Президентский салют «черно-синим» салатом
На память и назло
© Foto di Daniele Buffa/Image Sport
«Завтра мы будем играть с «Интером» и хотим добиться положительного результата, чтобы посвятить его Руджери» - говорил накануне матча в Милане главный тренер «Аталанты» Стефано Колантуоно. Речь идет о бывшем президенте бергамцев Иване Руджери, скончавшемся после продолжительной и тяжелейшей болезни.
Я далек от мысли, что все случившееся воскресным вечером на «Джузеппе Меацца» имеет хоть какое-нибудь отношение к умершему президенту бергамского клуба, кроме, конечно, символического. Матчи выигрываются ради победы, ради кого-то их выиграть невозможно.
Вернее бывает и такое, но редко, потому что перенастрой, которым чаще всего оборачивается запредельное желание победить «во имя», губителен. Это как раз то, что все видели в Мюнхене в исполнении Артуро Видаля, чьи глаза превратились в прожекторы, а игровая мысль свелась к одной задаче – убить любого, кто не свой.
В матче 31 тура Серии А ничего подобного не было. Там были привычные команды, игравшие примерно так, как они играют весь сезон. Самый банальный футбол «Аталанты», мечтавшей сожрать все свободное пространство на своей половине поля и по возможности, хотя бы через два раза на третий, выходить в атаку, надеясь, что Денис как-нибудь чем-нибудь зацепиться за полуслучайный мяч. Получалось у гостей, надо сказать, неважнецки, но им хватило простой перестройки на игру в два форварда и немного везения.
А вот игра «Интера», точно специально, впитала в себя все возможные недостатки, выдав такой концентрат футбольных последствий управленческих ошибок, что лицо синьора Моратти после финального свистка съежилось до состояния выжатого лимона.
Понятно, что проблемы с составом гигантские, нападения, по сути, не осталось вообще, но с другой стороны, кто мешал позаботиться об этом в специально отведенные трансферные окна? Особенно симптоматично на этом фоне выглядел выход на замену Ливаи, отдавшего голевую и заработавшего пенальти меньше чем за десять минут. Зачем «интеристам» был нужен Скелотто, приобретенный в частности благодаря 50 процентам прав на все того же Ливаю – загадка. Причем это одновременно и разгадка, четкий указатель на очевидную ошибку.
Нет никакого желания в очередной раз становиться персональным хейтером, а правильнее будет сказать - ненавистником, Страмаччони, но так уж выходит. На пару со спортивным директором, два товарища лишили себя подстраховки в нападении, разворошили центр поля и сели в лужу, где им, судя по всему, удобно и вполне комфортно, потому что лужа не простая, а виайпишная.
Самое уникальное в этом поражение «Интера» - сам факт поражения. Игра была в руках, причем дважды (при 1-0 и 3-1). Вроде бы вернулись к расстановке с тремя бэками, которая так неплохо работала на старте сезона, но тут же вляпались в новую проблему. Оказалось, что такая тактика работает только когда в центре есть добротные разрушители, а в атаке – завершители. В этом матче в центре поля играли Камбьяссо (ночевавший в штрафной «Аталанты» все отведенное время), Гуарин (в очередной раз игравший треквартисту) и Ковачич, располагавшийся глубже всех (мало того, что тинейджер, так еще и повисший на желтой карточке с пятой минуты).
Кто из вышеупомянутой троицы должен был помогать обороне при возросшем давлении (выход второго форварда у соперника) и затормозить игру после возвращенного и развитого преимущества – вопрос, адресованный понятно кому.
Конечно, необходимо отдать должное «Аталанте», вышедшей играть за своего бывшего, во всех смыслах, президента и отборовшейся без остатка. Но она на то и «Аталанта», чтобы бороться от стартового свистка и до рассвета, она вообще всегда такая, понятная и предсказуемая, как актриса в порно. Чтобы проиграть бергамцам, нужно, прежде всего, проиграть самому себе.
К тому же команды еще и крайне схожим образом расставились на поле. Оставим за скобками, что у гостей был более оборонительный вариант, при желании можно вспомнить клеше – крен в сторону обороны, а у хозяев этот крен, естественно, был в сторону атаки, со всеми вытекающими отсюда особенностями игры. Оставим это в стороне, потому что уж больно хочется вспомнить старую истину: если команды играют схожим образом, то побеждает тот, кто сильнее. Думаю, мало найдется людей на этой планете, считающих, что «Аталанта» сильнее «Интера», но в этом конкретном матче вышло именно так.
К слову, я смотрел игру в записи, зная конечный результат, но не зная развития событий. Мне было дико интересно разглядеть момент слома одних и восхождения других. Я искал этот переломный момент, старательно, ответственно. Искал и не нашел. Потому что выход Ливаи таким моментом быть не может. Да, этот ход вскрыл игру, но не развернул, ничего не изменил кардинально. «Интер» мгновенно вернул все на место, даже удвоив то, что было до этого.
И уж точно нет смысла списывать случившееся на пенальти. Да, никакого нарушения там не было, а если и было, то только в голове у синьора Джервазони. Раз десять перематывал на этот момент и так ничего там не увидел, кроме, быть может, изначального фола Ливаи. Но это опять же не повод валить все на очередного арбитра. Преимущество в счете все равно было на стороне «Интера», ровно тоже, что и до всей этой чехарды – тот самый один мяч.
Никакой катастрофы не произошло, просто «Интер» продолжил пропускать мячи, один за другим. После того, как Альварес оформил дубль, доведя счет до 3-1, прошло шестнадцать (!) минут, на всякий случай повторюсь – шестнадцать минут, в которые влезли три мяча «Аталанты». И это ведь не первый случай, что-то до боли схожее произошло в Удине, когда развалились, получив те же три гола за пятнадцать минут.
Эпический удар в никуда Раноккия окрасивший финальный свисток в окончательно трагические для одних и феерические для других цвета – лишь точка, даже восклицательный знак, точку под которым обозначало упомянутое ранее лицо Моратти.
Просьбы назначить пенальти, основанные на жажде справедливости, дескать, раз им такой поставил, будь любезен, поставь и нам, нет смысла воспринимать всерьез. Такое уже было и не раз, это просто нервы, когда не забил сам и цепляешься за последнюю надежду в виде свистка арбитра. Точно таким же образом выпрашивали одиннадцатиметровый, то ли в игре с «Кальяри», то ли с «Дженоа», сейчас и не вспомнить, кажется, что все-таки с «Кальяри», там еще Раннокия срубили на последних секундах.
Я это все к тому, что перелома в игре не было, никакого. Было стечение обстоятельств, перед которыми «Интер» оказался беззащитен, не сумев ничего изменить, лишь наблюдая за тем, как матч ускользает сквозь плотно сжатый кулак, будто песок.
Символично прощальным получилось всё, до жути. Одни попрощались с бывшим президентом клуба, другие – с Лигой чемпионов, да и вообще с сезоном. Есть, конечно, еще кубок, но там две римские команды, которые необходимо последовательно обыграть, два матча – две победы и никак иначе. Причем у одних, тех, что уже в финале, есть серьезный тренер, о чем «Интеру» остается только мечтать.
«Интеристов» даже жаль, особенно по итогам данной игры. Думаю, мало кто из неравнодушных к этой команде смог вытерпеть пытку под названием «Интер» - «Аталанта». Жаль, потому что это мог быть совершенно другой сезон, с этим же составом, ровно с такими же изначальными данными, но принципиально иным итогом.
Не жаль во всей этой ситуации только одного, именно одного. Того человека, что с серым, особенно на фоне собственного пальто, лицом наблюдал, как пытаются загнать в подтрибунное помещение разбушевавшегося Скелотто. Не жаль его, потому что невозможно жалеть того, кто сам себе вырыл нынешнюю яму. Невозможно ни понять, ни посочувствовать тому, кто додумался последовательно нанять Бенитеса, Леонардо, Гасперини, Раньери и Страмаччони. И даже страшно представить, кто будет следующим в этой веренице футбольных пленных, понуро бредущих по пыльной «черно-синей» дороге, из ниоткуда в никуда.
Впрочем, есть еще один человек, которому все увиденное наверняка понравилось до глубины души. Вернее этого человека больше нет, но именно для него сыграли этот безумный спектакль.