Вспомнить все: 1970 год. Ташкентская трагедия Динамо.
В преддверии матча с московским ЦСКА в блоге «Оттенки бело-голубого» о противостоянии Динамо и ЦСКА почти сорокалетней давности, которое запомнилось динамовским болельщикам как «Ташкентская трагедия».
Динамо. Образец 1970 года.
Московское Динамо подошло к этому сезону с главным тренером Константином Бесковым, который возглавлял команду уже четвертый сезон. К 1970 году процесс обновления состава, начатый Бесковым, уже закончился, и команда, по сравнению с 1968 и 1969 годом, постепенно находила уверенность в своей игре.
Отличительной особенностью того Динамо, которая, к слову, и привлекала болельщиков, была поставленная Бесковым атакующая игра. Размашистые и скоростные атаки, с непревзойденной импровизацией таких игроков как Эштреков и Козлов, не могли не нравится болельщикам того времени.
Безусловно, сказалось и то, что многие динамовцы вышли на пик своей карьеры. Например, Владимир Пильгуй удачно заменил самого Льва Яшина. А одним из открытий того сезона стал Геннадий Еврюжихин (на фото), который показал себя как настоящий универсальный игрок, способный выполнять диспетчерские функции и участвовать в оборонительных действиях команды. По сути, в том сезоне Бесков предоставил Геннадию полную свободу на поле, которой он блистательно воспользовался.
На новый уровень вышли и другие лидеры Динамо - Владимир Эштреков, Валерий Зыков, Юрий Авруцкий, Юрий Семин. Все они демонстрировали нешаблонный импровизационный футбол, который и позволил Динамо занимать высокие позиции в чемпионате на протяжении всего года.
ЦСКА. Образец 1970 года.
После того, как в 1952 году по злой воле "лучшего друга футболистов" товарища Сталина была разогнана знаменитая "команда лейтенантов", главный клуб Советской Армии откатился на второстепенные роли в союзном чемпионате. В народе гадали: сколько поколений футболистов должно смениться, прежде чем ЦСКА вернется на лидирующие позиции? Многие знаменитые тренеры - Аркадьев, Пинаичев, Бобров - брались за это нелегкое дело, но вынуждены были отступить. В 1970 году на пост главного тренера ЦСКА был назначен Валентин Николаев (на фото). И надо же - легендарному форварду "команды лейтенантов" Николаеву удалось вернуть ЦСКА былую славу в первый же сезон!
В ЦСКА в то время сформировалось два ключевых звена. Одно из них, оборонительное, составлял квартет Афонин - Шестернев - Капличный - Истомин, целиком входивший в сборную. Другой - ударное, атакующее звено - составили три Владимира: Дударенко, Поликарпов и Федотов. Но поначалу игре команды недоставало целостности, ибо не хватало надежной связки между обороной и нападением. И удачной находкой Николаева стал перевод Владимира Федотова, который до этого использовался исключительно как форвард, в среднюю линию. Только теперь, имея практически неограниченную свободу действий, этот футболист раскрылся полностью.
Борьба в чемпионате:
Команды, лидировавшие в чемпионате 1969 года – Спартак и киевское Динамо – в сезоне 1970 года снизили свой высокий игровой уровень и пропустили вперед две московские команды - ЦСКА и Динамо. В первом круге победу одержали бело-голубые, опережая армейцев на три очка. А вот уже во втором, выиграв очный матч, армейцы сумели догнать Динамо, но, увлекшись очной борьбой, пропустили вперед другую столичную команду – Спартак. Впрочем, до конца сезона ЦСКА и Динамо обгонят Спартак и закончат чемпионат, деля первое и второе место с одинаковым показателем – 45 очков.
Предстояли два дополнительных матча за звание чемпиона. Оба матча было решено проводить в Ташкенте ровно через месяц после окончания чемпионата.
Первый дополнительный матч:
ЦСКА: Пшеничников, Истомин, Шестернев, Афонин, Капличный, Вал. Уткин (Кузнецов, 79), Долгов, Копейкин Федотов, Поликарпов, Дударенко.
"Динамо" (Москва): Пильгуй, Шштапов (Вл. Уткин, 52), Смирнов, Зыков, Маслов, Аничкин, Эштреков (Козлов, 67), Семин, Авруцкий, Жуков, Еврюжихин.
Судья: Бахрамов (Баку).
5 декабря 1970 года. Ташкент.
Прибыв в Ташкент, обе команды первым делом поинтересовались, какую из двух раздевалок на стадионе "Пахтакор" шесть лет назад занимали тбилисские динамовцы - победители суперфинала-64. В итоге ее, "счастливую", заняли их московские одноклубники, а менее обремененные предрассудками игроки ЦСКА разместились в раздевалке, которой пользовались торпедовцы.
Первый матч армейская команда провела пусть и не значительно, но лучше. Их действия были сбалансированы, уверенны и по-хорошему наглыми. Впрочем, сумев лишить свободного пространства главную ударную силу ЦСКА – Дударенко и Федотова - динамовцы значительно облегчили себе задачу.
Несмотря на нулевой счет, игра получилась обоюдоострая и, безусловно, зрелищная. Могли отличится и те, и другие, но футбольной судьбе было угодно перенести основные события на второй матч.
Второй дополнительный матч:
Голы: Дударенко, 11 (1:0). Жуков, 22 (1:1). Еврюжихин, 24 (1:2). Маслов, 28 (1:3). Федотов, 71 (2:3). Поликарпов, 75 - с пенальти (3:3). Федотов, 84 (4:3).
ЦСКА: Пшеничников, Истомин, Шестернев, Афонин, Капличный, Вал. Уткин (Кузнецов, 27), Долгов (Старков, 33), Копейкин, Федотов, Поликарпов, Дударенко.
"Динамо" (Москва): Пильгуй, Жуков, Смирнов, Зыков, Маслов, Аничкин. Эштреков, Антоневич, Авруцкий, Вл. Уткин, Еврюжихин.
Судья: Бахрамов (Баку).
6 декабря 1970 года. Ташкент.
В соответствии с регламентом, второй матч состоялся всего через сутки после окончяния первого. Учитывая, что за спиной обеих команд был длинный и тяжелый сезон (а также и чемпионат мира, на котором выступали по несколько человек от обеих команд) были опасения, что команды выйдут на поле чрезмерно уставшими, и матч не получится зрелищным. Но…человек предполагает, а Бог располагает.
Во втором «золотом» матче страсти кипели еще больше чем в первом. Уже на 11-ой минуте ЦСКА усилиями Дударенко вырывается вперед – 1:0. Поведя в счете, армейцы добровольно отдали инициативу владения мячом, что чуть не стало одной из ключевых ошибок ЦСКА. В результате, за шесть минут игрового времени Динамо удается не только сравнять счет, но и забить еще два мяча. Итог – к 28 минуте бело-голубые уже выигрывают 1-3! Фантастика!
Из послематчевого интервью игрока ЦСКА Альберта Шестернева:"Перед матчем я узнал, что компьютер предсказал нам проигрыш 1:2, причем мы должны были сначала повести в счете. Когда забил Дударенко, я подумал: ну вот, первая часть прогноза сбылась. Затем динамовцы проводят один мяч, второй... Тут уж я не на шутку забеспокоился: неужели все так и выйдет, как машина предсказывала? Не поверите, но когда в наших воротах оказался третий мяч, у меня с души отлегло. Ошибается, значит, электронный мозг! Именно тогда я поверил, что все еще можно изменить".
Но игра вовсе не была закончена. На 71-й минуте Федотов после прострела сокращает преимущество Динамо до минимума. 2-3. А ведь играть еще почти двадцать минут.
Второй гол ЦСКА придал игре новые эмоции. Страсти начинают накаляться до предела. И на 75 минуте в штрафной Динамо сбивают Федотова – пенальти. 3-3.
Динамовцы уже не в силах вырвать инициативу из рук соперников, которые летают по полю, словно на крыльях. 84-я минута: Федотов наносит не очень сильный удар, мяч ударяется в кочку и, слегка изменив направление полета, оказывается в нижнем углу динамовских ворот. 4:3 – и это уже поражение.
Из послематчевого интервью Владимира Федотова: "Честно скажу: где-то в середине второго тайма хотел было уже подойти к Маслову, поздравить и высказать свое восхищение, как умело он меня выключил из игры. И вдруг... Оказываюсь чуть ли не впервые без опеки, мяч у меня под ногой - и гол. Остаются считанные минуты до конца - я снова свободен, и снова гол!"
Интересный и забавный факт – уже в Ташкентском аэропорту, когда новоявленные чемпионы улетали домой, один из местных болельщиков преподнес Федотову необычный подарок – ту самую кочку со стадиона, которая позволила праздновать победу армейцам.
А Динамо, несмотря на хорошую игру на протяжении всего сезона, довольствовалось призами «Имени Григория Федотова», «Двумя составами» - за лучший суммарный показатель основы и дубля и приз «Агрессивному гостю».
За билет на игру давали болоневую куртку,в то время почти непозволительную роскошь.
Тогда была у него была ещё одна, более свежая, трагедия в 1986 году,
когда минут 10 до золота не хватило.