7 мин.

Люди года. Освальдо, гитара и костюм

Пабло Освальдо, этот парень – настоящий. Фото: Fotobank/Getty Images/Claudio Villa

Спортивный 21 век обжигает глаза неоном; здесь за яркой вывеской далеко не всегда можно найти что-то стоящее и любопытное. Вокруг ирокезы, твиттеры, дорогие автомобили, расизм, бутсы кислотных расцветок. Здесь распространен типаж хичкоковского Нормана Бэйтса, в котором привлекательность и миловидность соседствуют с отталкивающими расстройствами личности.

Может быть, я просто не туда смотрю, но то и дело натыкаюсь на неадекватность Балотелли, какие-то дикие выходки бразильцев (раз, два), читаю в интервью Эль-Шаарави что-то про его «возросшую сексуальную активность» и после проваленного Евро получаю в лицо от господина Аршавина пуленепробиваемое и уже крылатое «Это ваши проблемы». Шаг влево, шаг вправо от собственно спорта – и ты рискуешь непременно опрокинуть на себя какую-нибудь корзину с грязным бельем.

Поэтому когда из-за многочисленных черепов, надписей, узоров и других странных татуировок вдруг выглядывает вполне обыкновенное, простое человеческое лицо, на душе становится приятнее. Либо мир сошел с рельс, либо у меня проблемы с головой – теперь радостные эмоции вызывает появление не экстраординарного, а хотя бы просто адекватного интересного персонажа. Раньше в восторг приводили Хорхе Кампос с его ярким тряпьем, Эдгар Давидс с его фирменными очками и Деннис Бергкамп с его трогательной аэрофобией. Теперь я признаюсь, что стал фанатом ориундо Пабло Даниэля Освальдо – боевика из банды Зденека Земана, который прост, бутылка рома.

Когда из-за многочисленных черепов, надписей, узоров и других странных татуировок вдруг выглядывает вполне обыкновенное, простое человеческое лицо, на душе становится приятнее

Для себя я приметил Освальдо в 2007 году, когда он облагородил своим присутствием «Фиорентину» Чезаре Пранделли. В дебютном матче Дани уложил в сетку «Ливорно» два отличных мяча и на мгновение напомнил самого Габриэля Батистуту. Рвением, нацеленностью на ворота, природным чутьем форварда, «автоматной очередью» после забитого гола. Правда, в мировых масштабах Освальдо еще не представлял ничего особенного – этакий худощавый студент с хорошими задатками, но сырой и нестабильный. Во Флоренции раскрыть его талант в полной мере не смогли, он сам горячо просился на выход и в итоге был переправлен в «Болонью», а потом ускакал аж в «Эспаньол».

В ноябре только что истекшего 2012 года Освальдо выдал роскошное интервью GQ Italia. В котором вывалил уйму интересного и заставил посмотреть на себя под другим углом. Еще в начале сезона, когда «Рома» на официальном сайте запустила интересную тему с выкладыванием на всеобщее обозрение плейлистов игроков и персонала, внимание привлек Освальдо с его любовью к The Rolling Stones, Led Zeppelin, Guns N’ Roses, Nirvana, Metallica и другим подобным исполнителям.

По сути – ерунда ерундой, но знать, что есть футболист, который держит в любимых треках «Come As You Are», оказалось очень приятно. Особенно учитывая, что из основной массы футбольных наушников сейчас несется в лучшем случае рэп, в худшем – поп. Всегда радует находить что-то общее – это располагает, это подталкивает к тому, чтобы узнать игрока/человека получше. И вот как раз кстати подоспевает это интервью, до которого я почему-то добрался довольно поздно.

Как-то совсем позабылось, что «Фиорентина» – не первый итальянский клуб Освальдо. Впервые его нога неуверенно ступила на итальянскую землю в Бергамо. 12 января 2006 года ему исполнилось 20, а уже через несколько дней он оказался черт знает где: «Снег, мороз, захолустный отель, окруженный промзоной Зингонии… Добравшись до номера, я разрыдался. Было очень тяжело – рядом ни одного аргентинца или уругвайца, партнеры разговаривают и шутят на языке, который я не понимаю… У меня едва не началась паранойя – казалось, что они все время смеются именно надо мной».

В «Аталанте» толком не получилось, зато в «Лечче» под руководством Зденека Земана Освальдо обнажил кое-какие грани таланта и заработал приглашение в «Фиорентину». Дальше, как мы уже выяснили, были «Болонья» и «Эспаньол». И вот в Испании Освальдо разошелся не на шутку – стал регулярно забивать и заработал обратное приглашение в Италию. «Рома» отстегнула «попугаям» 15 миллионов евро.

Как и Миро Клозе, перед которым падают на колени почтальоны, Освальдо вскоре успел почувствовать на себе жгучую любовь римских тифози: «Порой мне хочется стать кем-то неизвестным, просто погулять по площади. Но в Италии это невозможно, здесь нет баланса, середины, одни крайности. Это меня бесит. В Барселоне мы с другом ходили на Площадь Каталонии, и там он рисовал портреты прохожих, а я сидел рядом и играл на гитаре. Никто не узнавал меня, и это было прекрасно». В этой фразе – весь Освальдо. Это по-настоящему завораживает – от него не надо автографов, с ним хочется подружиться, присесть рядом на асфальт, лениво перекинуться парой ничего не значащих фраз и в унисон подпеть что-нибудь из Хоакина Сабины.

В толпе его очень трудно идентифицировать как звезду футбола – он растрепан, неопрятен, носит странные металлические браслеты и цепочки, в ухе блестит пиратское кольцо, жесткие корявые усы и борода дополняют образ героя какой-нибудь рок-эпопеи

«Я не фанат футбола, я просто в него играю. Придет время, и я стану музыкантом. На самом деле мне кажется странным, что, скажем, врачи зарабатывают меньше футболистов», – рассуждает Освальдо. В толпе его и правда очень трудно идентифицировать как звезду футбола – он растрепан, неопрятен, носит странные металлические браслеты и цепочки, в ухе блестит пиратское кольцо, жесткие корявые усы и борода дополняют образ героя какой-нибудь рок-эпопеи. Это натуральный, а не выдуманный секс-символ – он органично смотрится в рекламе белья Dolce&Gabbana, его сравнивают с Джонни Деппом. «Ну, не так уж плохо», – ухмыляется Дани. Девчонки на форумах итальянских женских глянцевых журналов не в силах изгнать бабочек из животов: «Я бы сама сделала с ним интервью. В моей комнате, чтобы нам никто не мешал…»

Если бы он наконец не попал к нужному тренеру, наверняка сейчас мы бы уже слушали его альбомы, а не наслаждались бисиклетами и другими трюками. Наиболее точно Освальдо охарактеризовал Зденек Земан: «Дани – это сама сила природы». Даже как-то странно, что человек, не живущий футболом 24 часа в сутки, может играть так здорово. В цейтноте штрафных площадей с мячом он чувствует себя так же комфортно, как и на Площади Каталонии с гитарой – почти всегда он бог, царь и хозяин положения.

У нападающего Освальдо есть: мощный, поставленный удар с обеих ног; феноменальные навыки игры головой; ярко выраженные акробатические таланты; изумительная координация; чутье, позволяющее выбирать идеальную позицию для последнего выстрела. Не хватает разве что дисциплинированности, но требовать от Дани быть паинькой бесполезно. Попробуйте уговорить рокера не вклиниваться в пьяную драку – он все равно не послушает и пойдет на азартный абордаж.

Кстати, 27 ему исполнится уже через пару дней, и к этим годам он обзавелся внушительным списком прозвищ: «Койот», «Цыган», «Хипстер», «Киллер». Самое свежее – «Симба» – ему дали фанаты «Ромы». Нетрудно догадаться, с чего вдруг. Если Батистута был Королем Львом, то Освальдо стал его Симбой.

Одному богу известно, на что в свое время рассчитывал Эрик Ламела, вступая в перепалку с Освальдо. После матча против «Удинезе» Пабло был в бешенстве – Ламела несколько раз проигнорировал его и не отдал пас. В раздевалке Эрик точно так же надменно пропускал претензии Дани мимо ушей, и все в итоге закончилось тем, чем должно было закончиться.

– Я старше тебя, и здесь тебе не «Ривер», поэтому отвечай, когда я спрашиваю!

– Заткнись, ты не Марадона!..

…После этого Освальдо отвесил Ламеле затрещину и попал на крупный штраф. И правильно, в общем-то, сделал – проглотить наглость молодого аргентинца смог бы только святой. Лишь рамки профессионального футбольного клуба и подоспевшие партнеры уберегли Ламелу от выбитых зубов.

Весь он какой-то необузданный, раздолбанный, неуправляемый. Не пустомеля, не гламурный спортивный богатей, не плохой и не хороший. Мужик, такой, какой есть, каким должен быть

Спортивные успехи Освальдо пока скромны, но уже вполне ощутимы. Вполне вероятно, что через сезон-другой он куда-нибудь перейдет – во всяком случае, то, что он предлагает, всегда будет востребовано топ-клубами. Жаль только, что у него не получится уйти на повышение и снизить общественный интерес к собственной персоне одновременно. Пока гитара висит на гвозде и ждет, что когда-нибудь ей посчастливится уступить место бутсам.

Весь он какой-то необузданный, раздолбанный, неуправляемый. Не пустомеля, не гламурный спортивный богатей, не плохой и не хороший. Вот мужик, такой, какой есть, каким должен быть. Не стесняется рассказывать о слезах, радуется отсутствию повышенного внимания к себе, слушает хорошую музыку, не дурак почесать недруга кулаком по физиономии.

«Если бы мой партнер сдал игру, я бы не побежал в прокуратуру. Я бы просто избил его», – грозится Освальдо. И ему веришь. Готов держать пари: выпусти на ринг разъяренного Освальдо и поставь перед ним Пепе, Ибрагимовича, Балотелли (кто еще там есть из таких, самоуверенных?) – ориундо уйдет победителем. Потому что где искренность – там и сила.

Я давно не начинал болеть за команду из-за конкретного футболиста. И за «Рому» я болеть не стану. А вот за Дани – с огромным удовольствием. Потому что в нем очень много того, что мы ценим в окружающих нас людях. Сказать о каком-либо спортсмене с уверенностью «Этот парень – настоящий» не так-то просто.

А об Освальдо по-другому ведь и не скажешь.

***

В 1997 году старушка Мередит Брукс записала свой единственный хит «Bitch», и сейчас его припев удивительно хорошо ложится на образ Пабло Даниэля Освальдо (с заменой всего одного слова):

I’m a bitch, I’m a lover

I’m a child, I’m a father

I’m a sinner, I’m a saint

I do not feel ashamed

I’m your hell, I’m your dream

I’m nothing in between