Гений на полтора часа. Ларс Риккен
Новую рубрику FootballTop.ru открывает пронзительный рассказ о человеке, которому для попадания в историю хватило 16 секунд.
В литературе есть понятие «писатель одной книги». Так называют авторов, слава которых целиком и полностью зиждется на одном, но гениальном труде. Сервантес написал десяток пьес и романов, но об их существовании осведомлены только литературоведы, тогда как с «Доном Кихотом» знаком весь мир. Грибоедов создал несколько пьес, но остался в истории исключительно как автор «Горя от ума». То же можно сказать и о Маргарет Митчелл с ее «Унесенными ветром», и о Лагине с его «Хоттабычем», и о многих других. Так получилось, что в массовом сознании они целиком и полностью увязаны лишь с одной книгой, зачастую не составляющей и десятой доли их творческого наследия. К слову, подобное положение дел частенько раздражало и раздражает мастеров пера. Хрестоматийный пример — Конан Дойл, мечтавший о славе серьезного исторического романиста и решительно не понимавший, почему все его действительно очень сильные романы отодвинуты на второй план «легкими поделками» о Шерлоке Холмсе.
Человеческой памяти свойственно хранить только самое яркое, самое нестандартное. Поэтому в истории остаются не только и не столько те, кто способен на протяжении долгого времени выдавать качественный продукт, сколько те, кому удавалось хотя бы на мгновение выйти за рамки обыденности и потрясти планету. Пускай потом они и близко не подбирались к такому результату, но эффект, произведенный их достижением, зарезервировал за ними нишу в вечности.
В новой рубрике FootballTop.ru мы расскажем вам о футболистах, вся карьера которых сводится к одной-единственной игре, обеспечившей им бессмертие…
***
Красивый гол, не правда ли? Он вполне мог бы попасть в любую современную подборку лучших мячей недели, месяца, а то и года. Соответственно, его автор априори заслуживает уважения. При этом простое перечисление обстоятельств, сопутствовавших голу, постепенно превращает уважение в восторг. Ведь этот роскошный удар был нанесен не абы где, а в финале Лиги чемпионов. Автору мяча Ларсу Риккену был 21 год. А самое поразительное то, что это было первое ТТД Риккена в матче. До этого он провел на поле ровно 16 секунд…
«Парашют» от молодого форварда «Боруссии» поставил крест на лигочемпионской мечте туринского «Ювентуса». «Бьянконери» считались явными фаворитами того финала, однако против них сыграл географический фактор — решающий матч проводился на мюнхенском «Олимпиаштадионе», где, понятно, «Боруссию» поддерживали совсем не нейтрально. Отменная выучка вкупе с определенной долей фарта позволили «шмелям» уже к перерыву обзавестись серьезным заделом в два мяча — дублем отметился любимец дортмундских фанатов Калле Ридле.
После антракта апеннинцы активизировались, Дель Пьеро отыграл один мяч, и в какой-то момент показалось, что «Юве» спасется. Однако всесильному Року приглянулся другой, более замысловатый сюжет.
На 70-й минуте Оттмар Хитцфельд снял с игры притомившегося Стефана Шапюиза, решив предоставить шанс восходящей звезде Риккену. Ларс флегматично снял тренировочный костюм, вышел к бровке, традиционным жестом поблагодарил Шапюиза за отличную работу, оглянулся, принял пас и дерзко зашвырнул мяч «за шиворот» опешившему Перуцци. Для того чтобы решить исход главного матча европейского сезона, парню понадобилось 16 секунд. Рекорд, который, по всей видимости, не будет побит никогда.
Само собой, подвиг Риккена породил колоссальный интерес прессы. В мгновение ока подающий надежды форвард стал главной медийной персоной всего континента. Сезон 1997/98 Ларс встречал в статусе твердого игрока основы. В Германии мало кто сомневался, что является свидетелем старта долгой и успешной карьеры. Но человек, как известно, лишь располагает. У Риккена не было большого будущего. Впереди у него был «танкодром» в Билефельде и тяжелая травма колена. Травма, оставившая надежду нации без мундиаля.
Дальнейшее развитие карьеры нашего героя сподручнее изучать не по футбольным справочникам, а по медицинской карте. Такое ощущение, что колени дортмундца в прошлой жизни принадлежали очень нехорошему человеку — ничем иным объяснить все то, что выпало на их долю после реинкарнации, нельзя. Череда повреждений оставила Риккена за бортом Евро-2000. Единственным международным турниром, в котором Ларсу довелось поучаствовать, стал мундиаль 2002 года. Правда, в Японии и Корее нападающий не сыграл ни минуты, просидев весь чемпионат за спинами Мирослава Клозе, Оливера Нойвилля и Оливера Бирхоффа. Тем не менее свое серебро Риккен получил.
В 2007 году решением главкома «шмелей» Томаса Долля Риккен был переведен в «Боруссию II». Попылив еще два сезона, форвард принял решение окончить карьеру игрока. Сейчас Ларс работает координатором отдела по работе с воспитанниками в клубной системе «Боруссии». Похоже, что эта работа ему пришлась по вкусу: журналисты единогласно говорят, что о молодых игроках «черно-желтых» Риккен готов говорить часами. Видимо, Ройс и Гетце напоминают ему себя образца того самого благословенного вечера, когда Ларс поставил на колени великий «Ювентус». И сейчас он молит Бога только об одном — чтобы футбольные судьбы дортмундских звездочек сложились по-другому…
P.S. Официальный сайт «Боруссии» признал гол Ларса Риккена лучшим мячом клуба в ХХ веке.
Фото: Getty Images, DFP, gwsdo.wordpress.com, uefa.com, telesport.hu
Было ошибкой брать как пример литературу. Музыка больше отвечает цели статьи. Сколько вокруг исполнителей-однодневок - не счесть. А "Хрестоматийный пример — Конан Дойл" - просто смешон в контексте статьи. Перекладывая ваш пример на футбол получаем обратную Риккену картину - человека регулярно становившегося лучшим бомбардиром национального первенства, негодующего на то что его победные голы в ЛЧ и на Кубках Мира и Европы никто не замечает)
Всё-таки сорокалетний цикл успешных рассказов, в каком бы виде не задумывалось его участие - здесь лишний.