Ливерпуль в Deloitte Football Money League 2013
Согласно опубликованному аудиторской компанией Deloitte списку самых доходных клубов мира Ливерпуль по итогам 2012 года расположился на 9 строке, таким образом удержав позицию предыдущего года.
Впервые с сезона 1999-2000гг. доходы клуба увеличились на 3% или £5,1 млн. и составили опять же рекордные £188,7 млн. Несмотря на успехи Ливерпуля в национальных кубковых соревнованиях восьмое место в итоговом ранкинге Премьер-лиги означало, что в третий раз подряд "Энфилд" останется без Лиги Чемпионов.
Доходы от продажи билетов увеличились на £4,3 млн. (11%) и составили £45,2 млн., что составляет почти четверть всех доходов клуба (23,95%). Для сравнения: у расположившихся на первых двух строчках Реала и Барселоны данная статья занимает примерно столько же. А вот английские клубы более зависимы от продажи билетов: идущие третьим Манчестер Юнайтед и пятым Челси почти треть своих доходов формируют за счет наполняемости стадионов, тогда как Арсенал (6 строчка в ранкинге) - целый 41%, что является наивысшим показателем во всей двадцатке. Исключением из английского правила можно назвать Манчестер Сити (который, к слову, расположился на 7-м месте) - манкунианцы формируют доходную часть своего бюджета за счет продажи билетов лишь на 13%.
Несмотря на то, что в сезоне 2011-12гг. Ливерпуль провел на три домашних игры меньше, чем в предыдущем, доходы от продажи билетов выросли за счет повышения средней посещаемости матчей на 3%. Таким образом в среднем за матч мерсисайдцы в прошедшем сезоне выручали £1,9 млн., что на £0,4 млн. больше показателя предыдущего года. Однако эта величина значительно меньше показателей конкурентов по английской Премьер-лиге: Манчестер Юнайтед в среднем за матч получает £3,9 млн., Арсенал - £3,3 и Челси - £2,6 млн. Значительно улучшить ситуацию с доходами от продажи билетов в Ливерпуле должна помочь реконструкция "Энфилд Роуд", решение о которой было принято в октябре 2012 года.
Отрицательная динамика доходов от продажи телеправ (уменьшение на £2 млн. до £63,3 млн.) обусловлено как неучастием Ливерпуля в еврокубках, так и восьмым местом в Премьер-лиге (вместо £55,2 млн., которые клуб получил от Премьер-лиги в 2011 году, - лишь £54,4 млн.).
Четырехпроцентный рост коммерческих доходов (на £2,8 млн.) до £80,2 млн. вызван, по большей части, заключением шестилетнего соглашения с новым техническим спонсором Warrior Sport на £25 млн. ежегодно, что является самым дорогим контрактом на поставку футбольной экипировки в мире. Наряду с этим не забываем об одном из самых дорогих в Англии конктракте с титульным спонсором Standard Chartered, а также о заключенных в 2012 году спонсорских соглашениях с Chevrolet, Paddy Power и Garuda Indonesia.
Для сравнения: из английских клубов больше на спонсорских контрактах зарабатывают только клубы из Манчестера - £117,6 млн. у Юнайтед и £112,1 млн. у Сити. Тогда как коммерческие доходы Челси меньше почти на £10 млн., а Арсенала - почти на £30 млн.
Таким образом, Ливерпулю можно повысить свои доходы двумя путями: во-первых, конечно же, улучшением спортивных достижений. Попадание в Лигу Чемпионов - цель на краткосрочный период, однако ее достижение может иметь долгосрочный положительный эффект в виде дополнительных доходов как от продажи билетов, но, главным образом, от продажи телеправ. А второй путь - это, естественно, реконструкция "Энфилд Роуд" и приведение доходов от продажи билетов на сопоставимый для англияского топ-клуба уровень.
Полностью отчет Deloitte Вы можете прочесть здесь.