ЦСКА: за кулисами сбора
Борис ЛЕВИН
из Кампоамора
МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС ПОД КОНТРОЛЕМ
Рабочий день ЦСКА в Кампоаморе начинается в 9.15 утра - именно в это время массажист Михаил Насибов будит тех, кто еще не проснулся. Но у многих подъем происходит гораздо раньше - в частности, у тех же массажистов, от которых зависит едва ли не главное в физическом состоянии игроков - мышечный тонус. Кроме Насибова их в команде еще двое - Василий Демченко и Александр Чистяков. С ними я и начал выяснение закулисных обстоятельств существования команды на сборе.
- Как нормирован ваш рабочий день здесь, в Кампоаморе?
Демченко: - Работы хватает в течение всего дня. Перед первой тренировкой многие просят размять мышцы, разогреть их перед занятием.
- Многие - это сколько?
- До половины команды. Причем это не всегда одни и те же люди. Затем, после тренировки - восстановительный массаж. Кому-то делаем его днем, кому-то - вечером. Плюс - обязательно заняты на самих тренировках - помогаем там врачам и администраторам. В итоге свободного времени практически нет, а нужно же еще себя поддерживать в форме, поэтому встаем часа на полтора раньше команды, чтобы позаниматься в тренажерном зале и бассейне. Без фанатизма, но в обязательном порядке - массажист обязан быть в хорошей физической форме.
- На сборах работы больше, чем дома?
- Гораздо! Чем выше нагрузки, чем интенсивнее тренировки, тем больше мышцы игроков нуждаются в массировании.
- Как футболисты распределяются между вами по времени?
Чистяков: - Договариваемся в индивидуальном порядке. Игрок обычно сам выбирает, когда прийти, но если это время уже занято у всех трех массажистов, ему приходится сдвигаться. Проблем практически не бывает.
- И сколько длится сеанс?
- Это зависит от состояния мышц - прежде всего степени их усталости. Нам нужно снять напряжение, и на это обычно уходит 30-40 минут, но иногда и часа мало.
- Времени на всех хватает?
- Стараемся укладываться, но если случается форс-мажор, то сейчас, на сборах, можем кого-то размять и после отбоя.
- Кого-то приходится массировать дополнительно - не только после тренировки?
Демченко: - Бывает. Чаще всего это связано с медицинскими показаниями, но иногда мы сами рекомендуем игроку дополнительный сеанс - учитывая состояние его мышц.
- А можно ли избежать не только дополнительного, но и основного сеанса?
- Можно, только не очень понятно - зачем? Футболисты ведь прекрасно осознают, что без массажа их мышцам будет гораздо тяжелее и процесс восстановления просто-напросто затянется.
- У каждого из вас постоянные клиенты или кто к кому пойдет - не важно?
Чистяков: - Какие-то предпочтения, наверное, существуют, но они не настолько принципиальны, чтобы кто-то от кого-то отказывался. Идут обычно к тому, кто свободен.
- Кто больше всех любит массироваться?
Демченко: - Мне кажется, что все приходят к нам весьма охотно, с желанием, разве что шведы относятся к этому как к некой не самой приятной обязанности. Но они - очень ответственные товарищи и понимают, что это надо.
- Во время сеанса футболисты разговорчивы?
- По-разному. Кто-то вообще болтает без умолку. А кто-то и трех слов не скажет - все зависит от характера и темперамента.
- И кто же самый большой болтун?
- А вот это пусть останется в стенах массажной комнаты (оба смеются).
- Вы массируете только футболистов или персонал тоже?
- Футболистов массируем регулярно, а персонал - по мере просьб. Их не так много, и мы обычно никому не отказываем. Естественно - после игроков.
- У массажистов разных команд есть изюминки в своей работе?
Чистяков: - Каждый работает в меру своего опыта, но все методики в принципе одинаковы. Мы следим за новинками, периодически бываем на курсах повышения квалификации, общаемся с коллегами, поэтому постоянно расширяем свой арсенал приемов.
- И как пациенты реагируют на новые приемчики?
- Да они их даже не замечают!
- А совсем экзотические сеансы бывают?
Демченко: - Ну есть, скажем, так называемый медовый массаж. Если человек болел, к примеру, бронхитом и ему надо усилить кровообращение в легких, спину обмазываем медом и начинаем по ней похлопывающие движения. С каждым таким движением мед все более и более прилипает к ладоням и отдирать их от кожи становится все сложнее.
- Я представил это себе - фактически экзекуция получается! Кто последним ее переносил?
- Уже здесь мы делали такой массаж Фернандесу, который переболел бронхитом в отпуске.
- И как он, вытерпел?
- Стоически держался.
- Какие-то интересные случаи на сборах случаются?
- Это к Михаилу Николаевичу Насибову (смеются). Он вас самыми разными историями засыпать может!
БАУЛ С ТУАЛЕТНОЙ БУМАГОЙ
Вернемся к распорядку дня. Завтрак открыт с 9 до 10, меню стандартное: яичница в разных видах, сосиски, сыры, ветчина, овощи, молочные каши, фрукты. Ресторан располагается в отдельном корпусе и поэтому на завтрак приходят не все - Думбья, Секу, Хонда предпочитают перекусить чаем, йогуртами и фруктами, которые постоянно имеются в специальной комнате близ тренажерного зала - благо тот находится в их здании.
После завтрака - подготовка к тренировке. Утреннее занятие начинается в 11.00, и как минимум за час до него должна быть готова свежая форма для каждого игрока. Это забота администраторов команды Ильи Шилова и Александра Марущака. У последнего ваш корреспондент тоже не преминул разузнать разные любопытные подробности.
- Много вещей тащили с собой из Москвы?
- Очень. Вся экипировка, докторское хозяйство, какие-то приспособления тренера по физподготовке. В целом - около двух с половиной тонн груза.
- И как это стыкуется с обычным рейсовым самолетом?
- С трудом. В Домодедово мы приехали за три часа до команды - чтобы договориться обо всем и погрузиться. Нам пошли навстречу, выделив отдельную стойку и приняв весь груз на борт - благо самолет был полупустым. Естественно, заплатили за перевес, но хотя бы забрали все скопом.
- Это не всегда удается?
- Увы. Особенно, когда возвращаемся домой из-за границы.
- И что тогда делаете?
- Илья улетает с командой и большей частью багажа, а мне приходится перебивать билет и везти оставшееся одним из следующих рейсов.
- Сколько комплектов формы на человека вы привезли с собой в Кампоамор?
- Учитывая две тренировки в день - четыре комплекта. Ежедневно два в работе, два в стирке.
- Я видел, что форма к первой тренировке разложена в раздевалке уже к половине десятого утра. Во сколько вам приходится вставать, чтобы разобраться с нею?
- Часть работы делаем с вечера - выстиранная форма приходит обычно после обеда. Но встаем все равно на два часа раньше, чем команда - надо же еще и позавтракать успеть. Форму обычно раздает Илья, а я вместе с тренером по физподготовке иду на поле и готовлю тот инвентарь, который будет задействован в занятиях. Кстати, заметил, что ворота в Испании - самые тяжелые в Европе!
- Инвентарь обеспечивают хозяева?
- Да, рядом с полем есть специальное подсобное помещение, где имеется все, что нам нужно. А если чего-то не хватает, то по нашей просьбе подвозят. Потом, во время тренировки, мы следим за инвентарем, помогаем его расставить, выполняем другие указания тренеров, достаем улетевшие мячи.
После занятий нужно обойти все этажи и собрать грязную форму, которую ребята выкладывают в коридор. И лишь после этого есть час-полтора свободного времени. Затем отдаем грязную одежду в стирку, оттуда получаем вчерашние комплекты, приводим их в порядок, если нужно что-то поправляем или подшиваем, и начинаем раскладывать их для второй тренировки. И опять - занятие, сбор грязной формы, раскладывание чистой - в общем, все монотонно и практически непрерывно.
- Но вы же при этом выполняете еще и какие-то отдельные просьбы игроков?
- Да, зачастую они просят что-то купить, и тогда кто-то из нас как раз в те самые час-полтора свободного времени едет с кем-то из организаторов сбора в торговый центр, находящийся в нескольких километрах от отеля.
- О чем же просят?
- Обычно о каких-то мелочах - батарейки, бритвенные принадлежности, зубные щетки с пастой, зарядные устройства... Вагнер здесь в Кампоаморе попросил купить еще одну пару бутс - их пришлось специально заказывать в магазине.
- Самая необычная просьба на вашей памяти?
- Дайте подумать... Пожалуй, это случилось на сборе в Израиле, когда ребята, зная пристрастия начальника команды Сергея Якунчикова, решили подарить ему на день рождения ударную установку. Мы тогда поехали выбирать ее вместе с Игорем Акинфеевым и братьями Березуцкими и потратили на это полдня - благо вечерней тренировки не было. Подарок получился классный. Но потом еще была целая эпопея с перевозкой его в Москву!
- Мелкие просьбы исходят от одних и тех же людей?
- Нет - какие-то бытовые потребности могут возникнуть у каждого. Мы обычно накапливаем их, чтобы не ездить каждый день - если, конечно, речь не идет о чем-то срочном.
- Работа на сборе тяжелее, чем в Ватутинках?
- Работа та же, но здесь она идет без перерывов. В Москве игроки потренировались и разъехались, а здесь мы вместе круглосуточно и приходится быть в некоторой степени нянькой, поскольку все просьбы ребят высказываются именно нам, а мы уже решаем их потом с организаторами сбора.
- Что-то забавное происходит часто?
- Случается. Помню, когда грузы перевозили не в железных ящиках, а в баулах на колесах, мы, улетая с одного из сборов рано утром, сложили эти баулы с вечера и выставили в коридор. Но закрывать на замки не стали - мало ли что еще может понадобиться. Приезжаем в аэропорт, сдаем багаж и вдруг смотрим, что все таможенники на спецконтроле собрались у одного из мониторов и хохочут. Мы спрашиваем: "Что-то не так? Надо провести досмотр?" Они кивают отрицательно и продолжают хохотать. Мы в полном недоумении - что смешного можно найти в трусах, носках или майках? И только в Москве, распаковывая баулы, поняли, в чем дело. Оказывается, ребята ночью переложили весь багаж из этого баула в другие, а его набили рулонами туалетной бумаги. Представляете, что о нас подумали таможенники?
ДУМБЬЯ ЛЮБИТ… ПОГРЫЗТЬ ЛЕД
Утренняя тренировка посвящена обычно работе с мячом - "квадратам", игровым упражнениям, мини-двусторонкам. Длится до полутора часов, но вот вчера, например, закончили только в 12.50. А уже в час дня футболистов ждет обед. Как формируется его меню и какие подробности остаются за кадром, я постарался выяснить у Николая Косарева, повара-диетолога ЦСКА, работающего в Кампоаморе с командой.
- Как формируется меню? Что обязательно входит в рацион футболиста на сборе, что строжайше запрещено?
- Нагрузки здесь очень большие, калорий теряется много, поэтому главная задача - восполнить их. Во время обеда и ужина обязательно есть макароны и рис в том или ином виде, разнообразные овощи, жидкие супы, причем они обычно прозрачные - без кислоты, чеснока или любой другой агрессивной среды, поскольку главное условие: пища должна приносить максимальное количество калорий, но при этом легко усваиваться.
Естественно, что любой мужик, занимающийся на свежем воздухе в больших количествах, потребляет мясо. Здесь у нас четкая установка: на обед должны быть два его вида: красное и белое, а также два вида рыбы - тоже красная и белая. Способы их приготовления все время приходится варьировать, учитывая полный интернационал в команде.
- Здесь в Кампоаморе вы много готовите сами или больше надзираете за испанскими поварами?
- В принципе мы в прошлом году достаточно долго притирались друг к другу, но сейчас уже нашли общий язык. А самому приходится готовить то, что у них не получается: молочные каши на завтрак, супы на обед. В их понимании суп - совсем не то, что у нас.
- Бывает такое, что блюдо приготовлено, однако никак не идет?
- Бывает, но только тогда, когда соседнее получилось очень вкусным и идет на ура. Причем предсказать, что сегодня будет пользоваться большим спросом - рыба, мясо или курица - практически невозможно.
- Как обстоят дела с картошкой?
- В принципе это бесполезная для футболиста пища. Но на нашем шведском столе она всегда есть, поскольку кроме футболистов питаются еще и два десятка человек персонала, которым не надо соблюдать принципы спортивной диетологии.
- Но игроки ведь тоже ее берут?
- Ничего страшного в этом нет, тем более что у нас в команде собраны профессионалы, которые приучены контролировать себя. Захотелось им картошки - это не проблема, но постоянно они ее не едят.
- На фрукты ограничения есть?
- Нет. Обязательно присутствуют бананы, содержащие полезный для мышц калий, а все остальное обычно - по сезону. Здесь в Кампоаморе очень вкусные дыни и клубника - они и пользуются наибольшим спросом.
- Выпечка?
- За сутки до игры ее нет. В другие дни нельзя кексы и дрожжевое тесто. А бисквитные и сухие торты мы здесь делаем.
- Напитки?
- Естественно, никаких сладких газированных напитков, вытесняющих кислород из организма, на столах нет. А есть вода и сок, в том числе - свежевыжатый. В летнее время обязательно следим за тем, чтобы они не были излишне холодными.
- Соусы?
- Нет аджики, горчицы, кетчупа, майонеза - их футболисты не едят. А все остальное - в отдельных емкостях, чтобы брали только те, кто хочет.
- А чего еще не может быть в принципе?
- В последнее время мы отказались от свинины. Причем не только потому, что она - не самое полезное для спортсмена мясо, но и ввиду наличия мусульман в команде - их у нас пять или шесть человек. И, знаете, при большом выборе другого мяса никто на это и внимания не обратил.
Вообще, повторюсь, у нас собраны профессионалы, которые прекрасно знают, что нужно их организму. Вот, казалось бы, какие могут быть булочки в день игры? Но Рахимич, если не съест с утра булочку с "Нутеллой", потом сам не свой. А у Вагнера другая привычка: в день матча ему обязательно нужен запрещенный на эти сутки омлет. Причем специальный - с луком, помидорами и сыром. Мы готовим ему его персонально. Причем если бразилец даже пропускает завтрак, он обязательно потребует такой омлет в обед - как дополнение к основному блюду. Коли ему это помогает - то и на здоровье! В любом правиле имеются исключения.
- Просьб приготовить то или иное блюдо много?
- Хватает - особенно на сборах. Но мы и так стараемся максимально разнообразить меню, готовя из одних и тех же ингредиентов совсем разные блюда.
- Индивидуальные заказы выполняете?
- Да, но в основном это вариации общих блюд - кому-то хочется то же, но без специй и соли, кому-то нужно сильнее прожарить мясо, и тому подобное.
- Кто чаще всего обращается с такими просьбами.
- Пожалуй, Хонда. Но он при этом не выражает никакого нетерпения. Попросит и спокойно сидит, ждет.
- А кто самый неприхотливый из тех, понятно, кто давно в ЦСКА - новички не в счет?
- Одного не выделю. Рахимич, Щенников, Думбья всегда найдут себе что-то по нраву. Сейду может только попросить льда - он любит его грызть.
- Грызть?!
- Да. Еще обычно мало просьб поступает от шведов. Но это потому, что мы уже знаем их пристрастия и делаем все заранее.
- А что за пристрастия?
- Расмусу, например, ввиду особенностей его организма, нельзя никаких изделий из теста - ни хлеба, ни макарон, а у Понтуса просто есть набор любимых блюд. Он, кстати, обожает нашу молочную геркулесовую кашу - говорит, что она напоминает ему бабушкину еду в детстве.
- А что любит Игорь Акинфеев?
- Рыбу и стейк-рибай.
- Братья Березуцкие?
- Они всеядны и постоянно меняют свой репертуар. Разве что рис и макароны в их рационе - каждый день.
- Игнашевич?
- Сергей очень взыскателен и к себе, и к персоналу. В том числе - и в вопросах питания. Но каких-то изысков он при этом не требует.
- Дзагоев?
- Алан, хоть и осетин, а больше всего любит борщ. Кстати, и Вернблум его любит. Всегда подчеркивает - никакие ваши супы я есть не буду, они мне не нравятся, а вот борщ - совсем другое дело.
- Южноамериканцы похожи друг на друга?
- В жизни - нет, а вот в питании - да. Кладут макароны с рисом на одну тарелку, сверху набрасывают всего понемногу - и вперед.
- У кого же в ЦСКА лучший аппетит?
- После двух тренировок он у всех хороший. Но если говорить не только о том, что происходит здесь, то хорошо едят братья Березуцкие, Дзагоев тоже любит это дело, хотя если возникают проблемы с весом, он себя жестко сдерживает, но, пожалуй, больше всего съедает Хонда.
- А по нему и не скажешь!
- Ну так он что съедает, то и выплескивает на поле.
Выплескивать действительно приходится много - готов подтвердить. Ведь после 3 часов послеобеденного отдыха (их каждый проводит по-своему, но многие просто спят, чтобы восстановить силы) следует самая ненавидимая футболистами вечерняя тренировка. Ненавидимая потому, что там нет мяча - только работа на тренажерах (через день) и бег, бег, бег. Изматывающий и физически, и психологически. А что вы хотите - закладывается база на сезон.
В 19.00 - ужин, потом восстановительные мероприятия, массаж, баня и обязательная игра в "мафию" у русскоязычной части команды. О ней рассказывать в двух словах не буду, поскольку накал страстей и драматические коллизии в ходе этой игры явно требуют отдельного репортажа. Могу только сказать, что "мафия" побеждает редко и в основном - под водительством Василия Березуцкого, который способен "запудрить" мозги любому.
Три мафиозных игровых часа пролетают обычно на одном дыхании, а там уже (в 23.30) - и отбой.
Борис ЛЕВИН 24.01.2013 08:20