18 мин.

Шестидесятые как эпоха The Beatles. Дебют (первая половина 1963-го года)

Итак, предисловие закончилось на том, что к августу 1962-го года сложился пазл и оформился окончательный состав The Beatles. Группа, наконец, обрела постоянного барабанщика, менеджера, который не жалел ни сил, ни средств на своих подопечных, и продюсера, заинтересовавшегося четырьмя музыкантами. Все было готово для того, чтобы сделать первый робкий шаг на пути к вершине.

 

Музыканты представляли собой 4 разных типа привлекательности, каждый битл – это яркая индивидуальность.  Джон – циничный лидер-интеллектуал, воплощение уверенности и напора; Пол – милый романтик, сама воспитанность и утонченность;  Джордж – загадочный тихоня, очень спокойный и сосредоточенный;  Ринго – это позитив, открытость, дружелюбие и чувство юмора.  В группе не было ярко выраженного фронтмена. Для 60-х годов это было нонсенсом. 

Самым главным моментом на начальном этапе стала смена имиджа. Брайан советовал ребятам избавиться от кожаных курток, потом перестал разрешать носить джинсы. После этого он убедил их надевать на концерты свитера и наконец — с великим трудом — костюмы. Главными противниками нового стиля были Джон и Джордж. «Послушайте, эти чертовы костюмы нам ни к чему. Давай выкинем их в окно!», - Джон неоднократно повторял эту фразу.

Но как бы кто ни противился, необузданному и дикому гамбургскому периоду был положен конец. «Ладно, так и быть, я надену костюм, я наряжусь хоть в воздушный шар, если мне за это заплатят», - битлы переоделись в костюмы, чтобы побольше зарабатывать и почаще выступать. 

К середине 62-го года группа Битлз была самой популярной на северо-западе Англии. В Ливерпуле и Манчестере им не было равных. В сентябре коллектив отправился в Лондон вместе с Ринго. На этот раз долгожданный контракт был заключен.

Битлы и Брайан помнили об условии Джорджа Мартина, который во время предыдущей встречи потребовал замены ударника, и ехали в столицу с надеждой на то, что кандидатура Ринго будет одобрена.

В первый приезд в сентябре группа просто показала несколько песен Мартину. Тогда же была сыграна Please please me.

Ринго: «Я запомнил это, потому что, когда мы записывали ее, я держал маракасы в одной руке, а бубен в другой. Думаю, именно поэтому Джордж Мартин пригласил "профессионала" Энди Уайта, когда мы приехали через неделю, чтобы записать Love me do. С ним договорились заранее, видимо помня о неудаче с Питом Бестом. Джордж больше не хотел рисковать, ну а мне делать было нечего. Я был подавлен, узнав, что Джордж Мартин сомневается насчет меня. Я приехал играть, а услышал: «У нас есть профессиональный ударник».

Тем не менее, британский сингл Love me do был выпущен в версии со Старром, а вот ударные Энди Уайта можно услышать на альбоме Please please me, где Ринго, в свою очередь, играет на тамбурине.

5 октября 1962-го года – красный день календаря для любого битломана. Именно в этот день состоялся релиз первого битловского синга, который положил начало головокружительно успешной карьере легендарного коллектива. Сингл достиг 17-го места в хит-параде, что можно было расценить как успех начинающей группы. Согласно широко распространенному мнению Эпстайн способствовал раскрутке сингла, тем,  что на свои деньги скупил 10 тыс. экземпляров. Однако сам Эпстайн данную информацию не подтверждал.

Первые наброски к песне появились у Пола Маккартни, когда ему было ещё 15-16 лет. Полностью она была написана совместно с Джоном, Маккартни называет её в числе немногих песен, которые были написаны именно совместно. Еще один интересный факт: в Love Me Do Джон Леннон играет на ворованной губной гармошке: в августе 1960-го года группа была в голландском городе Арнем и посетила музыкальный магазин Bergmann. Персоналу ребята сразу показались подозрительными, но они не уследили за ними. Когда "странные английские типы" покинули магазин, обнаружилась пропажа губной гармошки. Уборщица магазина погналась за битлами, но было поздно. Двумя годами позже звучание ворованного инструмента было увековечено на первом успешном сингле Битлз.

Джордж: «Впервые услышав, как Love Me Do передают по радио, я почувствовал, как по моему телу пробежала дрожь. Ничего лучше со мной еще не случалось. Мы знали, что песню передадут по "Радио-Люксембург" примерно в половине восьмого вечера в четверг».

Ринго: «Когда вышла песня Love Me Do, Брайан раздобыл пpoгpaмму, сказал нам, что ее будут передавать, положим, в 18.46 или в 18.25, мы остановили машину, чтобы спокойно послушать, и это было классно».

В ноябре-декабре 62-го года состоялась четвертая битловская поездка в Гамбург. Это было своего рода прощание с местами боевой славы. Впереди – запись дебютного альбома, гастроли в Лондоне, Шотландии, поездки в Йоркшир, Бирмингем и Ланкашир. Чтобы стать лучшими в мире, для начала нужно завоевать поклонников у себя на Родине.

Четвёрке предстоит пережить сложный год — они перебираются из родного Ливерпуля в Лондон на ПМЖ, где у них нет ни одного свободного дня.

 

Дебютный альбом The Beatles под названием Please please me был записан всего за один день, в течение 12 - часовой сессии 11 февраля 1963-го года. Релиз пластинки в Британии состоялся 22 марта того же года.

Обложка пластинки была сделана 5 марта 1963-го. Изначально были планы фотографировать в лондонском зоопарке, обыгрывая название группы. Фотография в итоге была сделана на лестнице офиса EMI. 

 

Еще во время первых прослушиваний Джордж Мартин не мог определиться с солистом, все четверо обладали прекрасными вокальными данными. В результате Мартин пришёл к несколько неожиданному решению, что петь в группе будут все. 

Половина песен с дебютного альбома не принадлежала Битлз, это были  перепевки и каверы популярных в то время композиций, в том числе девчачьих групп. Для того времени половина собственных песен у группы — это ещё довольно много.

Пол: «Сейчас это воспринимается как должное, а в то время так никто не делал. Мы с Джоном начали писать благодаря Бадди Холли. Это было здорово — вместо того чтобы вспоминать или придумывать песню самому, я смотрел, как играет Джон, будто он был моим отражением в зеркале. Это отличный способ писать. Мы написали Love Me Do и I Saw Her Standing There, между нами установилось что-то вроде партнерских отношений. К кому-нибудь из нас в голову приходила мысль, а потом мы начинали обсуждать ее. В том, как мы пасовали друг другу идеи, было что-то от состязания. Мы писали песни вдвоем. Я записывал песни в школьной тетради и всегда подписывал вверху: «Подлинное произведение Леннона и Маккартни». Эта надпись красовалась на каждой странице».

На этом альбоме авторство битловских песен указано как МакКартни/Леннон. Начиная со второго, порядок поменяли, и авторство указывалось в известной всем форме Леннон/МакКартни.

 

 

I Saw Her Standing There - песня, открывающая дебютный альбом группы Битлз Please Please Me.

Песня является плодом совместной работы Леннона и Маккартни, хотя основана на идее Пола.

Маккартни задумал эту песню (под названием «Seventeen»), когда он возвращался домой с концерта «Битлз» в Саутпорте (Мерсисайд); позже (в сентябре 1962 года) песня была доработана в его доме на Фортлин-Роуд в Ливерпуле вместе с Ленноном. По словам самого Маккартни, при сочинении этой песни он заимствовал басовый рифф из песни «Talking About You» Чака Берри. Совместная работа Леннона и Маккартни над песней заложила принципы всего их дальнейшего сотрудничества; как позже комментировал сам Маккартни: «У меня было „She was just seventeen“, а потом „Beauty queen“. Когда я показал это Джону, он расхохотался, после чего сказал: «Ты шутишь по поводу этой строчки, правда?»  Это был один из первых случаев, когда он сказал: «Что? Это нужно изменить…»

Misery - песня была написана Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Согласно Леннону, «это была больше песня Джона, чем песня Пола, однако, она была написана совместно». Маккартни же приписываются следующие слова: «Не думаю, что кто-то из нас был главным в этой песне, это была просто заказная работа».

По настоянию Брайана Эпстайна Битлз написали несколько песен для других исполнителей: Эпстайн видел в этом хороший источник дохода и способ продвижения группы. Песня Misery написана для Элен Шапиро, 16-летней певицы, в то время гастролировавшей с Битлз. Менеджмент певицы не принял песню, и когда участникам The Beatles потребовался оригинальный материал для их альбома Please Please Me, они записали свою версию этой песни, придав ей, по словам Иэна Макдоналда, «забавные нотки подростковой жалости к себе».

Anna (Go to him) -  песня, написанная и исполненная Артуром Александером (американский автор и исполнитель). Но прославилась она благодаря кавер-версии, вышедшей на дебютном альбоме группы Битлз.

Песня очень нравилась Джону Леннону, поэтому вошла в ранний репертуар группы и была отобрана для её дебютного альбома.

Chains — песня, написанная американскими авторами Джерри Гоффином и Кэрол Кинг. Песня Chains довольно быстро стала популярной среди музыкальных групп Ливерпуля и была включена также и в репертуар Битлз. В песне основную вокальную партию исполняет Джордж Харрисон. Во вступлении к песни звучит характерная для ранних песен «Битлз» губная гармоника.

Первая известная широкой публике запись Битлз с Джорджем в качестве лид-вокалиста и "фирменной" битловской многоголосицей.

Boys -  песня, написанная американскими авторами Лютером Диксоном и Уэсом Фарреллом, впервые исполненная американской женской группой «The Shirelles».

Основную вокальную партию исполнил Ринго Старр — это была его первая запись с «Битлз» в роли ведущего вокалиста.

При записи и исполнении песни группа не переживала по поводу возможного гомосексуального контекста, однако, они изменили местоимения, имеющие отношения к полу. В октябре 2005 года Пол Маккартни в интервью журналу «Rolling Stone» заявил: «Это действительно была девчоночья песня: «Я сейчас говорю о мальчиках!». А может, это была гомосексуальная песня. Но мы даже не вслушивались. Это — просто замечательная песня. Я думаю, это просто песня о молодости — и до лампочки всё остальное. Я обожаю наивность тех дней».

Ask Me Why - песня группы Битлз, впервые вышедшая в Великобритании на стороне Б сингла Please Please Me; впоследствии песня вошла также в одноимённый альбом группы.

Композиция была написана в начале 1962 года и является большей частью плодом творчества Джона Леннона. Песня, несмотря на кажущуюся простоту, имеет сложную структуру. Куплет при повторении меняется, чтобы лучше подходить к "мосту" между частями песни. Таким образом, куплет имеет три разных варианта. Последовательность куплетов и припевов не совпадает с принятым на тот момент поп-стандартом.

Please Please Me - песня группы The Beatles, ставшая заглавной для второго сингла группы, а также давшая название первому студийному альбому группы (в котором тоже звучит). Песня написана Джоном Ленноном.

После записи Джордж Мартин произнёс через студийную систему связи: "Поздравления, джентльмены, вы только что записали свой хит номер один".

22 февраля 1963 года песня достигла первой позиции в британских чартах журналов New Musical Express (наиболее авторитетный чарт в то время) и Melody Maker. Впоследствии подобная участь ждала каждую битловскую песню, композиции ливерпульцев неизменно возглавляли самые авторитетные американские и европейские чарты.

 

Love Me Do – первый сингл группы, впоследствии вошедший на дебютный альбом (подробнее см. выше).

 

P.S. Love You - песня группы Битлз, написанная в основном Полом Маккартни. Песня вышла на стороне «Б» первого сингла группы (Love Me Do) 5 октября 1962 года, а также вошла в первый студийный альбом Битлз.

Как и в случае с Love me do, Ринго ещё не был допущен до записи. На ударных играл Энди Уайт, Ринго гремит маракасами.

Песня была написана в 1961 году, когда Пол Маккартни был в Гамбурге. Текст песни написан в форме письма.

Baby It’s You — песня, написанная Бёртом Бакараком (музыка), Лютером Диксоном (под псевдонимом Барни Уильямс) и Маком Дэвидом (слова).

The Beatles исполняли Baby It’s You во время гастролей с 1961 по 1963 год и включили ее в свой дебютный альбом.

Do You Want to Know Secret? - песня в исполнении Джорджа Харрисона, выпущенная на альбоме Please Please Me.

Текст песни в основном написан Джоном Ленноном. Вдохновением для песни послужила композиция «I’m Wishing» из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» компании Уолт Дисней. Первые две строки из мультфильма «Want to know a secret? Promise not to tell?» (англ. Хочешь узнать секрет? Обещаешь никому не рассказывать?) идут сразу же в начале песни.

A Taste of Honey - известная музыкальная композиция, написанная Бобби Скоттом и Риком Марлоу.

В битловском варианте лид-вокал принадлежит Полу Маккартни.

 There’s a Place - песня была написана совместно Джоном Ленонном и Полом Маккартни в ливерпульском  доме Маккартни по Фортлин Роуд.

Текст песни чуть более интеллектуален, чем большинство поп-музыки того времени: британских песенок о поцелуях и американских о сёрфинге. Впервые появляются характерные для Джона строчки в духе "In my mind there`s no sorrow". Позднее тема изоляции будет развита, например, в Strawberry Fields Forever.

Twist and Shout — песня, написанная американскими авторами Филом Медли и Бертом Расселом. Песня стала частью концертного репертуара Битлз ещё в 1962 году.

Джон Леннон откровенно ненавидел эту песню, потому что при ее исполнении постоянно срывал голос. Именно поэтому группа обычно закрывала этой композицией свои выступления.

Для альбома Please please me песня записывалась в самом конце марафона, в течение которого группа записала 10 песен.

Продюсер Джордж Мартин понимал, что вокалу Леннона придётся тяжело, поэтому оставил песню на самый конец сессии. Когда участники группы приступили к записи, в их распоряжении оставалось лишь 15 минут из заранее заказанного студийного времени.

В день записи Леннон страдал от простуды и в течение сессии постоянно пил молоко и рассасывал таблетки от кашля, чтобы смягчить горло: именно поэтому его вокал в песне звучит хрипловато, а в самом её конце даже слышен его кашель. Позднее он отмечал, что ещё долго впоследствии его голос не был в настолько же плачевном состоянии, а также, что при каждом глотательном движении он словно чувствовал в горле наждачную бумагу.

После записи первого дубля была сделана попытка записи второго, однако, голос Леннона окончательно сел, и от повтора отказались.

Перед исполнением этой песни 4 ноября 1963-го года на Royal Command Performance в Театре Принца Уэльского перед королевой Англии Джон выдал свое знаменитое:

«Для нашего последнего номера я бы хотел попросить вашей помощи. Люди на дешёвых местах — хлопайте в ладоши. А остальные — бренчите драгоценностями».

 

P.S. Вот такой она получилась, дебютная работа ливерпульской четверки. В британском хит-параде альбом находился на первом месте в течение 30 недель подряд с 11 мая 1963 года. 

 

 

Ну а в качестве постскриптума я предлагаю послушать еще 2 песни. Сингл From Me to You (сторона А) и Thank You Girl (сторона Б) вышел в апреле 63-го.

From Me to You - Леннон и Маккартни сочинили эту песню 28 февраля 1963 года, находясь в автобусе, следующем в Шрусбери. Название композиции было навеяно названием рубрики писем в журнале New Musical Express, который они тогда читали, — «From You to Us». Маккартни отмечал, что их ранние песни нередко включали в себя слова «я», «меня» или «ты» как способ сделать их «очень прямыми и личными». Оба автора, как Леннон, так и Маккартни, внесли примерно одинаковый вклад в написание песни. Сам Маккартни отозвался о ней как об «очень совместно написанной».

В итоге песня вышла довольно свежей и броской для Битлз, поэтому её решили выпустить в виде сингла.

Показателем того, насколько успешными стали Битлз благодаря этой песне, может служить отзыв Маккартни: «Впервые я подумал, что мы действительно круты, когда лёжа как-то утром в постели я услышал, как молочник насвистывает From Me to You. Да что там, я уверен, что как-то слышал, как даже птица её насвистывала. Клянусь, я слышал!»

Thank You Girl - песня была написана Джоном Ленноном и Полом Маккартни в качестве дани уважения к мночисленным поклонницам группы; исходное название песни было «Thank You, Little Girl». По словам Маккартни, «Мы знали, что если мы напишем песню под названием «Спасибо, девушка», многие из тех девушек, что писали нам письма, примут это за искреннее «спасибо». Поэтому многие из наших песен были напрямую обращены к поклонникам».

Леннон позже отмечал, что песня изначально задумывалась как сингл: Thank You Girl была одной из попыток написать сингл, которая не удалась. Поэтому песня стала стороной Б. В апреле 1972 в интервью журналу Hit Parader он сказал: «Песня была написана Полом и мной. Это была просто глупенькая наскоро написанная песенка». Маккартни, похоже, сходился с Ленноном в оценках, отзываясь о Thank You Girl как о «несколько заказной песне, которая тем не менее стала хорошей практикой».

 

Продолжение следует....