Все президенты итальянских клубов. От Аньелли до Челлино
Аурелио Де Лаурентис («Наполи»)
Как давно: с августа 2004 года.
Интересы вне футбола: кинопродюсирование, предпринимательство, президент Национального союза кинопродюсеров.
Как это было: Так могло случиться, что клуба «Наполи» на карте Серии А на сегодня попросту бы не было, если бы на свет не появился Аурелио Де Лаурентис. Первоначально его семья проживала недалеко от Неаполя, в местечке Торре-Аннунциата, однако сам Аурелио родился в столице Италии – Риме.
Сын итальянского продюсера просто не мог не найти себя в киноиндустрии. Основанная им Filmauro является ведущей компанией в области производства и распространения итальянских и иностранных кинолент. Этот бизнес они вместе с его отцом Луиджи основали в далеком 1975 году и до сих пор приносит неплохую прибыль. В состав фирмы также входят шесть кинотеатров, которые распахнули свои двери в Риме.
Как Де Лау оказался в отношениях с «Наполи»? После ухода Диего Марадоны клуб изрядно штормило. Задолженность перед кредиторами росла, а когда достигла отметки в 70 млн евро, «Наполи» был вынужден признать себя банкротом и прекратить свое существование. Тут-то и появился Де Лаурентис. Он возродил клуб, вернул ему его историческое название, выкупил право на использование эмблемы. Команда заявилась в Серию С1, через 4 года уже в Серии А заняла восьмое место. Аурелио, как и любой другой типичный руководитель-итальянец, за словом в карман не лезет, а его оценка трансферной стоимости подопечных уже стала притчей во языцех.
Массимо Моратти («Интер»)
Как давно: с 1995 года.
Интересы вне футбола: нефтяная промышленность, совладелец Saras S.p.A. (энергетика).
Как это было: Отец Массимо Моратти Анджело был известным итальянским промышленником и будущее президента «Интера» было предрешено. После смерти Анджело Моратти бизнес отошёл к его сыну. Вступив в наследственное владение Saras S.p.A., компании, специализирующейся на переработке нефти, Массимо создал другую фирму – Sarlux, которая производит электрическую энергию из отработанного масла.
Анджело Моратти приобрел свой любимый клуб «Интер» в 60-х, когда тот переживал нелучшие времена. Пост президента «Интера» Моратти получил из рук Эрнесто Пеллегрини в 1995 году, когда клуб был среди отстающих от лидирующих «Ювентуса» и «Милана». Для своего детища «Интера» он стал как отец. Со времени своего вступления в должность президента, Массимо Моратти вложил в команду около 900 млн долларов. Однако огромные денежные вклады не всегда давали нужную отдачу. Несколько раз Моратти просчитывался с назначением того или иного тренера и клуб, который ставил максимальные задачи, проваливал сезон. Суммы за трансферы били рекорд за рекордом. Однако не все игроки отрабатывали вложенные деньги. Настоящий успех к «Интеру» пришёл лишь во второй половине 2000-х годов после всем известного Кальчополи. Пораженный расследованиями, Кальчо стоял на коленях, а нерадзурри, не имея конкурентов, пять раз подряд выигрывали Скудетто, присовокупив и Кубок Чемпионов.
Джеймс Паллотта («Рома»)
Как давно: с 27 августа 2012 года.
Интересы вне футбола: предпринимательская деятельность, инвестиции в государственные и частные структуры, член исполнительного комитета «Бостон Селтикс».
Как это было: В 2008 году наш мир покинул Франческо Сенси, а пост президента клуба автоматически перешел к его дочери Розелле Сенси. «Все знают, что у меня три дочери — Розелла, Сильвия и Мария Кристина. Но на самом деле их четыре. Одна из них— «Рома», — так всегда говорил Франческо Сенси. В клубе ни на секунду не задумались: правопреемником должна стать одна из них.
Фамилия Сенси фигурирует в истории «волков» еще со времен дуче. Именно тогда после слияния трех клубов в команде оказался отец Франческо, дед Розеллы, Сильвио Сенси. Именно он разработал план стадиона для «Ромы» и привил любовь к клубу своему сыну Ческо. Первый бизнес Франческо – итальянская компания Ital petroli. Уже позже его взор был направлен на недвижимость, туризм и издательский бизнес. Какое-то время Сенси интересовала «Рома» лишь с точки зрения болельщика, однако 1993 год многое изменил. «Джалоросси» были доведены чуть ли не до ручки своим владельцем, а Ческо просто не мог оставить любимый клуб угасать на его глазах…
Так «Рома» стала частью семьи, семьи Сенси. Розелла – первая президент-женщина Кальчо. После нее такой чести удостоилась Франческа Менарини – президент «Болоньи». Финансовое положение римлян снова качнулось вниз, банком Unicredit был предоставлен заем в 340 млн долларов взамен на 49% акций клуба. В итоге Розелла Сенси не смогла удержать семейную любовь и была вынуждена продать «Рому» группе из трех американских бизнесменов.
Томас Ди Бенедетто становится президентом клуба. Он погашает все долги клуба и выделяет солидную сумму на трансферы. Но бизнес (как говорится, ничего личного) все-таки становится приоритетным для Томаса и он отказывается от поста в пользу своего партнера Джеймса Паллотты.
Рожденный в Бостоне, Паллотта с детства любил баскетбол. Это и немудрено, ведь эта игра номер один для янки. В 2002 году он реализовал мечту своей жизни – стал совладельцем «Бостон Селтикс». Свой первый капитал Джеймс сколотил благодаря работе в инвестиционной компании Tudor Investment Corporation, где он дорос до должности вице-президента. Заинтересованность в «Роме» со стороны американцев с итальянскими корнями была давно, но в первый раз что-то не срослось. В руках трех бизнесменов 60% акций, остальные 40% сконцентрированы в руках Unicredit.
Урбано Кайро («Торино»)
Как давно: с 2 сентября 2005 года.
Интересы вне футбола: реклама в средствах массовой информации (Cairo Communications), издательский бизнес.
Как это было: Беды «Торино» начались летом 2005 года, когда клуб не получил право выступать в Серии А. Причина в кризисные времена могла быть одна: отсутствие финансовой гарантии. В итоге клуб подал заявку на игру в Серии Б благодаря закону «Lodo Petrucci» (закон, который позволяет клубу, не аттестованному для одной из лиг, повторно стартовать дивизионом ниже).
19 августа в баре, где клуб был основан 107 лет назад, во время пресс-конференции, на которой должны были рассказать о новой структуре команды, было объявлено о продаже имущества городскому издателю Урбано Кайро.
Переговоры были долгими, казалось, что все сорвется. 2 сентября клуб официально обрел нового владельца и в авральном темпе до 10 сентября нужно было сколотить новую команду. Практически с нуля. За неделю было куплено десять игроков: Розина, Стеллоне, Таиби, Балестри, Никола, Фантини, Эдусей, Лонго, Орфей. Некоторые стали игроками «Торо» за несколько минут до закрытия ТО.
Тот сезон «Торино» закончил на третьем месте, а в переходном матче одолел «Мантову». Однако стабильности клуб достигнуть не смог и еще пару раз сваливался в Серию Б. Чего не отнять у «быков», так это яростного противостояния с «Ювентусом». Несмотря на не лучшую форму, туринское дерби всегда было сродни лучшему шоу.
Массимо Челлино («Кальяри»)
Как давно: с лета 1992 года.
Интересы вне футбола: предпринимательская деятельность, сбыт зерна и продуктов питания, сельскохозяйственные предприятия.
Как это было: Бизнес – это семейное. Массимо Челлино в бизнесе с детства. Отец – фермер, владелец SEM Molini Sardi, семейной компании по сбыту зерна и других продуктов питания. Кроме этого сам Массимо в 1988 году организовал Gruppo Cellino, предприятие по экспорту (60% продукции в год) сельхозпродукции. Главный рынок – Франция. В молодости Массимо Челлино бросил учебу на экономическом факультете и начал работать в семейном бизнесе. Пять лет в период с 1978 по 1983 пришлось прожить в Австралии из-за анонимных писем и угроз. Пришлось следить за детищем из другой страны.
Летом 1992 года семья Орру решила продать «Кальяри». Молодой предприниматель Массимо Челлино был тут как тут. Вряд ли кто-то мог предсказать, что он станет во главе россоблу на такое долгое время. А тем более никто не мог предположить, что он же угодит в тюрьму по подозрению в незаконном строительстве стадиона «Ис Аренас».
Лука Кампеделли («Кьево»)
Как давно: с 1992 года.
Интересы вне футбола: предпринимательская деятельность, мажоритарный акционер кондитерской компании Paluani, владелец гостиниц в Вероне.
Как это было: В далеком 1964 году был назван новый президент «Кьево» - им стал владелец кондитерской фабрики Paluani Луиджи Кампеделли, отец Луки. За время его правления клуб болтался между С1 и С2. Беда пришла оттуда, откуда ее не ждали. Луиджи Кампеделли внезапно скончался от инфаркта, а его сын, 23-ех лет отроду, занял его пост. Лука Кампеделли стал самым молодым президентом в истории Кальчо (его рекорд обновлен в 2008 году Алессандро Руджери, которому на момент президентства было всего 21). Лука продолжил дело своего отца. Он запомнил наказ родителя ни в кое случае не ставить под угрозу семейный бизнес в угоду футболу. Вместе с Лукой «Кьево» сначала взобрался в Серию Б, а затем и в Серию А, где клуб обитает и сейчас.
Даниэле Себастьяни («Пескара»)
Как давно: с 20 января 2009 года.
Интересы вне футбола: предпринимательская деятельность, производство макаронных изделий.
Как это было: 19 декабря 2008 года «Пескара» была признана банкротом. Управление клубом перешло суду. Группа энтузиастов среди которых был и Даниэле Себастьяни выкупили клуб и спасли его от гибели. Это был глоток свежего воздуха. У Бьянкадзурри росла отличная молодежь, а в клуб позвали Эусебио ди Франческо. «Пескара» смогла пройти в плей-офф, где обыграв «Реджану» и «Эллас Верону», получила право выступить в Серии Б. Ди Франческо покинул клуб, а на его место позвали Зденека Земана. Чех славится своим трепетным отношением к молодым талантам и умение раскрывать их. Он раскрыл атакующую мощь тройки Инсинье – Иммобиле – Верратти, а клуб вывел в Серию А. После успешного сезона Земана позвали в «Рому», а «Пескара» ныне обитает на последней строке Серии А.
Grazie за плюсы! Третья (последняя) часть уже скоро.
Тема достойна внимания и дальше, а то местечковые смородские достали уже!!
Очень колоритные синьоры, хорошая статья)