3 мин.

Главный программист

q

Представьте, вы — главный программист на большом заводе. Занимаетесь всем. Несколько лет назад вам в наследство от старой IT-команды раздолбаев и алкашей досталась управляющая производством система, которую те довели до состояния почти полной неработоспособности — ещё чуть-чуть, и завод просто встал бы.

Вы потихоньку вычистили самые опасные баги, повысили на пару порядков производительность, набрали команду не идеальных, но вменяемых специалистов. Всё работает не то чтобы как часы, но об остановке производства уже даже и речи не заходит, все текущие проблемы решаются довольно оперативно.

Вместе с тем, есть масса недовольных вами и вашей работой людей.

Отдел маркетинга предлагает вас уволить, выкинуть вашу программу на помойку и поставить вместо неё программу другого завода. Правда, при этом придётся остановить половину цехов и вышвырнуть на улицу три четверти рабочих, что выльется в социальную катастрофу для моногорода… но самые ярые сторонники этой идеи получают вторую зарплату у ваших конкурентов, и, в общем, они всегда готовы к переездам.

Инженеры недовольны тем, что в программе всё же остались досадные баги. Техники, которые в жизни не написали ни одной строчки кода, уверены, что за несколько лет все баги можно было исправить полностью. Кроме того, большая часть инженеров охотно слушает красочные рассказы своих уволившихся коллег об идеально работающих компьютерах на других производствах.

При этом простое соображение, согласно которому навести порядок на крошечном заводике гораздо легче, чем довести до идеала рабочий процесс на гигантском промышленном комплексе, они во внимание не принимают.

Более того: некоторые инженеры даже предлагают прикрепить отдельного независимого программиста на каждый цех и убрать вас как начальника. По их мнению, тогда порядок быстро наведётся сам собой.

Финансовый отдел недоволен тем, что вы тратите деньги на новые сервера, сети и прочие вложения в инфраструктуру: они подозревают вас в получении откатов. Кроме того, они считают, что вы вообще ничего не сделали за все эти годы, и что если бы старой команде алкашей-программистов выдали бы купленные вами сервера, то все баги моментально исправились бы сами собой.

Отдел кадров возмущается вашими подчинёнными. Один меняет носки не каждый день, другой регулярно опаздывает на работу, третий недавно нахамил ни в чём не виноватой даме из секретариата. То соображение, что каждый из этих «негодяев» написал десятки тысяч строк сносного кода, который кое-как работает, и в котором нормально разбирается только он, им в голову не приходит: им кажется, будто в маленьком городке можно выдернуть из компьютерного клуба любого патлатого ботаника, и он тут же сможет войти в курс дела и идеально переписать свой модуль с нуля за пару недель.

Это заблуждение подпитывает в них выгнанный вами пинками криворукий программист, который сейчас работает курьером, а в старой команде работал программистом и поганил программу отвратительного качества индусским кодом.

Менеджеры убеждены, что одно зависание в неделю — это полная беда, хуже которой не может быть уже ничего, и что любой другой справится с вашей работой гораздо лучше. При этом они успешно забыли те времена, когда система висла не раз в неделю, а раз в 15 минут, и когда у них периодически останавливалась отгрузка из-за длинной очереди из ожидающих документы фур. Кроме того, менеджеры так привыкли подворовывать по мелочи, что убеждены и в вашей нечистоплотности — они просто не понимают, как может принимающий решения сотрудник удерживаться от откатов и воровства.

Нет, в целом всё уже работает неплохо, уже можно думать не о спешном латании дыр, а о развитии. Однако, увы, за последние годы многие сотрудники завода так привыкли ругать по поводу и без повода программистов, что им уже в принципе не интересно, хорошо ли те работают — для них никчёмность и бестолковость программистов стала чем-то вроде не требующей доказательств аксиомы.

Ссылка, например.