Женщина, которая порвёт. Как «Барселона» победила «Милан».
На прошлой неделе «Барселона» героически и, как говорят, зло выиграла у «Милана», чего, кажется, от неё уже никто не ждал. Никита Петухов как болельщик “Барселоны” пересматривает этот матч и удивляется известным, вроде бы, вещам.
На замедленном повторе это видно очень хорошо. После первого гола Жерар Пике прыгает на каталонскую кучу-малу, в которой формально собрались всего пять футболистов «Барселоны», а ментально присутствовала многотысячная толпа её бессовестных болельщиков. Потом несколько раз выкрикивает что-то короткое и грозно взмахивает кулаком. Что он кричит? Я не умею читать по губам, а если бы и умел, толку от этого было бы чуть, потому что я не знаю ни испанского, ни каталонского. Но что с того – игру я смотрел в записи, через сутки после того как она уже произошла, смотрел, находясь на многотысячекилометровом удалении от сколько-нибудь крупных центров мирового спорта и, тем более, моды; короче, уж в чём-в чём, а в свободе толкования происходящего на экране я мог себя не ограничивать. И я на автомате, не задумываясь, вложил в уста Пике по-евсеевски ёмкое «Вот вам!». «Февральский спад», «Барселона уже не та», «Хави только до 70-ой» и моё любимое «атака сузилась до ширины штрафной» - вот вам, разумеется, всем.
Задача «Барсы» на ответную игру одной восьмой, если подумать, очень хорошо знакома многим пользователям sports.ru – и любого другого спортивного сайта, впрочем. Особенно хорошо – тем, кто, подрубив приставку к телевизору и вместив в неё соответствующий диск, пытался на досуге отыграть образовавшийся миланский гандикап – или, ну а вдруг, сохранить его (я очень вовремя избавился от своего экземпляра плейстейшн, а то так бы и провёл начало весны в тщетных попытках отомстить «Реалу» и «Милану»). Это в мире большого реального спорта игровая схема «Барселоны» была важной и сложной задачей, над которой думают все, а решают избранные, по телефону из США. В мире, проектируемом умниками из EA Sport, всё гораздо проще. Моя виртуальная карьера таких эпизодов повидала изрядно – в том числе и в игрушечном плей-офф ЛЧ. Легендарный уровень, знаете ли, не шутки – отхватить трёшку в гостях можно и от «Порту», а если в финале, то и от «Херенвена»; по меркам игры “FIFA 13” 0:2 в гостях у “Милана” это ещё по-божески. Самая очевидная тренерская установка, которую на домашний матч с джойстиком в руках ставишь перед самим собой – вообще не отдавать мяч сопернику и почаще отдавать его Месси. Игра «Барселоны» 12 марта 2013 года тот редкий случай, когда реальные методы совпали с виртуальными.
«Февральский спад», «Барселона уже не та», «Хави только до 70-ой» и моё любимое «атака сузилась до ширины штрафной» - вот вам, разумеется, всем.
Другое дело, что даже такую крайне простую схему не всегда легко реализовать на практике. После матча ведь так и сказали, что случился великий камбэк – его действительно прежде не случалось. Ради уточнения контекста, повторю очевидное: отыграться после поражений великой и ужасной «Барселоне» удавалось всего раз – с «Арсеналом» (10/11), где Ван Перси выгнали за вторую жёлтую (удар после свистка). Не то чтобы тут важна история команды – просто по факту, на заказ громить сильного соперника это очень непростое дело для любого состава “Барселоны”, даже не ослабленного потерями. Особенно если в составе соперника играет человек с самой удивительной причёской на свете. Тут, как и в компьютерной игре, при всех умениях и мастерстве, очень важно как пойдёт.
Пошло. Первый гол «Барселона» забила ногой Месси, в очень характерном эпизоде в том числе и для FIFA 13 – мяч держится, забирается и не отдаётся, но несмотря на преимущество, в штрафную тебя не пускают, поэтому момент для удара приходится улучать на линии входа в неё. Пас Месси, тот принял – ударил – попал: в виртуальном футболе это удар на исполнение: кнопка удара плюс верхний левый шифт. Ну и преимущество, да – к первому пропущенному «Милан» раз пять дотронулся до мяча, каждым касанием отпихивая его подальше от собственных ворот. Это тот самый пинбол, о котором мы так много слышали. После гола пошло не намного проще – «Барса» вступала в борьбу ровно в тех местах, где теряла мяч, тотально выигрывала все единоборства, вдруг включила опцию «дальние удары» и производила крайне мощное впечатление. Выход из-под прессинга требовал от итальянцев сверхзвуковых скоростей в контроле мяча, к чему они конечно же не готовы. Итог этому периоду игры звонко подвёл умница Генич – «Давненько «Милан» не попадал под такой пресс. В последних турах «Серии А» он сам прижимал соперника к воротам».
К первому пропущенному мячу «Милан» раз пять дотронулся до мяча, каждым касанием отпихивая его подальше от собственных ворот. Это называется "пинбол".
Формально быстрый гол – всего полдела. Даже меньше, если учесть, сколько очков получал «Милан» при забитом в гостях. Но тут конечно важнее не формальный подсчёт единиц, а, извините, эмоции. Когда Пике сделал это выдуманное «Вот вам!», стало понятно, что это будет за игра – и за неё стало как-то сразу спокойно. Мы можем пропустить, можем не пройти, но это будет прекрасная битва, из которой мы не уйдём просто так. Давить все 90 минут ведь тоже не получится – где-то придёт в себя соперник, где-то не хватит дыхалочки. Зазвучал новый ритм игры, «Милан» немного разбегался, «Барселона» начала ловить его на образующихся пространствах. Доловилась, как это часто случается в её реальной практике и случалось в моей, виртуальной - после первой в матче испанской атаки сходу, нападающий «Милана» Ньянг обнаружил себя бегущим на рандеву в Виктором Вальдесом. Представляю удивление француза; вот уж где пригодилось спокойствие – тому, у кого оно было. Крупный план нам подсказывает: француз бедром кидает мяч себе на ход, мельтешит на линии штрафной, подбирает ногу и успевает ударить в тот последний момент, когда это ещё имело хоть какой-то смысл; Вальдес спокойно сокращает дистанцию и плюхается в противоположную от удара сторону. Легко говорить «ничего страшного», когда знаешь итоговый счёт и он 4:0. Ну и правда, чего страшного – штанга же; в ответной атаке Месси получает мяч там же, где и в первый раз, но времени у него заметно больше – опытные геймеры такие моменты щёлкают как орешки. Пару шагов поближе к центру – и сильный, низом, удар в противоход; Месси для таких ситуаций самый подходящий человек. Константин Генич иронично подводит итог тайму, в котором каталонцы отыграли весь миланский гандикап. «Барселона» большую часть тайма играла лучше».
В этом месте на авансцену очень просится следующее замечание – «в Нью-Йорке, тем временем, начинался день». Недавно приходилось читать, что, мол, мы привыкли к тому, что «Барселону» может тренировать любой, а на самом деле это, де, не так. Со многих точек зрения, матч с «Миланом» яркое доказательство тому, что может. Но не любой, а она сама себя. С первых минут за каталонцев вышел их золотой состав – с Вильей и Педро, без Фабрегаса и двумя оговорками в виде Маскерано и Альбы – на уровне тренерского решения это формулируется как «поменять, ничего не меняя». Роура во время игры выглядит дирижёром при выключенном свете – оркестр давно играет сам по себе, а он продолжает отчаянно взмахивать палочкой, мол, работа такая. Я не верю, пусть и заблуждаясь, что выигранные единоборства это нечто предусмотренное только тренерской мыслью. “Ребята, сегодня выиграем все отскоки, а ты, Альба, будь быстрее ветра” - ну нет, поправляйте и ругайте меня, но разве это так решается? В этой связи смущает – очень смущает – ход с Вильей, который в атаке смещался в центр, при обороне опускался на край, оттягивая внимание защитников – уж чего-чего, а оперативных, конкретных тренерских решений в последнее время видно не было; а это ведь оно самое. Получив мяч от Хави, как раз Давид делает пару шагов и выверенным, каким и на консоли обладает только он, ударом, крутит мяч мимо Аббьятти.
Роура во время игры выглядит дирижёром при выключенном свете – оркестр давно играет сам по себе, а он продолжает отчаянно взмахивать палочкой, мол, работа такая.
У цифрового разума FIFA 13 существует мерзкое свойство. Какая бы команда не уступала тебе в счёте какой угодно степени разгромности, в конце ты неминуемо будешь прижат к воротам и пропустишь как минимум один. Или элегантно выйдешь из-под жутчайшего прессинга и забьёшь сам. Третьего не дано.“Обычно “Барселона” в таких случаях держит мяч до самого финального свистка” - прокомментировал Константин Генич хлёсткие, спонтанные напрыги итальянцев, которые в матчах сопоставимых по классу команд случаются всегда. Напрыг сорвался, выход из-под прессинга получился не самым элегантным, но всё же - и получать прострел с правого фланга полетели два игрока в сине-гранатовых футболках. Но разве угонишься за тем, кто быстрее ветра.
Недавно я уже видел один блистательный матч с участием «Барселоны». В нём комментатор Уткин на каких-то необъяснимых основаниях требовал от “Камп Ноу” аплодисментов для Криштиану Роналду и обвинял в тонкости кишки трибуны, которые при 0:3 пели свой гимн. После этого я видел ещё один матч, без участия «Барселоны», который стал великим после слов Моуринью. Непросто придумать прилагательное для игры, в которой твоя, мягко говоря, любимая команда выигрывает 4:0 – поэтому я обращусь к мэтрам. Тот же самый Василий Уткин, который имеет привычку говорить самые ёмкие и важные слова про команды, которые были мне дороги, в том ответном матче с «Арсеналом» после гола «Барсы» в эмоциональном, видимо, порыве, глядя на каталонскую радость (не Месси, а процесс) сказал – «Tот, кто не играл в Барселоне, не был по-настоящему счастлив». Очень велик соблазн повесить эту фразу над дверями всего нынешнего периода жизни каталонской команды, но есть поправка – знаете, мне кажется, что совсем не обязательно именно играть.
Поправочка, умничка Хави автор гениальной передачи. Спасибо
Продолжайте, подписался.