Российский футбол - палка
Зенит и Анжи вылетели из Лиги Европы. В самом этом факте нет ничего удивительного. Зенит никогда не отличался стабильностью на европейской арене: обыграть Ливерпуль, чтобы проиграть Базелю – в порядке вещей. Анжи в нынешней формации вообще не имеет никакого опыта выступлений в еврокубках.
Вообще, конечно, «фаворитизм» - устоявшийся бич российского футбола. Слить аутсайдеру – привычное дело. Один только Халк стоит больше всех игроков Базеля вместе взятых. Да и сороки были явными аутсайдерами в паре Анжи – Ньюкасл.
Представьте себе, три клуба могли представлять Россию в ¼ Лиги Европы. Вот это был бы эффект на всю матушку Европу! «Российский футбол встал с колен. Вливание бабла оправдано», - кричали бы аналитики и фанаты. Но, к сожалению, увы и ах – очередной фэйл. На мой взгляд – закономерный. Неудача, которую теперь нужно разводить красивыми словами и отмазками.
PR ради денег и против футбола
В этом году Газпром стал спонсором Лиги Чемпионов. Боссы заявили, что нужно повышать узнаваемость бренда в Европе. Низкое качество российской лиги и стройка века (в прямом смысле этого слова) видимо заботят их меньше.
Дойди Зенит до финала Лиги Европы, Газпрому бы удалось охватить своей «рекламной кампанией» сразу два главных европейских клубных турнира. Все-таки смотрибельность финала Лиги Европы не такая маленькая. Пару фирменных пасов от Ромы Широкова в «газпромовской футболке» обеспечили бы небольшой профицит по мерчендайзингу. В реальности же – очередной фэйл с 11-ти метров.
Кроме того, если бы ФК Шальке, титульным спонсором которого тоже является Газпром, не вылетел из Лиги Чемпионов, то у «газовиков» было бы сразу два клуба в разных турнирах. И это не считая рекламы по ТВ, стадиону и около. Идеальный шторм рекламной кампании Газпрома пронесся бы по Европе.
Однако Миллер не унывает, подумаешь 100 миллионов евро на Халка и Витцеля и какие-то жалкие десятки миллионов евро профита от выступления в Лиге Европы. Недобор по финансам всегда можно скрасить красивыми стихами в адрес Лучано, народ оценит и поймет.
Газпром вливает деньги, прежде всего в свою собственную рекламу. Громкая покупка – хороший инфошум – отличный пиар. Зенит от этих финансовых кампаний, на мой взгляд, только теряет в игре. Да и сама рекламная кампания Газпрома в футболе не даст на выходе нужного результата. Это все сиюминутный «успех» на фоне древней футбольной инфраструктуры и «спортивных распилов» в России.
Система стабильного успеха
Зенит, как и Спартак, Локомотив и ЦСКА в свое время, в Европе смог выстрелить только однажды. Нет стабильности – нет класса. Нет класса – низкий уровень. Приходится констатировать – российский футбол на том же низком уровне.
Стадионов – нет; посещаемости – нет; инфраструктуры – нет; успехов – нет. Единственное ноу-хау – это покупка именитых футболистов в тридорого. Однако этот избранный путь с покупкой классных футболистов себя не оправдывает – результатов в Европе нет. Но зато клубам с деньгами успешно удалось забить на развитие российской футбольной лиги. Какой толк от Халка и Это’о, если с тренерских скамеек слезает краска, на трибуне - три с половиной человека, на поле можно укладывать асфальт, и все это приправлено отборным матом со всех возможных сторон?!
Внутренний чемпионат играется на стадионах, построенных при Брежневе. А руководители клубов мечтают об успехах в Европе. Успехов в Европе можно добиваться, только если поднять внутренний чемпионат на должный уровень. И это не обязательно дорогие футболисты, но обязательно – инфраструктура, как в той же Швейцарии.
Необходимо избавиться от систематического подхода российских клубов: штурмуем Европу, рывок – победа, последующий долголетний регресс. Победы придут и без этих рывков с последующим регрессом, если будет система стабильного успеха. Стрелять в Европе раз в пять лет – удел палки. Иметь стабильно 3-4 клуба в 1/4 ЛЕ и ЛЧ – удел мастеров. Страны мастера в футболе – это Италия, Англия, Испания, Германия и даже Франция. Россия в футболе – палка. Пока еще - палка.