Кудесники «Золотого мяча». Часть 5 (1977-1981)
Блог «Больше, чем клуб», из последних сил, перед уходом на новогодние каникулы, продолжает свою работу по представлению Вам обладателей главной индивидуальной награды в современном футболе. Пятая серия нашего цикла представит на Ваш суд трех великих игроков конца 70-х - начала 80-х, деливших между собой европейский футбольный Олимп в период с 1977 по 1981 гг. Поехали!
1977 год - Аллан Симонсен. Обладатель Вечного рекорда
Современное поколение лучших игроков «Барсы» ясно дает понять, что совсем не обязательно быть высоким, чтобы отлично играть в футбол. Но задолго до того, как это стало обыденностью, появился один датчанин, который впервые сформулировал этот тезис. Этим датчанином был Аллан Симонсен, великий нападающий с очень скромным ростом, который заставил греметь по всей старушке Европе славное имя «Боруссии» из Мёнхенгладбаха Хеннеса Вайсвайлера, а после переезда в Барселону стал любимчиком и кумиром «Камп Ноу».
«Симонет» - единственный датчанин, получивший «Золотой мяч» (в 1977 году), несмотря на то, что эта маленькая скандинавская нация подарила миру таких легендарных футболистов, как братья Лаудрупы, Элькьер-Ларсен и Шмейхель. Аллан перебрался в Германию в 1973 году – его главному тренеру «Боруссии» посоветовал соотечественник, Хеннинг Йенсен, спустя несколько лет перешедший в «Мадрид» вместе с Гюнтером Нетцером. Симонсену не было и двадцати, а он уже попал в компанию к Фогтсу, Нетцеру, Бонхофу, Йенсену, Хайнкесу, Виммеру и другим сверхталантливым игрокам, из которых Хеннес Вайсвайлер собирался строить команду, не лишенную амбиций. Первое время Аллану было очень непросто – он вспоминал, как тренер «специально просил Берти Фогтса как можно жестче играть против меня на тренировках, чтобы я скорее повзрослел».
Плоды работы Вайсвайлера не заставили себя долго ждать. Уже в свой первый сезон в Мёнхенгладбахе Симонсену и Ко удалось добраться до финала Кубка УЕФА, но в двухматчевом противостоянии с «Ливерпулем» немцы уступили с общим счетом 2:3. В том же году «Боруссия» одержала победу в Кубке Германии, одолев в финале «Кельн». По-настоящему волшебным стал для Симонсена 1975 год. Сперва Аллан и «Боруссия» смогли вытащить занозу двухлетней давности, катком проехавшись по голландскому «Твенте» в ответной встрече финала Кубка УЕФА (5:1), где Симонсен забил два сумасшедших мяча, а затем получить звание чемпионов Бундеслиги, в которой датчанин тогда отметился 18 голами.
Аллан Симонсен очень скоро стал знаковым игроком для Германии и всей Европы. Вскоре пришло и неминуемое признание, в виде «Золотого мяча»-1977, в год безупречной работы датского футболиста на всех фронтах – «Боруссия» вновь пришла к чемпионству и впервые в истории вышла в финал Кубка чемпионов – в Риме соперником гладбахцев стал «Ливерпуль». И, к большому разочарованию немцев, «красные» во второй раз стали камнем преткновения для «Боруссии». (3:1). Утешением для Симонсена стал личный трофей, полученный в упорной борьбе (1-е и 2-е место разделили три очка, 1-е и 3-е - четыре) со звездой команды из города «Битлз», Кевином Киганом, и молодым дарованием из французского «Нанси», Мишелем Платини. Спустя два года, уже перед самым уходом из «Боруссии», Симонсен еще раз громко заявил о себе и о своем клубе на всю Европу – именно его гол, забитый с пенальти, решил исход двухматчевого финала Кубка УЕФА-1979 против «Црвены Звезды» - трофей вновь отправился в Мёнхенгладбах.
Теперь вы понимаете, с какими регалиями и наградами Симонсен приехал в столицу Каталонии. Однако ему еще только предстояло завоевывать любовь болельщиков, ведь он пришел в «Барселону» не просто так, а на смену Йохану Неескенсу, уважение фанатов к которому превышало все мыслимые пределы. К примеру, знаменитой была кричалка «Неескенс, да! Нуньес, нет!», которой поклонники «Барсы» отмечали победу в Кубке Кубков-1979 против «Фортуны» из Дюссельдорфа. Впрочем, невысокий датчанин, с превосходной игрой, видением поля и голевым чутьем, очень быстро расположил к себе даже самых недоверчивых «кулес». Вместе с сине-гранатовыми Симонсен завоевал Кубок Короля (1981) и Кубок Кубков (1982), в финале которого он отметился забитым мячом в ворота льежского «Стандарта». Одноклубники очень лестно отзывались о нем, Кини сказал как-то раз: «Теперь, я думаю, всем понятно, почему Симонсен завоевал свой «Золотой мяч» - редко встретишь такого феноменального игрока».
Примечательно, что «Золотой мяч» стал не единственной наградой усилиям Симонсена в 1977 году. За несколько дней до вручения трофея первая жена футболиста, Аннетта, подарила ему дочь Камиллу, сделав главный рождественский подарок мужу. Само же вручение «мяча» прошло на стадионе в Мёнхенгладбахе, перед матчем с «Айнтрахтом». Вот только Аллан получил травму, спустя пять минут после начала игры, так что продолжительным праздник не получился.
Симонсен всегда был особенным человеком. К примеру, свой «Золотой мяч» он подарил своему первому клубу, датскому «Вайле», одному из самых популярных коллективов на Ютландии. Достаточно еще вспомнить один из пунктов его первого контракта с «Боруссией»: он просил заменить часть денежного вознаграждения на то, чтобы иметь не четыре недели каникул, как у всех его одноклубников, а восемь – чтобы проводить все рождественские и прочие праздники с семьей. И последнее – Аллан Симонсен – обладатель теперь уже вечного рекорда, который никому и никогда не побить – он единственный футболист, забивавший в финалах трех крупнейших клубных турниров Европы: Кубка чемпионов, Кубка УЕФА и Кубка Кубков. Великий игрок.
1978, 1979 гг - Кевин Киган. Легендарная «семерка» 70-х
70-е годы были годами великих фланговых игроков Старого Света, годами «седьмых номеров» или « номеров одиннадцатых». В «Барсе» - Решак и Карраско; в «Мадриде» - Амансио и Хуанито; в Серии А – Каузио и, позже, Конти; в СССР – Блохин; в Бундеслиге – Симонсен и Руммениге; в Шотландии – Джимми Джонстон; в Нидерландах – Кейзер; в Бельгии – Ренсенбринк, и на британских островах сумеречный Бест и, сразу после, Кевин Киган и Кенни Далглиш, двойное «К» «Энфилда».
Они оба родились в 1951, только Киган на 23 дня раньше Далглиша. Это был словно знак свыше, поскольку 26 лет спустя, шотландец Далглиш, после триумфальной карьеры в «Селтике», подпишет контракт с «Ливерпулем» ровно в тот день, когда Киган оставит «красных» на вершине европейского Олимпа, чтобы продолжить свой путь в «Гамбурге». А еще это был 77-й год, что рождало ассоциации, поистине кабалистические. Далглиш был лучшим возможным преемником «седьмого номера», который Киган возвел в ранг мерсисайдской легенды, начавшейся после того, как в 1971 году талантливого парнишку, бегавшего по правому флангу, на одном из кубковых матчей приметил великий Билл Шенкли. Киган в ту пору выступал за «Сканторп Юнайтед», сражавшийся на полях четвертого английского дивизиона.
За шесть сезонов в составе «Ливерпуля» Киган сумел привести свой клуб к многочисленным победам, как на внутренней, так и на международной арене. «Красным» покорились Кубки УЕФА 1973 и 1976, Кубок чемпионов 1977, чемпионство АПЛ 1973, 1976 и 1977 и один национальный Кубок – 1974. Великое поколение игроков, таких как Клеменс и Макдермотт, которое возглавлял Киган, стало эмблемой «Энфилда» той эпохи. Удивительно, что звание лучшего футболиста Европы и свой первый «Золотой мяч» (1978) Киган получил, уже находясь в «Гамбурге» и сражаясь в Бундеслиге, однако ни у кого не должно возникать сомнений, что это первое признание аккумулировало в себе все его заслуги в составе «мерсисайдцев».
В Германии Киган пробыл до 1980, получив за год до этого свой второй «мяч» и завоевав с «Гамбургом» титул чемпиона. Немецкая команда, имевшая в своем составе Манфреда Кальца, Феликса Магата и Хорста Хрубеша, среди прочих достижений имеет в своем активе пять мячей в ворота «Мадрида» в полуфинале Кубка чемпионов 1979/80. В первом поединке, в столице Испании (2:0 в пользу «Мадрида»), местная пресса воспевала хвалы своей команде и, в том числе, молодому кантерано, Пересу Гарсии, сумевшему накрыть своей тенью знаменитого Кигана. В ответной встрече изумительная игра англичанина так действовала на нервы гостям, что не выдержал даже спокойнейший Висенте дель Боске – именно за драку с гамбургской «семеркой» дон Висенте заработал одно из двух своих удалений за всю карьеру игрока. Кевин Киган закончил с футболом на островах – немного поиграв в «Саутгемптоне» и «Ньюкасле», который он сумел вывести в Премьер-лигу, после чего, в 1984 году, начал свой путь на тренерском поприще.
1980, 1981 гг - Карл-Хайнц Руммениге. Между «молотом 70-х» и «наковальней 90-х»
Тридцать лет назад забитые голы не праздновались так, как это происходит сейчас. Карл-Хайнц Руммениге забил великое множество мячей за «Баварию» и национальную сборную, но всегда встречал это сдержанно и скромно, с серьезностью, присущей образу немецкого футболиста того времени.
Безоговорочный лидер, мощный ,быстрый, сильный физически и духовно, ставший наводящим ужас «футбольным убийцей». «Калле», как все еще называют Руммениге, - один из величайших бомбардиров, которых подарил миру немецкий футбол. С 45 мячами в 95 играх он является пятым голеадором в истории немецкой сборной, а со 162 в 310 встречах – десятым – в истории Бундеслиги. По этому показателю в «Баварии» его опережает лишь легендарный Герд Мюллер.
Руммениге начал карьеру в команде родного города – «Боруссии» из Липпштадта, и уже в 19 лет, в 1974 году, переехал в Мюнхен. Успех пришел моментально – в первый же сезон он завоевал вместе с командой Кубок чемпионов, хоть и наблюдал за финальным поединком против «Лидса» со скамьи запасных. Двенадцать месяцев спустя, весной 1976, будучи уже безоговорочным игроком первой команды и составляя ударную связку с Гердом Мюллером, он помог мюнхенцам стать континентальным чемпионом в третий раз подряд. Это было блестящее начало карьеры, а последующий приход на тренерский мостик «Баварии» Паля Чернаи, в 1978 году, и вовсе вывел способности и мастерство Руммениге на совершенно иной уровень.
Руммениге забивал все больше и больше, и, с переездом Герда Мюллера в 1979 году в США, лавры главного бомбардира команды перешли именно к нему. Настоящее признание пришло к «Калле» в 1980 – он выиграл свою первую Бундеслигу, став лучшим бомбардиром чемпионата, завоевал со сборной золото Евро-80 и, как итог всему этому, получил в конце года свой первый «Золотой мяч». В 1981 году он вновь привел «Баварию» к чемпионству и снова был признан лучшим игроком Европы.
После Германии он выступал в миланском «Интернационале» и швейцарском «Серветте». Этот этап был менее успешен и отмечен многочисленными травмами, так что в 1984 году Руммениге пришлось завершить карьеру игрока, в которой осталась одна гнетущая заноза – ему так и не удалось поднять над головой Кубок Мира. Он принимал участие в трех розыгрышах Мундиалей, дважды выводил свою сборную на финальные поединки с капитанской повязкой, но оба раза проигрывал – Италии в 1982 и Аргентине – в 1986. Его карьера осталась как раз посередине двух золотых поколений немецких футболистов, покорявших мировой Олимп с «бундестим» - поколением Беккенбауэра-1974 и поколением Маттеуса-1990.
Тем не менее, Мундиаль-82 и Карл-Хайнц Руммениге навсегда останутся в памяти немецких болельщиков уже за один только полуфинальный бой с французами. Основное время матча, проходившего в Севилье, на стадионе «Рамон Санчес Писхуан», закончилось вничью, 1:1 – на гол Пьера Литтбарски своим мячом ответил Мишель Платини. Как только начинается дополнительное время, Мариус Трезор и Ален Жиресс выводят французов вперед, и, немцам, кажется, уже не отыграться с 1:3, но в это время на поле появляется травмированный и физически изможденный предшествующими играми Руммениге. На 102-й минуте он отыгрывает один мяч, на 108-й отдает голевую передачу на Клауса Фишера, а в серии пенальти уверенно реализует свой удар и отправляет Францию сражаться лишь за третье место. Правда, на главный матч против Италии сил у него уже не остается.
В Мексику-86 Руммениге также приехал не совсем здоровым, и после поражения в финале от Аргентины он завершил свою карьеру в сборной. В настоящий момент занимает должности председателя правления АО «ФК Бавария» и президента Ассоциации европейских клубов.
Источник: Mundo Deportivo
)))))))))))