Как мадридский Реал помогал выстроить заново Манчестер Юнайтед после мюнхенской катастрофы
Президент Реала основывал фонды и организовывал товарищеские матчи в 1958 в знак уважения к Мэтту Басби.
Они должны были быть злейшими врагами – социалисты, почитаемые на Стретфорд Энде, и клуб, который поддерживал Франко и который совершил набег на академию Юнайтед.
Кто забудет ненависть в словах сэра Алекса Фергюсона пять лет назад, когда он (во время преследования Реалом Криштиану Роналду) сказал, что сливочные – банда, которой он не продаст свой вирус.
Но отношения между двумя клубами, которые слегка потеплели с тех пор, как в Испании появился Жозе Моуринью, знавали и более счастливые времена, не в последнюю очередь благодаря знаменитой дружбе между Сантьяго Бернабеу, бывшим президентом Реала, чье имя носит арена, на которой предстоит выступить Юнайтед (прим. Under – текст вышел 12 февраля, накануне первой игры 1/8 финала Лиги Чемпионов), и сэром Мэттом Басби 50 лет тому назад.
Завеса над этой историей была приоткрыта в книге Джона Ладдена "Повесть о двух городах: Манчестер и Мадрид 1957-1968" и Ладден сказал The Independent, что он удивлен ныне существующей вражде между клубами.
"Если вы обратите свой взор назад, в историю, вы увидите что то, что Реал Мадрид сделал для Юнайтед после Мюнхена, просто невероятно."
Эта теплота в отношениях между Бернабеу и Басби выросла из обоюдного уважения к соперничающей команде и выразилась в замечательных примерах великодушия и милосердия, когда Юнайтед переживал упадок. Все выросло из полуфинала Кубка Европейских Чемпионов в апреле 1957, который Реал выиграл с общим счетом 5-3, а ответный матч на Олд Траффорд закончился вничью 2-2. Бернабеу был настолько впечатлен духом и качеством молодых игроков Юнайтед, что предложил работу Басби. Шотландец, тем не менее, отчаянно хотел выиграть Кубок Европейских Чемпионов с Юнайтед, и он отказал.
Десять месяцев спустя молодая команда Юнайтед была опустошена трагедией. Авиакатастрофа в Мюнхене унесла жизни восьмерых игроков, троих членов тренерского штаба и еще десяти человек. Они только что выиграли четвертьфинал Кубка Европейских Чемпионов. Мечта Басби о покорении Европы становилась все ближе.
Юнайтед проиграл свой полуфинал Милану три месяца спустя, а Милан в свою очередь уступил Реалу в финале. Бернабеу посвятил ту победу своим погибшим друзьям из Манчестера и даже предложил передать трофей Юнайтед, но предложение было отвергнуто.
И если само предложение передачи Кубка было чисто символичным, были и другие, материальные, попытки помочь. Самая большая из них, вероятно, возможность передачи в аренду лучшего игрока мира, Альфредо Ди Стефано, Белокурой Стрелы, на сезон 1958-59.
Бернабеу встретился с Ди Стефано, чтобы обсудить с ним эту возможность, и тот был готов уйти до конца сезона (по условиям сделки Юнайтед и Реал должны были бы платить зарплату игрока пополам). Но Футбольная Ассоциация наложила на переход вето, мотивируя это тем, что Ди Стефано будет занимать потенциальное место британского игрока.
Реал помогал как только мог. Они сделали мемориальный вымпел с именами погибших в Мюнхене, названные «Чемпионы Чести», который продавался в Испании, чтобы собрать деньги для Юнайтед. Были предложения по восстановлению травмированных на роскошных условиях в Испании за счет Реала, проводились благотворительные турниры между двумя командами. Кроме человеческих и спортивных потерь, мюнхенская катастрофа ударила по Юнайтед финансово. Обычно Реал требовал 12000 фунтов за участие в таких матчах, но для Юнайтед Бернабеу сделал исключение, разрешив платить столько, сколько клуб сможет себе позволить.
И эти встречи были даже больше, чем просто благотворительные. Юнайтед даже и мечтать не мог о Европе, скорее речь шла о том, чтобы остаться в Первом Дивизионе, и Басби хотел, чтобы дух европейских матчей жил в игроках и болельщиках. Футболисты могли ощутить, на каком уровне им стоит играть – на уровне Пушкаша и Ди Стефано – чтобы вернуть Юнайтед в Европу.
В октябре 1959 Реал выиграл на Олд Траффорд 6-1, на том матче присутствовали 63000 человек, а ключевыми игроками были Ди Стефано, Пушкаш и Франсиско Хенто.
Реал выиграл и ответный матч, который состоялся через месяц, со счетом 6-5. За игрой наблюдали 80000 зрителей, которые аплодировали обеим командам. В этот вечер Реал организовал благотворительный банкет для семей пострадавших в той катастрофе, на котором Бернабеу сказал, что Басби не только храбрейший, но и просто величайший человек, которого тот встречал на своем жизненном пути.
В следующем матче, который должен был состояться в октябре 1960, не могли принять участие из-за травм Ди Стефано и Пушкаш, и Бернабеу поинтересовался у Басби, не хочет ли тот перенести игру, но менеджер Юнайтед настоял, сказав, что Реал уже стал для них своей семьей. Пушкаш и Ди Стефано были так поражены, что вышли на поле несмотря ни на что и принесли победу Реалу со счетом 3-2.
Юнайтед постепенно возвращался на свой старый уровень, выиграв следующий матч в декабре 1961 со счетом 3-1, а затем еще один в сентябре 1962 в Мадриде со счетом 2-0.
В том году Юнайтед выиграл Кубок Англии, первый трофей после Мюнхена, а затем последовал и Кубок Европейских Чемпионов в 1968, на пути к которому Юнайтед выиграл в полуфинале у Реала, а Басби был счастлив, что ему удалось заново выстроить команду за десять лет.
Если бы у меня спросили, кто бы я хотел, чтобы это был, я бы ответил, что я хотел бы, чтобы это были они, сказал впоследствии Бернабеу, приложивший к этому в том числе и свою руку.