Кей Камара. Путь от беженца к национальной звезде
Далеко не про каждого футболиста снимают документальный фильм, тем более про ещё не завершившего карьеру. 28-летний Кей Камара, показ короткомеражки о котором прошёл вчера в Норвиче, действительно достоин такой чести.
Футбольные достижения Кея в мировом масштабе не такие уж и примечательные – несколько лет в МЛС, январская аренда в «Норвиче» и пока один гол в четырёх матчах за него. Однако, оглядываясь на жизненный путь Камара, его упорством можно лишь восхититься и вдохновиться.
Очень многое о Камара говорит его дата и место рождения: 1 сентября 1984, город Кенема в Сьерра-Леоне. Второй город государства, являющегося бедным даже по африканским меркам (174 место из 180 по уровню ВВП на душу населения (871 доллар) по данным Всемирного Банка), где по сути единственным доходным промыслом является добыча алмазов, борьба за право на которую в итоге обернулась для народа кровавой бойней.
Когда Кею было четыре года, его мать покинула страну для работы в США, чтобы прокормить семью, в которой не было отца. С тех пор Камара с кучей братьев воспитывался тётей. А уже в семь лет Камара застал начало гражданской войны, развернувшейся в итоге на десять лет, стоившей стране десятков тысяч убитых и покалеченных и оставившей значительную часть страны разграбленной. Такая участь постигла в том числе школу Кея. «Он сидел в классе, внезапно раздались взрывы и все начали бежать», - говорит Дейв ЛаМаттина, режиссёр документального фильма, рассказывающего историю превращения Камара из беженца в национальную суперзвезду. «Он перепрыгивал через трупы, терял из виду своих братьев и возвращался, чтобы найти их. С того дня, как начались бомбёжки, он стал беженцем. Он бежал в столицу Фритаун, затем в Гамбию и США. Его обучение было прервано, поэтому он был отстающим среди одноклассников. Он перешёл к футболу и спорту в целом – он был также действительно хорошим волейболистом».
После разрушения своей школы, Кей с братьями и тётей бежал в столицу страны Фритаун, где вероятность лечь спать и проснуться всё же была выше, но насилие было также на каждом шагу, вплоть до вспрарывания солдатами животов беременным женщинам. Со временем Камара стал способен распознавать тип оружия по издаваемым им выстрелам: «Дошло до того, что я стал привыкать к этому. Ранее я убегал и прятался под кроватью. Но через некоторое время это стало как музыка для моих ушей». Тем не менее, фактическое отсутствие настоящего детства не могло не сказаться на нём, Кей рассказывает также о том, как повстанцы грабили его гардероб и как он временами плакал и молил о том, чтобы остаться в живых.
В конце концов, судьба подарила Кею шанс. Семье удалось в 1999 перебраться в соседнюю Гамбию. А ещё через год в рамках программы беженцев Камара счастливым образом воссоединился со своей матерью в Калифорнии и начал посещать местный колледж Домингес-Хиллз. Успехов в учёбе он уже не мог добиться и полностью сосредоточился на игре за футбольную команду колледжа. Благодаря своей удачной игре Кей оказался на драфте в МЛС и в 21 год дебютировал во взрослом футболе в «Коламбус Крю». После этого он успел поиграть за «Сан Хосе Эрфквейкс», «Хьюстон Динамос» и «Спортинг Канзас Сити», запомнившись прежде всего своей работоспособностью и везде быв любимчиком публики благодаря своей доброте и жизнерадостности.
Тренер «Хьюстона» Доминик Киннеар говорит о Камара: «У него слегка беззаботный дух. И он очень хороший человек. Он любит быть шутником и парнем, устраивающим разные розыгрыши. Но он оставляет это вне игры, относясь к футболу очень серьёзно. То, где он был и чего добился сейчас – для меня это история большой стойкости и пользы от нахождения рядом с хорошими людьми. В последние три года, по моему мнению, он был одним из лучших в МЛС. Кажется, сейчас правильное время для перехода в Англию. Он созрел для этого. Всё, что он делал последние три года в МЛС, определило его в разряд топ-игроков, поэтому я не удивлён, что английские команды заинтересовались им. И я не удивлён, что он пока справляется и там».
Камара очень возбуждён от своего перехода и называет его «благословением». А его энтузиазм, постоянная улыбка, танцы после гола и повсеместная жизнерадостность снискали расположение болельщиков «Норвича» уже после четырёх игр за клуб. Он первый раз вышел в основе в субботнем безголевом матче с «Саутгемптоном» и стал первым сьерралеонцем, отличившимся в премьер-лиге, забив головой после выхода на замену с «Эвертоном» чуть ранее. ЛаМаттина добавляет: «Кей постоянно становится лучше. Он скажет вам, что не был даже лучшим футболистом в своём городе и что его братья играли лучше него. Но он поступил в калифорнийский колледж, стал одним из лучших игроков в МЛС и попал в Премьер-лигу. Он продолжает превосходить ожидания».
И свою работу Камара выполняет не просто для того, чтобы наконец комфортно жить. Он считает своей миссией помочь родной стране, во время гимна которой он плакал в дебютном матче за сборную. Кей стремится сменить образ Сьерра-Леоне с забрызганной кровью земли на вид яркой и смотрящей вперёд страны. Камара является одним из главных лиц благотворительной организации «Schools for Salone», занимающейся восстановлением разрушенных в ходе гражданской войны культурных объектов. Благодаря деятельности «Schools for Salone» в Сьерра-Леоне уже построено 14 школ и 2 библиотеки (помочь организации можно, пройдя по ссылке). «Очень много людей становятся жестокими и закрытыми, когда проходят через такое. Но Кей жизнелюбивый и искренний парень. Он тот, кто держит Сьерра-Леоне в своём сердце и старается распространить миру сообщение о том, что Сьерра-Леоне не страна из фильма «Кровавый алмаз». Безусловно, это развивающаяся страна, восстанавливающая после войны. Но она полна людей, похожих на Кея», - продолжает рассказ ЛаМатинна.
Камара становится сродни герою нации, помогая ей материально и вдохновляя своим примером детей. Огромное количество людей собираются вместе в кинотеатрах, платя по 15 пенсов для того, чтобы понаблюдать за становлением соотечественника как игрока АПЛ. Рассказывает местный спортивный журналист Питер Макиеу: «Премьер-лига – самый популярный турнир в Сьерра-Леоне. Люди мечтали увидеть сьерралеонского игрока, выступающего в ней. Вы видите детей на улице с семи утра до семи ночи. Каждый из них хочет стать профессиональным футболистом. Каждый матч «Норвича» кинотеатры заполняются людьми, смотрящими на Кея Камара. Они были некоторое время разочарованы, потому что большую часть матчей он сидел на скамейке. Но когда он забил «Эвертону», вся страна была счастлива. Я не мог сдержать своих эмоций. Ранее всем было наплевать на «Норвич». Но сейчас каждый в Сьерра-Леоне хочет смотреть их матчи».
Подытоживает ЛаМаттина: «Думаю, для иного футболиста такого рода успех был бы незначительным. Но Кей рассказывает о Сьерра-Леоне на каждом шагу и всякий раз, когда он добивается успеха на поле, это привлекает внимание и к его стране. В итоге люди в Канзасе начали говорить о Сьерра-Леоне. Думаю, это произойдёт и в Норвиче».
Задачей Камара-футболиста сейчас является закрепление в составе «Норвича» и переход в клуб уже на постоянный контракт. Задача Камара–сына своей нации куда шире, и хочется пожелать этому весёлому парню с открытым сердцем удачи в решении обеих.
Трейлер к документальному фильму «Кей»
Цитаты взяты из статей Криса Осборна, BBC и Кристиана Дайера, ESPN
И очень надеюсь, что у Кея Камара всё получится.
Спасибо, Святослав!
Молодец паря. Головой просто царски играет. Прыжок у него хороший - не зря в волейбол играл. =)
Автору спаибо за статью.
вот его гол против Эвертона. За парня рад, не знал его историю, только мимолетом слышал от комментаторов. Надеюсь, у него все сложится в Англии.
За статью огромное спасибо.
Камара огромный респект, пережив такое, ты становишься настоящей личностью.