Шестидесятые как эпоха The Beatles. Начало (1957-1962)
Я долго не могла собраться и опубликовать первый пост о своей любимой группе. Защита курсовой, зачеты и Новый год просто не оставили мне шансов. Но теперь, когда все хлопоты и суета позади, я могу начать свое повествование.
Рассказать о месте и значении The Beatles в истории рок-н-ролла, рока и всей музыки в целом очень непросто. Битлы стали легендами еще при жизни, музыкальным и социальным феноменом XX века, совершив культурную революцию и навсегда изменив место музыки в жизнях людей. Вот уже полвека мир не может вылечиться от, наверное, самой приятной болезни – битломании.
The Beatles продвинули Великобританию как музыкальный центр, проложили дорогу так называемому «британскому вторжению». Группа оказала значительное влияние на развитие звукозаписывающих технологий и музыкальный рынок. Своим творчеством они поделили всю музыкальную индустрию на периоды «до» и «после» The Beatles.
По богатству аранжировок и разнообразию материала равных им в 60-е не было. Говорят, что время меняет музыку, но в 60-е годы прошлого столетия наблюдалась совершенно обратная картина – музыка Битлз меняла время. Это десятилетие пролетело под мелодии четырех ливерпульских парней, вдохновивших своим примером все последующие поколения.
Просуществовав в классическом составе «всего» 8 лет, битлы успели выпустить 13 студийных альбомов, несколько десятков синглов, написать около двухсот песен, снять 4 фильма и один мультипликационный фильм, получить такие престижные награды как Оскар и Грэмми, а также ордена Британской Империи от Елизаветы II.
Объять необъятное очень сложно, но тем не менее я предлагаю пройти вместе со мной этот путь и проследить за тем, как менялось творчество Битлз, как Джон, Пол, Джордж и Ринго прогрессировали как композиторы и поэты, а также увидеть как все начиналось и чем в итоге закончилось.
Классический состав:
Джон Леннон (родился 9 октября 1940-го года в Ливерпуле) — ритм-гитара, вокал, бэк-вокал, губная гармошка, клавишные;
Пол Маккартни (родился 18 июня 1942-го года в Ливерпуле) — бас-гитара, вокал, бэк-вокал, фортепиано, ударные, духовые инструменты;
Джордж Харрисон (родился 25 февраля 1943-го года в Ливерпуле) — соло-гитара, вокал, бэк-вокал, ситар;
Ринго Старр (настоящее имя Ричард Старки, родился 7 июля 1940-го года в Ливерпуле)— ударные, вокал, бэк-вокал, перкусионные инструменты.
В предисловии не будет музыки и песен. Речь пойдет о становлении группы, первых шагах ребят и тех путях, которые привели четырех парней, их менеджера и продюсера к созданию успешной и популярной группы, аналогов которой в мире не было.
Официальной датой основания группы Битлз, фигурирующей во всех источниках, является 1960-й год. Однако, можно сказать, что костяк этой группы сформировался немного раньше.
6 июля 1957 года, во время концерта в саду ливерпульской церкви Святого Петра, Айвен Вон познакомил 16-летнего Джона Леннона с Полом Маккартни, которому на тот момент уже исполнилось 15. Таким образом, в уже прошлом 2012-м году отмечалась 55-я годовщина знакомства двух половинок одного из самых гениальных и влиятельнейших тандемов в истории музыки.
Концерт, о котором шла речь выше, был организован Джоном и его группой The Quarrymen. Обычные ливерпульские подростки в те времена имели возможность быть в курсе главных событий мира музыки, т.к. Ливерпуль – город портовый, и моряки привозили из Штатов и других стран пластинки наиболее известных и популярный исполнителей, которые вызывали огромный интерес у молодежи. Джон был так впечатлен рок-н-роллом, что решил сколотить собственную группу.
В этот самый полулюбительский коллектив тинейджер Леннон и пригласил Маккартни, т.к. был в восторге от его музыкальных способностей. «Во время первой же встречи я повернулся к нему и спросил: «Хочешь играть с нами?» Насколько я помню, на следующий день он ответил «да». Мы с Полом сразу спелись и скоро привыкли друг к другу», - вспоминает Леннон.
Спустя год в группу на постоянную основу был приглашен 15-летний Джордж Харрисон, мальчик, учившийся с Полом в одной школе, и тоже проявлявший немалый интерес к рок-н-роллу.
Пол рассказал Джону и остальным ребятам из группы «Куорримен» о парне из школы по имени Джордж: «Он здорово играет на гитаре, поэтому, если вам нужен гитарист, лучше, чем он, вам никого не найти». Они ответили: «Ладно, только надо послушать, как он играет». Джордж умел играть песню Raunchy так, что она звучала, как на пластинке. Однажды вечером мы все забрались на верхний этаж автобуса, и я сказал: «Давай, Джордж». Он взял гитару и доказал, что он и вправду умеет играть, и все согласились, что он выдержал испытание. Как когда-то было со мной, когда выяснилось, что я знаю слова Twenty Flight Rock. А про Джорджа ребята сказали так: «Еще молод, конечно, но Raunchy играет здорово, это точно». С тех пор Джордж стал нашим штатным гитаристом».
Джон: «Пол познакомил меня с Джорджем, и мне пришлось решать, брать Джорджа в группу или нет. Я взял его в группу, нас стало трое, а остальные постепенно разбежались. Я предложил Джорджу присоединиться к нам, потому что он знал много аккордов — гораздо больше, чем знали мы. У него мы многому научились».
В начале музыкальной карьеры мальчикам было негде разгуляться. Ребята в основном выступали на вечеринках и свадьбах за еду и другие угощения.
На Рождество 59-го года к группе присоединился Стюарт Сатклифф, который вместе с Джоном учился в школе искусств. Однажды Стюарт продал свою картину за шестьдесят пять фунтов. На что можно потратить целых шестьдесят пять фунтов? Все мы напоминали ему: «Надо же, какое совпадение, что тебе заплатили именно столько, Стюарт, — почти столько же стоит бас «Хофнер». Он отвечал: «Нет, я не могу просто взять и потратить эти деньги». В те времена это было целое состояние, как наследство. Он говорил, что должен купить холсты или краски. Мы отвечали: «Стю, дорогой, ну ты сам подумай: это же «Хофнер», мы станем козырной группой. А это — слава!» Он сдался и купил огромный бас «Хофнер», рядом с которым выглядел карликом. Беда была в том, что играл он плохо. Но, несмотря на этот недостаток, бас смотрелся здорово, а на игру Стюарта никто не обращал внимания.
Стюарт Сатклифф
Но настоящего бита у них по-прежнему не было, и тут появился один добрый старичок, который сказал (цитирую): «У вас нет барабанов!» — «У нас нет барабанов!» — воскликнули они. Так у них начали появляться барабаны — одни приходили, другие уходили. Отсутствие постоянного профессионального барабанщика стало для группы настоящей головной болью. Через них прошла целая толпа ударников. Поменяв троих, они составили почти полную ударную установку из барабанов, которые те забывали в группе.
Джорджу суждено было стать связующим звеном между группой и ударниками. Когда в 1960-м году группу впервые пригласили на гастроли в Гамбург, именно Харрисон позвал с собой Пита Беста, барабанщика, с которым он познакомился в одном из ливерпульских клубов.
Пит Бест
Таким образом, перед первой поездкой в Гамбург у The Beatles сформировался первый официальный состав.
Слева направо: Пит Бест, Джордж Харрисон, Джон Леннон, Пол Маккартни и Стюарт Сатклифф.
Группе требовалось новое название. Многие спрашивают: что такое Битлз? Почему Битлз? Битлз — откуда взялось это название?
Название придумали Джон и Стюарт. Однажды апрельским вечером 1960 года, гуляя по Гамбьер-Террас возле Ливерпульского собора, Джон и Стюарт объявили: «Мы хотим назвать группу Битлз. Мы подумали: «Хм, звучит жутковато, верно?» — «Ничего страшного, у этого слова два значения». Джон искал слово, которое имело бы два значения, как название группы The Crickets, и от «сверчков» перешел к «жукам». И он поменял в этом слове вторую букву "и" на "эй", потому что само слово beetles (жуки) имеет только одно значение. Если произнести название вслух, людям представляются ползучие насекомые, а если прочитать его, выходит «бит» — «музыка».
Итак, вернемся к Гамбургу. Поездка в Германию стала первой серьезной работой для молодых музыкантов. Джону, самому старшему из них, было всего 19, самый младший – Джордж в том году отметил 17-летие.
16 августа 1960-го года группа покинула Англию, а уже на следующий день состоялся их первый концерт в гамбургском клубе Indra, в котором группа играла до октября. После жалоб соседей на слишком громкую музыку квинтет переехал и с октября и до конца ноября они играли в клубе Kaiserkeller.
В Гамбурге битлы прошли настоящую школу выживания.
Пол: «Мы жили за кулисами в кинотеатре Бемби, рядом с туалетами, вонь которых ощущали постоянно. Нас поселили в старой кладовой, где были только бетонные стены и больше ничего. Ни отопления, ни обоев, ни мазка краски, две двухъярусные койки, как в лагере, и несколько одеял. Мы сильно мерзли. Нам пришлось буквально зазывать в клуб слушателей, мы играли в полной темноте, почти в пустом зале. Мы буквально вцеплялись в пару зевак и играли все, что они хотели, весь наш репертуар. «Хотите, будем петь по заявкам?» (Занят был только один столик.) — «Да». Мы поминутно шутили, старались вовсю, чтобы им захотелось прийти снова».
Поначалу ливерпульцам оказали холодный прием. «Сначала мы испугались, оказавшись в самой гуще клубной жизни», - вспоминал Джон.
График выступлений был предельно жёстким: как правило, в клубе один час играла одна группа, другой час — другая, на протяжении 12 часов. В Гамбурге им пришлось играть по многу часов подряд. Каждая песня продолжалась двадцать минут, в ней было двадцать соло. За ночь Битлз играли по восемь-десять часов. Так они и совершенствовались.
Джон: «В Гамбурге мы перестали чувствовать себя учениками, мы научились выступать перед публикой. Постепенно у нас прибавлялось уверенности в себе. Иначе и быть не могло — у нас появился опыт, мы играли ночи напролет. Хорошо было и то, что нас слушали иностранцы. Нам приходилось стараться вовсю, вкладывать в игру сердце и душу, превосходить самих себя».
Они почти ничего не ели, спали по 2-3 часа, только пили и играли на сцене. От официантов ребята впервые получили прелудин — стимулирующие таблетки, которые помогали им держаться на ногах и играть ночи напролет.
В Гамбурге группа познакомились со студентами местного арт-колледжа — фотографом Астрид Кирхгерр и художником Клаусом Форманом, сыгравшими значительную роль в биографии группы. Кирхгерр вскоре стала подругой Сатклиффа, и именно она переодела ребят в кожаные куртки, а в следующий приезд The Beatles в Гамбург, весной 1961 года, предложила новые причёски — волосы, зачёсанные на лоб и уши, а чуть позднее — пиджаки без воротников и лацканов.
Астрид Кирхгерр
Клаус Форман
Первые гастроли в Гамбурге закончились раньше, чем планировалось. Кошмидер (содержавший клуб Kaiserkeller) собирался продлить контракт и на 1961 год, но произошло следующее. The Beatles, не уведомив антрепренёра, дали концерт у конкурента — в клубе Top Ten. Кошмидеру такой поворот событий не понравился. Воспользовавшись формальным поводом (случайный небольшой пожар в кинотеатре, где ночевали битлы), он препроводил Пола и Пита в полицию. 30 ноября их депортировали в Англию. Ещё раньше депортировали несовершеннолетнего Джорджа. Джон был вынужден также покинуть Германию. Самый ценный элемент аппаратуры группы — усилитель Джон вёз на ремнях за своими плечами. Первые зарубежные гастроли на том закончились. Тем не менее, в декабре 1960 года в Ливерпуль вернулась уже другая команда. Они демонстрировали гораздо более зрелую игру и знали, как овладеть вниманием аудитории. «500 часов на сцене Гамбурга выковали стиль, который покорит весь мир».
Фото Астрид, сделанные в Гамбурге в 60-м году
Джон
Стюарт
Пол
Джордж, Стю и Джон
В апреле 1961 года группа отправилась на вторые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе Top Ten.
Фото все той же Астрид
По окончании этих гастролей из группы ушел Стюарт Сатклифф, который встречался с Астрид и изъявил желание остаться с ней в Гамбурге.
Правда, счастье молодых людей продлилось недолго: Стюарт скончался от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962-го года. Парню не было и 22-х лет.
Состав The Beatles в первой половине 1962-го года
Еще одной важной вехой в истории группы является ливерпульский клуб Cavern. С февраля 1961 года эпизодически, а с августа регулярно, The Beatles стали выступать в этом клубе. Немалую роль здесь сыграла мама Пита Беста — Мона Бест, управляющая одного из клубов, где играли The Beatles, а также дискжокей Cavern Боб Вулер, хорошо знавший ребят по Гамбургу. Они настояли на том, чтобы хозяин Cavern мистер МакФол прослушал группу и тот, вполне удовлетворённый результатами, предложил им контракт. Клуб до того имел репутацию заведения, где, главным образом, исполняли джаз, но новые ритмы и веяния брали своё.
Джордж: «Нас любили за то, что мы были уже опытными и много чему научились в Германии. Зрители не верили своим глазам. Все группы были похожи друг на друга, как близнецы, а потом появлялись мы, начинали прыгать и топать ногами. Настоящие дикари в кожаных костюмах. Нам понадобилось время, чтобы понять, насколько мы лучше остальных групп. Вскоре мы увидели, что, куда бы мы ни приехали, на наши выступления собирается все больше и больше зрителей. Люди приходили послушать именно нас, а не просто потанцевать».
Всего на сцене Cavern в 1961—1963 годах The Beatles выступили 262 раза, последнее выступление состоялось 3 августа 1963 года.
Осенью 61-го года у группы появился свой менеджер - Брайан Эпстайн, который владел в Ливерпуле магазином «NEMS», где торговал пластинками.
В субботу, 28 октября 1961 года, какой-то юноша зашел в магазин и попросил показать ему пластинку группы под названием Битлз. Брайан всегда старался следить за интересами покупателей и потому записал в блокноте: «My Воnniе, Битлз. Проверить в понедельник». Он никогда не задумывался о ливерпульских бит-группах, которые тогда играли в клубах-погребках. В его жизни им не было места, он принадлежал к другому поколению, к тому же был слишком занят. Название "Битлз" ему ничего не говорило, хотя потом смутно припомнил, что когда-то видел афишу с рекламой танцев в Нью-Брайтон-Тауэр и отметил для себя, как странно и нелепо написано это слово.
Но прежде чем Эпстайн успел в понедельник разузнать об этой группе, в магазин зашли две девушки и попросили тот же диск. Вопреки легенде, этим и исчерпывался спрос на пластинку Битлз в то время в Ливерпуле. Сомнений не было: если три покупателя за два дня готовы купить один и тот же никому не известный диск, это что-нибудь да значит. Брайан поговорил со знакомыми и выяснил, что Битлз и в самом деле ливерпульская группа, что она недавно вернулась на родину, а до этого выступала в клубах самого сомнительного из районов Гамбурга. Его знакомая сказала: «Битлз? Они лучше всех. На этой неделе они выступают в клубе Кэверн».
Брайан посетил концерт, он стоял в глубине зала и слушал, а потом зашел к ним в раздевалку. После личной встречи его подкупило человеческое обаяние ребят и присущее им чувство юмора.
Пол: «Однажды вечером мы отправились в магазин NEMS. Нас впустили в этот большой магазин уже после его закрытия, и это производило впечатление. Мы словно попали в собор. Мы поднялись наверх, в кабинет Брайана, чтобы заключить сделку. Разговор вел я, стараясь взять над ним верх. Я знал, что нужно добиться того, чтобы менеджер получал лишь небольшой процент от доходов. Остальные помогали мне, но на двадцати пяти процентах мы сговорились, и он заявил: «Годится, теперь я ваш менеджер».
Джон: «Брайан Эпстайн твердил: «Послушайте меня: если вы и вправду хотите попасть в большие клубы, вам придется измениться — перестать жевать на сцене, перестать браниться и курить. Он не пытался подправить наш имидж — он говорил, что мы выглядим не так, как следует, что нас никогда не пустят в приличное место. Он объяснил, что джинсы — это не слишком оригинально, что нам следовало бы носить обычные брюки».
Брайан уехал из Ливерпуля в Лондон, а когда вернулся, то сообщил: «Я договорился о прослушивании». Все были возликовали: прослушивать должны были в Декке. Брайан встретился с неким Майком Смитом, вскоре ребятам предстояло отправиться на прослушивание. Битлз приехали и исполнили все отобранные песни; они были перепуганы и сильно нервничали.
Джордж: «Что касается ответа из Декки, то ждать его пришлось целую вечность, хотя Брайан не переставал теребить их, и в конце концов нам отказали».
Джон: «Мы вернулись домой и долго ждали, а потом узнали, что нас отвергли, и решили, что это конец».
Брайан повсюду возил с собой пленку, которую записали в Декке. Возвращаясь из Лондона, Брайан какое-то время старался не встречаться с группой. Ему было трудно видеть ребят, потому что он получил двадцать отказов. «Гитарные группы уже выходят из моды, мистер Эпстайн». Наконец он пришел, чтобы объявить: «Боюсь, нас опять не приняли».
Джон: «К тому времени мы сблизились с ним и видели, что он действительно принимал это близко к сердцу. Он боялся сказать нам, что мы опять провалились».
Весной 62-го The Beatles отправились в свое третье путешествие в Гамбург. Брайан прислал ребятам в Германию телеграмму: «EMI предлагает записываться. Пожалуйста, отрепетируйте новый материал». Брайан сказал им, что предстоит запись. Но на самом деле он просто договорился, что их прослушает продюсер Джордж Мартин.
Джордж Мартин был известным лондонским продюсером. Он, несмотря на то, что рок-н-ролл не входил в круг его продюсерских интересов, все же заинтересовался молодыми людьми и выразил желание встретиться с ними.
Кстати, сегодня Джордж Мартин, продюсер The Beatles отмечает свое 87-летие.
Джордж: «Прослушивание в студии Парлофон состоялось в июне 1962 года. Оно прошло сносно. Думаю, Джордж Мартин почувствовал, что мы еще неопытны, но в то же время не лишены своеобразия».
В целом Джордж Мартин остался удовлетворен работой молодых парней, если бы не одно НО.
Пол: «Джордж отвел нас в сторонку и сообщил: «Ударник меня совершенно не устраивает. Не могли бы вы заменить его?» Мы сказали: «Нет, не могли бы!» В том возрасте такой поступок казался нам ужасным. Разве мы могли предать друга? Конечно, нет. Но речь шла о нашей карьере. Возможно, из-за этого с нами не захотят заключить контракт. То, что мы "отцепили" Пита, было для нас серьезным испытанием. Я искренне сочувствовал ему, потому что он многое терял, но, как я теперь понимаю, мы приняли сугубо профессиональное решение. Если он не соответствовал требованиям (слегка — по нашему мнению, и определенно — по мнению продюсера), выбора у нас не оставалось. И все-таки сказать об этом было нелегко. Наверное, ничего более сложного делать нам не приходилось».
Как вы наверное догадались, далее речь пойдет об одном очень важном персонаже, который до этого в повествовании не упоминался. Ринго Старр (Ричард Старки) в конце 50-х был одним из лучших барабанщиков Ливерпуля и его карьера складывалась удачнее и стремительнее, чем у коллег из Битлз.
Ринго: «Я носил множество колец, и меня окликали: «Эй, Рингз!» (Rings — кольца). Меня зовут Ричард, отсюда Ричи... и Рингз. А когда мы меняли имена, я назвался Ринго. Вместе с фамилией Старки это звучало неважно, поэтому я укоротил фамилию и добавил еще одно "р". Это имя я написал на большом барабане, с тех пор так и повелось».
Ринго, с детства любивший стучать по барабанам, был ударником в ливерпульском коллективе Rory Storm and the Hurricanes. В отличие от Битлз они были настоящей профессиональной группой, гастролировали по Британии и ездили за рубеж, носили одинаковые костюмы, жили в нормальных условиях и пользовались самолетами и поездами для перевоза инструментов.
Ринго познакомился с битлами все в том же Гамбурге в 60-м году. Группа Rory Storm and the Hurricanes играла в клубе Кайзеркеллер, куда из Индры перебрались и Битлз. После выступлений ребята вместе отдыхали, выпивали и общались.
Джордж: «Было одно обстоятельство: Пит редко проводил время с нами. Когда выступление заканчивалось, Пит уходил, а мы держались все вместе, а потом, когда с нами сблизился Ринго, нам стало казаться, что теперь нас столько, сколько полагается, и на сцене, и вне сцены. Когда к нам, присоединился Ринго, все встало на свои места. Наконец мы сообразили: Ринго должен стать постоянным членом группы. Я задумал переманить его к нам и уговаривал Пола и Джона до тех пор, пока они не свыклись с этой мыслью. Помню, я отправился к Ринго. Его не оказалось дома, но его мать предложила мне чаю, а я объяснил: «Мы хотим, чтобы Ринго играл в нашей группе». Она ответила: «Сейчас он в «Батлинз» вместе с Рори, но, когда он позвонит, я попрошу его связаться с вами», — и я оставил ей номер телефона».
Джон: «В группу Пит Бест попал только потому, что для поездки в Гамбург нам понадобился ударник. Мы с самого начала решили расстаться с ним, как только подыщем приличного барабанщика. Мы поступили, как трусы, дав ему отставку. Мы поручили это дело Брайану. Если бы мы сами сказали все в лицо Питу, было бы только хуже. Возможно, разговор кончился бы дракой. Мы знали о возможностях Ринго. Он стал звездой еще до того, как мы познакомились. Ринго был профессиональным ударником, умел петь, поэтому его талант рано или поздно все равно бы проявился. Не знаю, каким образом, но то, что у Ринго была искра Божья, было очевидно. От него словно что-то исходило. Он был личностью».
Пол: «Мы пришли к выводу, что нам необходим самый лучший ударник Ливерпуля, а таковым, по нашему мнению, был только этот парень – Ринго Старр».
Ринго: «Одновременно с предложением от "Битлз" я получил такие же предложения от "King Size Taylor and The Dominoes" и от Джерри и "The Pacemakers". Однажды утром, около полудня, когда я еще лежал в постели, мать постучала в дверь спальни и сообщила: «Пришел Брайан Эпстайн». О нем я почти ничего не знал, но мне казалось странным, что у "Битлз" есть менеджер — у всех остальных групп его не было. Он сказал: «Не согласитесь ли вы участвовать в дневном концерте в клубе "Кэверн" вместе с нами?» Я ответил: «Дайте мне минуту, чтобы выпить чашку чаю и надеть брюки, и я еду с вами». Он довез меня до клуба в своей шикарной машине, и я отыграл этот концерт. Так повторялось три или четыре раза, мы подружились, выпивали после концертов, а потом я возвращался к Рори».
После недолгих переговоров 16 августа 1962 года бывший барабанщик Rory Storm and The Hurricanes Ринго Старр присоединился к The Beatles.
Засим предисловие заканчивается. Что было дальше, как битлы (уже с Ринго) продолжили работать с Джорджем Мартином и Брайаном, каким стал их дебют в шоу-бизнесе вы узнаете в следующих главах.
Еще раз с Новым 2013 годом!!!!
Фильм неплохой, я уже даже по привычке не обращаю внимания на то, что актеры не очень и похожи :D
А Стюарта безумно жалко, 21 год..
Потренируйся тут и приступай к книге :)