Асхабадзе: «С Карпиным общаемся ежедневно»
Гендиректор "Спартака" Роман Асхабадзе подвёл итоги трансферной компании, рассказал о договоре с "Открытием" и политике реализации билетов.
ВСЯ КОМАНДА БЫЛА ЗАРЯЖЕНА НА РАБОТУ
— Роман Гурамович, хотелось бы узнать ваше мнение о состоянии дел в команде на сегодня.
— Вопрос этот, как правило, принято задавать главному тренеру. Для того чтобы полноценно оценивать состояние команды с точки зрения спортивного аспекта, нужно постоянно находиться рядом с ней. Я заезжал всего на несколько дней на сборы. То, что увидел, могу оценить со стороны, но не со спортивной точки зрения, а только в плане психологического микроклимата и самоотдачи.
Мне показалось, что коллектив очень слаженно работал начиная с самого первого сбора. Разговаривал с некоторыми ребятами, все довольны. Наверное, для любого тренера самое главное в работе заключается не только в физическом состоянии команды и тактической оснащенности игроков, но еще и в психологии. Поговорив с футболистами, понял, что никаких проблем внутри коллектива нет. Все были заряжены на работу, у всех горели глаза.
— Вас периодически можно видеть на тренировках, вы приезжаете на сборы. Для вас важно постоянно находиться в контакте с игроками и главным тренером?
— С точки зрения правильно выстроенного менеджмента необходимо интересоваться теми условиями, которые созданы на сборах для команды. И, если возникают какие-то проблемы, оперативно реагировать и устранять их. На сборы приезжал всего на пару дней, в большей степени ради того, чтобы посмотреть контрольный матч. Прилетал на три дня на первый сбор в Абу-Даби, на втором сборе не был вообще, а на третий приезжал в последние дни – также для того, чтобы посмотреть контрольную игру и пообщаться с тренерским штабом. В первую очередь на предмет закрытия трансферного окна.
— Давайте и мы остановимся на этом вопросе поподробнее. Остались ли вы довольны итогами этого трансферного окна, и остался ли доволен главный тренер, который обычно обращается к гендиректору с просьбой купить нужных ему футболистов?
— Что касается мнения Валерия Карпина, то вопрос нужно адресовать ему. Хотя никаких проблем со взаимопониманием в этом плане у нас не возникало. Само собой, в команде не может появиться игрок, если его не хочет видеть тренерский штаб. Естественно, все шаги по приобретению новичков утверждались совместно с главным тренером. Еще в прошлом году, когда Валерий Георгиевич был генеральным директором, некоторые трансферные вопросы мы решали с ним вдвоем.
Если же говорить о сегодняшнем дне, то, думаю, никто со мной не будет спорить, если скажу, что итоги трансферной компании нужно будет оценивать по тем результатам, которых добьется команда. На все эти вопросы ответы дадут только официальные игры. Ведь, как известно, привезти можно даже Месси или Роналду, а команда при этом может не дать результата.
— Есть ли какие-то трансферы, которые не состоялись?
— Скажу, что все сделки, которые было реально осуществить, состоялись. Это касается и Огнена Вукоевича, чей трансфер и заявку мы оформляли в самый последний день. Что касается ухода футболистов, то наши задачи были реализованы примерно на 90 процентов. В аренду, к примеру, ушли Веллитон, Махмудов, Де Зеув, Обухов. Наш клуб придерживается мнения, что футболист обязательно должен получать игровую практику. Надеемся, что у ребят она появится, а мы уже впоследствии будем принимать решение о дальнейшей судьбе этих игроков.
— Давайте подробнее поговорим о трансфере Огнена Вукоевича. Для многих его появление в команде стало неожиданностью…
— А так ли часто трансфер бывает ожидаемым?
— Бывает, что информация просачивается в прессу и, когда сделка совершается, никто не удивлен. Но Вукоевич – не тот случай.
— Думаю, трансфер Вукоевича мог показаться кому-то неожиданным в связи с тем, что сделка состоялась в последний день трансферного окна. Кандидатуру хорвата мы рассматривали еще в прошлом году, но тогда до конкретики дело не дошло. Однако в связи с травмой Кима Чельстрема вопрос о появлении в команде Вукоевича вновь стал актуальным, и мы снова к нему вернулись.
К счастью, нам довольно быстро удалось договориться как с самим футболистом, так и с киевским "Динамо". Аренда Вукоевича видится очень правильным и логичным шагом: мы надеемся, что хорват закроет проблемную зону. Вукоевич находится в "Спартаке" в аренде, у нас будет время проверить его в деле и принять по итогам первенства решение, воспользоваться опцией выкупа или нет.
— Имели ли под собой основания слухи о покупке Глушакова и о том, что Горбатенко мог оказаться в "Севилье"?
— По поводу Глушакова скажу только, что это действительно был всего лишь слух. Как это часто бывает в случае с трансферами. Что же касается Горбатенко, то о нем я точно так же, как и вы, прочитал в Интернете.
ДОБАВИЛАСЬ ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
— Игроки отмечают, что Валерий Карпин стал спокойнее, перестав совмещать две должности. Как теперь в "Спартаке" налажено взаимодействие между главным тренером и генеральным директором?
— Мы общаемся каждый день. Мне очень интересна жизнь команды. Более того, считаю, что клубный менеджер обязан интересоваться, все ли хорошо внутри нее, важно быть в курсе ситуации, чтобы решать проблемы, а лучше предотвращать их. Моя задача – создавать все условия для нормальной жизнедеятельности команды, как для футболистов, так и для тренерского штаба. А для того, чтобы успешно справляться с этой задачей, надо всем этим жить. Поэтому самое важное – вопрос коммуникации с главным тренером. У нас в этом плане нет никаких проблем.
— Можно ли сказать, что, будучи заместителем генерального директора, вы научились чему-то у Валерия Карпина и используете эти навыки сейчас?
— Считаю, что учиться нужно у всех людей. Мне нужно учиться и у вас, журналистов, и у своих подчиненных. Все мы учимся. Если мне не изменяет память, про Рокфеллера была написана такая фраза: "Он умел управлять людьми умнее его". Естественно, работая заместителем Валерия Георгиевича, я смотрел, как он работает, учился и анализировал. Но это касается не только его. Стараюсь учиться и у других профессионалов, которые окружают меня в "Спартаке". Пожалуй, соглашусь, что Валерий Георгиевич теперь стал спокойнее, потому что совмещение постов отнимало у него не только колоссальное количество времени, но и множество физических и психологических сил. Теперь, став генеральным директором, я четко осознал, как ему было тяжело.
— Зато ваше взаимопонимание наверняка облегчает то, что Карпин по собственному опыту прекрасно знает, с чем вам приходится сталкиваться.
— Конечно. Хотя у нас и до его возвращения к тренерской деятельности всегда был слаженный коллектив. Это касается не только нас двоих, но и руководителей других департаментов клуба – спортивного, финансового директоров и так далее. Теперь же Валерий Георгиевич уже может, скажем так, по-другому посмотреть на мир – глазами тренера.
— Наверное, удивительный мир открывается…
— Думаю, да. А главное, этот мир должен человеку нравиться. Приезжая периодически на сборы, видел, что Валерий Карпин всем этим живет. И тот огонек, что я увидел в его глазах, передался футболистам — как обычно передаются команде эмоции лидера.
— Предположу, что ваши обязанности генерального директора остались примерно теми же, что и были, когда вы являлись его заместителем. Так ли это?
— Если честно, то да, фундаментально с тех пор ничего не изменилось. Единственное серьезное отличие – добавилась огромная ответственность перед болельщиками, акционерами…
— В интервью нашему сайту вы уже рассказывали о вашем взаимодействии с Леонидом Федуном. Насколько глубок его интерес к внутриклубным, бытовым вопросам?
— Мы встречаемся практически каждую неделю, и Леонида Арнольдовича интересует абсолютно все, что происходит в клубе. Думаю, не секрет, что он искренне переживает за команду и всегда пытается помочь в решении любого вопроса. И это касается не только менеджмента,но и работы с ветеранами, спартаковской академии.
— Давайте поговорим о новом стадионе "Спартака". Почему клуб решил сотрудничать именно с финансовой корпорацией "Открытие"? Были ли другие варианты?
— Конечно, клуб с таким брендом, как "Спартак", вызывает интерес у многих спонсоров. Да, была заинтересованность со стороны нескольких корпораций, но выбрали именно банк "Открытие". У нас появился серьезный стратегический партнер и финансовая опора. Особенно это будет важно для нас в условиях финансового fair play. Думаю, о такой крупной корпорации в качестве партнера может мечтать любой клуб, и не только в России, но и в Европе.
Помимо нейминга "Открытие" готово поддерживать и другие проекты "Спартака", и для нас это не менее важно, чем финансовая составляющая. Сейчас уже практически достигнута договоренность о том, что со следующего сезона компания станет еще и одним из официальных спонсоров клуба. Руководители корпорации искренне переживают за "Спартак", они даже пошли на изменение цветов их логотипа в данном проекте, на что вообще корпорации готовы идти крайне редко. Мы поняли, что "Открытие" с нами надолго: все-таки шесть лет — это немалый срок. Поэтому и сделали выбор в их пользу.
— То есть проблемы со сменой цвета логотипа стадиона, о которой писали некоторые СМИ, на самом деле не было?
— Это были чистой воды слухи и даже, пожалуй, провокация. Мы уже давали комментарии на эту тему. Обязательную красно-белую цветовую гамму мы проговаривали со всеми кандидатами, это было одно из главных условий. И со стороны "Открытия" никаких возражений не было.
— Кому принадлежала красивая идея назвать трибуны нового стадиона именем знаменитых спартаковцев?
— Первым ее озвучил Леонид Арнольдович Федун.
САМАЯ БОЛЬШАЯ МЕЧТА — ЧЕМПИОНСТВО
— Какова политика клуба в отношении реализации билетов по паспортам, о которой в последнее время много говорят?
— Большинство представителей СМИ, обращаясь к клубам с этим вопросом, некорректно его формулируют. Не стоит говорить исключительно о паспорте, необходимо использовать термин "документ, удостоверяющий личность". У нас еще не готова на сто процентов база для того, чтобы в полной мере реализовать все требования. И, полагаю, у большинства других клубов — тоже.
Мы работаем над реализацией этой задачи и, думаю, к лету ее решим. Полагаю, что в этом вопросе "Спартак" продвинулся дальше, чем многие, потому что уже несколько лет мы продаем наши абонементы по документам, удостоверяющим личность. Благодаря покупке абонемента болельщики избавляют себя от множества проблем. И при покупке электронных билетов, процент продажи которых за последний год вырос в два с половиной раза, человек тоже оставляет свои данные.
При продаже бумажных билетов мы будем просить болельщика предъявить документ, будь то паспорт, права, военный билет или фан-карта, которых у нас реализовано около 15 000, не считая владельцев абонементов. Карта болельщиков также персонифицирована, она содержит в себе личные данные человека. И все это делается в первую очередь ради удобства и безопасности самих же людей.
— Что очень важно в наших современных реалиях.
— Безусловно, очень важно, и я готов это повторять, чтобы наши болельщики поняли, для чего мы все это делаем. Более того, в ближайшем будущем хотим сделать так, чтобы на билете были выбиты фамилия и имя болельщика, ведь многие коллекционируют разные вещи, связанные с любимым клубом, в том числе и билеты.
— Давайте поговорим об идее объединенного чемпионата. Изменилась ли позиция клуба по данному вопросу, учитывая, что на заседании, посвященном объединенному чемпионату, все же присутствовали представители "Спартака"?
— Когда я давал интервью Чемпионату.com, то говорил о том, что именно генерального директора не будет на этом заседании. И меня там не было. На сегодняшний день конкретика по данному вопросу так и не появилась, а всем клубам без исключения необходимо услышать что-то конкретное, в первую очередь по финансовым гарантиям, для того чтобы детально обсуждать эту тему. Ведь так или иначе все задумываются о финансовом fair play, поскольку никто не хочет в один прекрасный день получить запрет на участие в еврокубках.
— Невозможно не отметить, что вы в довольно раннем возрасте добились очень многого. Вы – гендиректор "Спартака". Это то, о чем вы мечтали?
— Я мечтал работать в "Спартаке". Со студенческих лет нигде, кроме футбола, не трудился. Когда чего-то очень сильно хочешь и прилагаешь максимум усилий, то мечты становятся реальностью.
— Ваша жизнь изменилась за последние годы, когда стали работать заместителем гендиректора, а впоследствии и гендиректором?
— Просто кроме работы в жизни ничего нет. Это и неудивительно, ведь такому клубу, как "Спартак", нельзя посвящать меньше 24 часов в сутки. Кроме того, появилась огромная ответственность и еще более пристальное внимание со стороны.
— Вы – успешный человек. Вам наверняка приходится сталкиваться с человеческой завистью.
— Совру, если скажу, что нет. Естественно, я сталкивался с ней и продолжаю сталкиваться. Но считаю, что любое человеческое мнение, даже основанное на зависти, нужно понимать. И даже ценить.
— Как справляетесь с этим давлением?
— Очень просто. Продолжаю работать.
— У меня последний вопрос. О чем мечтает генеральный директор "Спартака" Роман Асхабадзе?
— О чемпионстве. Если хотите услышать какие-то философские размышления о моей мечте, то скажу вам вот что. Когда ты стоишь на стадионе и смотришь, как собираются болельщики, а потом начинается игра, ты получаешь адреналин. И еще больше адреналина, если матч заканчивается победой "Спартака". И это ни с чем не сравнимые эмоции. Поэтому чемпионство – самая большая мечта для всех людей, которые трудятся на благо "Спартака" круглые сутки.