Фил Каммингз. Человек, о котором вы должны знать
Мы встретили Фила за сутки до матча с Зенитом, в одном из баров Питера, куда пришли посмотреть поединок Лиги чемпионов между Реалом и Манчестер Юнайтед. Удивило даже не то, что в столь почтенном возрасте он из далекой Англии приехал в холодную и неприветливую Россию вслед за командой.
Удивило другое.
В тот вечер Фил тихо и спокойно просидел за стойкой бара, потягивая пиво и разговаривая с одним из наших болельщиков. Со стороны он казался отстраненным от всего и всех человеком, в то время как за соседним столиком его соотечественники то и дело поднимали кружки с пивом за величие Ливерпуля и взахлеб рассказывали о своих приключениях на финалах Лиги чемпионов; показывали татуировки, сделанные в Стамбуле, и просто вели себя так, какими мы и привыкли видеть фанатов нашей команды из Англии.
Фил предстал перед нами совершенно другим человеком. Он не был со своими – фанатами из Англии. Он не провел с ними ни минуты за одним столом. Все три дня, что мы были в Петербурге, он был вместе с нами – с русскоязычными болельщиками.
Изначально у него был билет на гостевой сектор "Петровского", но он достал себе место на 5-й сектор, чтобы на протяжении 90 минут дышать атмосферой, которой дышало большинство из нас.
Нам удалось поговорить с Филом на послематчевой вечеринке, куда пришли все русскоязычные фанаты Ливерпуля, которые с трибун в отчаянии наблюдали за поражением от Зенита.
Наверно в понимании многих Фил является, как это принято у нас называть, истинным болельщиком. Но, поверьте, он больше чем истинный фанат Ливерпуля. Все, кто познакомился с Филом, с уверенностью скажут вам, что этот человек – олицетворение болельщика, лицо того самого "Пути Ливерпуля", о котором так часто принято говорить в наших кругах.
Ему 72 года. Он ирландец, но всю жизнь прожил в Англии. Впервые он посетил матч команды в 1947 году. Он пришел на ту игру со старшим братом, на плечах которого и просидел все два тайма. За всю свою жизнь он объездил с командой полмира. Трудно перечесть те страны, в которых он побывал, чтобы увидеть игру Ливерпуля. Эмоции этого человека, когда он говорит о команде, передать невозможно. Это надо видеть своими собственными глазами.
Когда он слышал в нашем исполнении чанты про Джеррарда и Каррагера, гимн "You’ll Never Walk Alone" или "Fields of Anfield Road" – на его глазах наворачивались слезы. Когда он вспоминал первую победу в Кубке европейских чемпионов при Бобе Пэйсли в 1977 году, он не стеснялся своих эмоций, рассказывая, что с трибуны наблюдал за этим триумфом в Риме.
Он пережил вместе с Ливерпулем расцвет при Билле Шенкли, и величие в 70-х и 80-х годах, и нелегкие девяностые. Он переживает вместе с клубом все неудачи и радости и сейчас – в 21 веке.
"Когда мне было 5-6 лет, мой брат привел меня на "Энфилд", и я, сидя у него на плечах, впервые увидел эту команду", - начал свой рассказ Фил.
Изначально нас было всего четверо с Филом за столом, но буквально за несколько секунд к нам присоединились другие, и, присев рядом, стали слушать, о чем он говорит.
"Конечно, в столь юном возрасте я еще ничего не понимал, но год за годом я все больше осознавал, что Ливерпуль - это религия. Она объединяет под своими знаменами людей с большим сердцем. Мне много где довелось побывать, и кого бы из болельщиков нашего клуба я ни встретил - они все хорошие люди, которые всегда поддерживают друг друга во что бы то ни стало".
"И вот сейчас я приезжаю в Россию и вижу, какие вы все замечательные".
Он заплакал.
"Все мои эмоции на моём лице. Мне очень хорошо с вами, и я возвращаюсь домой в Ливерпуль с позитивными эмоциями, несмотря на поражение. Я просто не ожидал, что мне окажут такой приём. Я был во многих барах и пабах мира, но я никогда не видел, чтобы болельщики пели песни с такой страстью и любовью, которая исходит от вас".
"Я уже старый. За свою жизнь я повидал многих легенд Ливерпуля вживую. Встретив вас, я перестал переживать за будущее клуба, потому что когда у него есть такие страстные фанаты, как вы, Ливерпуль всегда будет на вершине".
Недолго думая, мы задали Филу вопрос о Билле Шенкли, попросили его поделиться своими воспоминаниями о человеке, который заложил фундамент великого и непобедимого Ливерпуля.
"Человек с золотым сердцем", - ответил Фил, положив свою руку на эмблему клуба. В следующую секунду мы все увидели, как на его глазах появились слёзы.
"Люди помнят его как очень умного наставника, обладающего феноменальной харизмой, но самое главное – он был просто хорошим человеком и фантастической личностью. Это лучший парень из всех, кого я видел".
Это был тот самый случай, когда мы не могли не спросить о сходстве нынешнего наставника Ливерпуля Брендана Роджерса с Биллом Шенкли.
"Я согласен с этим, - недолго думая ответил Фил. - У него было еще не так много времени, чтобы проявить себя, ведь он с нами только первый сезон. Возможно, в следующем сезоне он сможет раскрыться у нас по-настоящему. У нас нет таких денег, как у Челси и двух манчестерских клубов, поэтому ему сложно изменить все в одночасье. Однако я очень симпатизирую ему. Опять же, в первую очередь, как человеку с большим сердцем".
Некоторые болельщики считают, что Роджерс не способен кардинально повлиять на игру команды по ходу матча. Если Ливерпуль с самого начала владеет инициативой и забивает первым - он побеждает. Если же пропускает, то вернуться в игру уже не может…
Фил прокомментировал: "Как я уже сказал, он находится в клубе всего лишь полгода с небольшим, и у него просто-напросто не было достаточно времени, чтобы выстроить стабильную команду, способную навязывать сопернику свой футбол. В его распоряжении есть только два действительно топовых игрока, которые могут решить исход поединка в одиночку - Джеррард и Суарес. Пока что ему приходится работать с тем, что у него есть, и он старается выжимать из этого максимум. Время покажет, но я очень, очень верю в него".
Отставка Кенни Далглиша в конце прошлого сезона стала эмоциональным событием для многих болельщиков Ливерпуля. Главную легенду клуба попросили оставить свой пост, несмотря на первый за шесть лет внутренний трофей.
"Никто не может знать, что было бы, если бы Кенни остался еще на сезон, - говорит Фил. – Все остальное – домыслы и фантазии, не больше".
"Я и половина болельщиков хотели бы, чтобы он остался, однако другая половина желала увидеть нового менеджера. Для меня он был легендой и остается таковым, но владельцы решили, что команде нужен новый молодой наставник. Но я - болельщик Ливерпуля, и буду поддерживать Брендана".
Фил не хвастается своим стажем боления. Он не смотрит на нас свысока только из-за того, что многие поддерживают Ливерпуль не более десяти лет, а некоторые и вовсе узнали про клуб после того самого стамбульского финала, в котором "Красные" в пятый раз выиграли главные "уши" Европы.
"Я был тогда в Риме, в 77-м году, был на этой игре, когда мы впервые стали чемпионами Европы, - улыбнулся Фил. – Это было незабываемо. Помню, когда мы гуляли по улицам города, к нам подбежал человек, показал два пальца и на ломанном английском сказал: "Вы победите 2:0". Было очень приятно, что итальянские болельщики были за нас в тот вечер".
"Мы продолжали побеждать и дальше, побеждали при Кенни, но его сменил Сунесс, и многие считают, что именно он выбросил труды Шенкли и Пэйсли в трубу. Я не могу сказать, что как тренер Ливерпуля он был плох, он просто пытался изменить все слишком быстро".
На вопрос, возможно ли сейчас возродить бутрум и построить благодаря ему новый и сильный Ливерпуль, Фил уверенно ответил: "Нет, это невозможно. Увы, но никаких шансов".
Этот человек ни при каких обстоятельствах не был и не будет среди тех, кто после очередного поражения винит тренера в провале и выпроваживает его из клуба. Этот человек никогда не оскорбит футболиста, защищающего честь клуба на поле, если вдруг он проведет один-два невнятных матча. Для этого человека нет игроков, которых многие люди подразделяют на "уровень Ливерпуля" и "не уровень Ливерпуля".
И наконец, для этого человека существует лишь один принцип – поддерживать до конца всех – будь то тренер, который по мнению многих не годится для решения больших задач, или футболисты, уровень которых - условные Суонси Сити или Сандерленды с Астон Виллами. Потому что для Фила все те, кто имеет отношение к клубу – семья, родные, близкие.
"Знаете, в Англии многие не любят Ливерпуль, - сказал он. - Это отражается в том, что они пишут о нас в газетах, и что говорят о нас по телевизору. Я считаю, что в этом есть только одна причина, одна единственная причина - это зависть, большая зависть".
"Они завидуют тому, что есть у нас, и чего нет у них. И это отнюдь не трофеи и не кубки - это дружба, единство и сплоченность, которая объединяет людей со всей планеты под одним знаменем - под знаменем Ливерпуля".
"Я всю свою жизнь поддерживал Ливерпуль и отдавал всю свою любовь этому клубу. Для меня здесь нет плохих людей. Я просто не могу назвать тех, кто что-то пытается сделать для клуба, плохими".
А у нас с вами какие принципы?
С Филом Каммингзом беседовали Артём Фролов (Artemonius) и Николай Комлев (NiKo)
Фото: Дарья Семёнова (daya)
Шучу, конечно, без обид. Но на Земле ведь жило множество великих бездетных людей. Всякому своё.