«Классические» войны или почему Карфаген должен быть разрушен
Столетие между третьим и вторым веками до нашей эры вошло в историю как эпоха Пунических войн между Римом и Карфагеном. Со скидкой на ускорение времени и на двадцать первый век нашей, информационной, эры, текущая футбольная эпоха имеет все шансы закрепиться как период войн «Классических» между «Мадридом» и «Барселоной». Сложившийся календарь ближайших месяцев с минимум еще тремя очными противостояниями – очередное подтверждение факта, к которому все уже привыкли, но которому еще не дали названия. А меж тем, это война.
Сегодня, с высоты прошедших столетий, мало кто помнит, что происходило в те неспокойные времена: всё внимание поглотила главная движущая сила эпохи – серия противостояний растерявшегося Рима и заблиставшего Карфагена. Карфаген ввела в эту борьбу династия Гамилькара Барки – человека, воскресившего построенный по легенде раньше Рима необычный город, безмятежно раскинувшийся у ласковых волн средиземноморья и глядящий вдаль с вершины Тибидабо. Город, названный его именем Барселоной.
Современная футбольная карта не сильно отличается от забытой уже со школьных времен контурной карты по истории. Это эпоха «Барселоны» и «Мадрида». Ещё никогда две команды не занимали столь безграничное пространство в умах, в сердцах, в руках, мыслях и кошельках миллиардов людей. Еще никогда матчи второстепенного внутринационального турнира, такого как Кубок или Суперкубок страны, не привлекали аудиторию, сопоставимую с аудиторией Чемпионатов мира. Еще никогда символические сборные не составлялись практически целиком из игроков двух клубов. Еще никогда одна сборная-чемпион не была столь чётким отражением двух клубов. Отражение одного ведущего клуба в лице сборной – почти футбольная классика, а вот отражение «классико» двух клубов в одной, причём побеждающей, сборной – это новое явление нашей эпохи.
Что бы ни происходило в мире футбольном, но пока главный срез проходит по нерешенной проблеме между футбольными Римом и Карфагеном – только не в трех Пунических войнах, а на трех «Классических» фронтах – Ла Лиге, Лиге Чемпионов и Кубке Короля.
А как же победы «Челси», «Интера», «Манчестера» в Лиге Чемпионов? Как же другие клубы и целые чемпионаты? Однако эпизодические успехи «третьих» лиц на европейской арене могут быть связаны как раз с тем, что не затухающие «классические войны» делают их участников заложниками, обрекая порой на неудачи в главном турнире и давая шанс другим. «Мадрид» и «Барселона» стали заложниками порочного круга Класико. Заложниками кодекса Класико. Но на войне как на войне.
Разве нужен «Барселоне» этот Кубок Короля сезона 2012/13? Однако команда не сможет отнестись к нему так, как диктует разум и правила рациональности и как сделал бы любой другой клуб на их месте, выступай он в другой стране. Ведь это же … Класико.
А что делать «Мадриду» в Ла Лиге сезона 2012/13? Казалось бы, расслабьтесь, проводите спарринги при минимуме давления, но даже эта роскошь проигравших, причём проигравших крупно и на 15 очков, «Мадриду» будет недоступна. В марте же … Класико.
Сам феномен Класико, даже когда его нет в афише ближайшего тура, целиком обуславливает жизнь клубов. Не говоря уже о жизни наблюдателей этой войны.
И тем, и тем предстоит играть в Лиге Чемпионов за куда более ценный трофей, но роскошь легкомыслия «Барсе» и «Мадриду» не доступна. Потому что идёт война.
Безусловно, это не означает, что жизнь сводится к одному лишь Класико. Жизнь идёт своим чередом, со своими взлётами и падениями, старыми и новыми проблемами, правдивыми и ложными слухами, но, поверьте, о главном не забывает никто. В эпоху Пунических войн римский сенатор Катон все свои речи, какой бы темы они ни касались, заканчивал одной фразой, вошедшей в историю: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Эта незримая мысль была неотъемлема от существования Рима, как сейчас неотъемлема от жизни «Мадрида». В барселонском футбольном «Карфагене» тоже могут говорить о чём угодно, но всё внимание направлено на главного соперника. Они могут об этом не говорить, но фраза и стоящая за ней мысль всегда незримо присутствует.
Мы живем точно в такое же время. Президенты, функционеры, игроки, пресса – они могут разглагольствовать о чём угодно: о мирных принципах и целях, о стабильной игре, о финансовой мощи, о налаженных действиях, о кантерах, о конкуренции в Ла Лиге, о призрачном многополярном футболе – да хоть о проведении Суперкубка Испании на луне. Всё равно в конце будет присутствовать незримая фраза о Карфагене.
Вот для этого, для воплощения мечты сенатора Катона и президента Переса в «Мадрид» и пригласили Жозе Моуриньо. Если бы нам нужны были другие цели, более возвышенно благородные или долгосрочно-надёжные, такие как строительство команды, акцент на молодежь, поддержание благоприятного имиджа и пр. и пр., – недостатка в кандидатах не было бы. Полководцев в футбольном мире пруд пруди, но «Мадриду» нужен был человек из другого теста, для которого футбольный Карфаген по имени ФК «Барселона» был бы таким же сильным раздражителем, как и для облизывающего раны футбольного Рима «Реал Мадрид». Нужен был полководец военного времени.
«Какая война?» – скажете вы? Вроде как между футболистами нет неприязни, президенты дипломатично сидят рядом, Икер с Хави дружат с детства, в сборной все милы и довольны, уверяя, что после финального свистка нет никакого напряжения. За такую дружбу Принц Астурийский даже даёт награду, одну на двоих, естественно. Но все эти широко тиражируемые объятия Икера с Хави, вся эта медийная оболочка – это лишь обложка, не верьте. Мы на войне.
Футбол уже давно стал бизнесом. Согласитесь, потенциальная аудитория и круг покупателей фильма про войну довольна ограничена. Чтобы лучше продать, продюсер добавит глянца, трогательную любовную линию, вдобавок сделает обложку с бантиком и пообещает хэппи-энд, попутно расширив зрительскую аудиторию и круг покупателей. Пусть эта обёртка с бантиком и красивой дружбой вас не обманывает. И пусть на Барселону пока не падают снаряды информационной войны, в отличие от находящегося в осаде Мадрида, сути это тоже не меняет. Мы на войне.
Главное, что, вопреки разбрасываемым с вражеских самолетов листовкам с неба, полководец у «Мадрида» есть. Полководец, который понимает, что все триумфальные въезды в футбольный «Рим» неполноценны без главного трофея – разрушения Карфагена. Барселонский Карфаген нужно, конечно, не рушить, его нужно победить. Победить не в одном матче, не в двух, а в глобальном смысле. Так, чтобы при анонсировании очередного Класико первой мыслью стала «мы выиграем», а осечка воспринималась бы как исключение или неожиданность.
А пока мы на войне.
И Моуриньо не уйдет. Хотя бы просто потому, что «Карфаген должен быть разрушен».
Автор: Нона Вардазарян
Мнение администрации может не совпадать с мнением автора.