News/news-article.page?ref=shareholder-update-220113
Вряд ли тут будут "сюрпризы". А полная отчетность припозднилась наверно из-за налогообложения.
Чтобы я отметил.
Касательно билетной выручки, тут главное именно не только кубки, но и корп ложи. Дело в том, что Шпоры - один из немногих клубов, вообще чуть ли не единственный, который разбивает билетные доходы на билетные и хоспиталити/корп услуги. В итоге, если сравнивать с другими клубами, то нужно иметь в виду, что у Шпор в этой статье "недостаток".
Вообще, в отчете указано, что в 2011-м 1,9 млн принесли в качестве дохода домашние Кубки, учитывая прогресс в этих турнирах команды, минимум 1,5 млн - это билеты(хотя в отчете вообще указано, что все 1,9 млн от билетов, но это может быть описка, но не существенно). Всего от УЕФА Шпоры получили 37,1 млн фунтов от УЕФА, из которых ТВ-деньги составляют 31,1(есть в отчете УЕФА), следовательно, около 7,5 млн - билетные доходы Шпор от кубков(итого 28 млн фунтов всего).
Делойтты дают за этот сезон 43,3 млн фунтов матчдея. Это 28% от выручки по их подсчетам. В принципе, это нормально ложится на представленные выше цифры, около 9-12 млн приносили корпоративные ложи до этого, резонно предположить, что при ЛЧ и увеличении статуса клуба эта цифра как раз ну там до 12-14 млн примерно подросла(верхний диапазон), ну и там 2,3млн в матчдей занесли разных доходов от товарищеских игр и тп.
Поэтому это, конечно, слабое место клуба. Но все не так плохо. Процентов 25 клуб точно получает с продажи билетов(если прикинуть "по-минимуму"). Занимая место после Юнайтед, Арсенала, Челси, Ливерпуля(почти наравне), но впереди всех остальных.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в принципе налоговый год в Англии заканчивается 5 апреля, так что не думаю что тут дело в налогах, наверное связано с изменением статуса с публичной компании на частную, там есть особенности, но я с этим не сталкивался.
Во-первых, я бы проакцентировал внимание на уникальности соглашения с двумя титульными спонсорами, подобные "двойные" соглашения - большая редкость.
По ценам - около 10 млн в сезон будет приносить новая сделка с Under Armour(c 2013-ого, с этого то есть), контракт на 5 лет.
С титульными спонсорами ситуация следующая. На 2010-212 был подписан Autonomy за 20 млн фунтов(два года). И два года от Investec за 5 млн фунтов. Итого - 12,5 млн в сезон, плюс какие-то бонусы, но они были небольшие. Дело в том, что подписывали соглашения в 2010-м уже и с тех клуб скачка какого-то уникального, в общем, не сделал. Я в том плане, что участие в ЛЧ в 2010-2011 входило, скорее всего, в "основу" сделки(как и места в топ-4 в АПЛ для Autonomy). Это все было против 34 млн фунтов за 4 года(8,5 млн в сезон) от Mansion. Достойный рост.
На 2012-13 спонсоры остались на тех же примерно условиях(незначительное повышение от спонсора АПЛ разве что) еще на год, что успех, учитывая, что заключался контракт под ЛЧ.
С 2014-ого года Шпоры уже хотят получать 20 млн фунтов в год. В начале футбольного года был слух, что как раз Инвестек, "второй" спонсор готов платить за "полный пакет" ~15 млн фунтов без ЛЧ и ~20 vky с ЛЧ. Вроде как, Шпоры решили рисковать и заключать контракты уже после того, как будут известны результаты АПЛ, чтобы, если клуб пробивается в ЛЧ - максимально коммерциализировать успех.
Из других моментов стоит отметить дополнение своего веб-канала Spurs TV online. Шпоры существенно расширяли его контент, надеясь давать больше "времени" спонсорам. Плюс это считается первым шагом по переформатированию, в общем, небольшого веб-канала в полноценный "клубный канал", как у других грандов АПЛ. Плюс клуб продолжает работу по социальным платформам и мобильным технологиям, е-коммерции. Вот недавно контракт с EA Sports подписали("видеогейм"-спонсор), как раз чтобы улучшить свои цифровые продукты, создать пару инициатив по улучшенному времяпрепровождению на стадионе(типа fan engagement).
Простой факт в том, что статус у Ливерпуля сохраняется. Клуб в топе самых доходных в Европе, они могут привлекать сильных игроков. Я не вижу к чему эти споры. Тоже самое, что утверждать, что МЮ не может считаться ровней Реалу или Баварии, а может считаться ровней только Порту, потому что в прошлом году не вышел из группы в ЛЧ, а в этом проиграл в первом же раунде плей-офф(как и Порту), в то время как Реал дважды уже вышел в 1/2. А Бавария играла в финале в прошлом году и, скорее всего, будет минимум в 1/2 в этом. Думаю, аналогия понятна. Нужно смотреть не два или 3, 4 сезона, а картину в целом.