3 мин.

Гнев и ненависть в Грозном

К сожалению, большинство рассуждений по поводу происшествия на матче касаются лишь темы справедливости наказания с точки зрения спортивного, а то и уголовного права. Одни говорят - по факту имел место призыв к насилию, иные - даёшь 5 матчей без зрителей, третьи опять утверждаются в мысли "Может ли вообще что доброе быть с Кавказа?".

Василий Уткин, впрочем, написал нравственный текст, однако нравственность вышла какая-то излишне интеллигентская, непонятная - вроде как Кадыров точно неправ, но и мы не лучше, а потому, как писал классик, виноваты все, а мир несовершенен, и надо нам, пердунам, с этим примириться. Мудро, но скучно.

Не будем уподобляться КДК и его ненавистникам, подавим инстинктивный страх лермонтовских строчек "Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал", но постараемся отстраниться и от великорусского национализма. Или шовинизма, всё время забываю, как правильно. Попробуем оценить поступок неизвестного героя Ахмад-Арены с Православной точки зрения. Для простоты представим, что рёк в микрофон действительно Кадыров, благо он сам это разрешил.

Итак, мы видим гнев, овладевший человеком в момент удаления Уциева и вспоминаем Иоанна Златоуста: "Гнев - сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным." Согласно катехизису Петра Могилы, гнев принадлежит к первому виду смертных грехов - то есть к тем, которые являются питательной почвой для появления других, тягчайших.

Мы видим злословие в адрес принципиального арбитра Вилкова - в скобках хочу добавить, что я в тот момент действительно испугался за судью. Мог он стать мучеником за правду. Злословие не является ужасным грехом, и я полностью согласен со своим любимым апостолом - Иаковом, который считает, что "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело". Понятно, что Рамзан Ахмадович вряд ли из совершенных людей, так что тут можно отнестись с разумным снисхождением.

Мы видим - сознательную или несознательную - попытку соблазнения малых сих, зрителей на стадионе, Этот поступок не так просто классифицировать, но слова Спасителя о том, что "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" надо помнить. Не будем сейчас вдаваться в рассуждения о том, веруют ли болельщики Терека в Иисуса Христа, но тем не менее.

Впрочем, всё это по большому счету не так страшно и важно. Прав Уткин, все мы грешны и неча на зеркало пенять. Реально ужасно то, что нет раскаяния, зато в изобилии процвёл, возможно, главный смертный грех - гордыня. Человек мог бы извиниться, признать, что,мол, шайтан попутал, был неправ, простите, готов понести наказание - кстати, мне наивному почему-то кажется, что Кадыров - человек, который вполне мог бы так поступить. От неспокойного, агрессивного, но искреннего сердца. И, думаю, любой адекватный человек (понятно, не берём тех, у которых вид овцы вызывает не мечту о плове, а воспоминание о возбужденных горцах) понял, бы, посердился и простил. Но нет. Гордыня, вызов, превратное представление о чести. Это отвратительно, это от дьявола. Как говорил святой, в честь которого меня крестили, Антоний Великий, "пришли в смятение ангелы, и претворились в демонов по причине гордости сердца". Очень жалко и грустно. Впрочем, раскаяние далеко не всегда приходит сразу, и ничего ещё не потеряно - Господь относится к работникам, пришедшим в двенадцатом часу не хуже, чем к пришедшим в третьем. Будем надеяться, может матч без зрителей поспособствует исцелению.

Я Православный, но верю, что праведные мусульмане спасутся...